Статья из опыта работы. Воспитание нравственности и патриотизма у подрастающего поколения

Воспитание нравственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Троякова Людмила Максимовна
воспитатель Государственного бюджетного
образовательного учреждения Республики Хакасия
«Хакасская национальная гимназия –
интернат им. Н.Ф. Катанова»
г. Абакан.
E-mail: troyakova l@mail.ru

Аннотация. В статье говорится о воспитании нравственности и патриотических чувств через изучение истории рода и семьи, так же через исследование жизни и профессиональной деятельности старшего поколения, которая может служить для нас примером жизнелюбия.

Ключевые слова: исследование, изучение, история, воспитание.

Особенностью воспитательного процесса в Государственном бюджетном образовательном учреждении Республики Хакасия «Хакасская национальная гимназия- интернат им. Н. Ф. Катанова» является то, что наши дети находятся в отрыве от семьи большую часть года. Учитывая особенности обучения и проживания детей в школе-интернате, особое внимание уделяется изучению истории рода и семьи, а так же изучению истории гимназии.
При исследовании делается акцент на анализ состава класса по родам, фамилиям и месту жительства детей. Были собраны родовые легенды о происхождении родов и фамилий. Предметом изучения стали родовые знаки и тамги. В процессе сбора и изучения информации проводятся экскурсии в Республиканский краеведческий музей, Минусинский краеведческий музей, экскурсии в Ширинский район «Сундуки», и сакральным объектам, например, музей «Хуртуях Тас» в селе Полтаково и музей-заповедник «Казановка» Аскизского района, этнографический музей с. Усть –сос и другие исторические объекты.
Воспитанию нравственности и патриотизма у подрастающего поколения, способствует работа над исследованием жизни старшего поколения которое,
с честью прошло испытания военного времени, восстановило страну и создало тот фундамент, который служит нам и сегодня. Изучение истории рода и семьи для самопознания воспитанника самый доступный, лучший материал, который ему пригодится в жизни. В процессе изучения развиваются познавательные, творческие способности. Ребёнок узнаёт систему жизненно важных общественных и семейных ценностей. Например, когда беседовали с Сагоякоковой Верой Фёдоровной, с прабабушкой воспитанника гимназии Александра Сагоякова, узнали о жизни молодёжи в военные годы и после войны. Они пахали землю на быках, сеяли пшеницу, убирали урожай. Утром рано вставали на работу и до позднего вечера работали. По вечерам репетировали пьесу «Акун». Показывали спектакль односельчанам. Она рассказала, как в 1946 году, осенью, поехали в село Аскиз, в районный центр, на конкурс самодеятельных театров района. Ехали на телеге запряженной двумя быками из села Чаптыково два дня (Сейчас это расстояние можно проехать на машине за один час). После выступления сфотографировались. Фотография хранится в семейном альбоме. Свою жизнь молодой человек может сам сделать интересным, счастливым, возможность можно найти, даже в трудные времена.
Через беседы от старшего поколения семьи можно узнать о традициях и обычаях, пословицах и поговорках, изучать язык своей национальности.
Очень удивило Сашу, из рассказа Веры Фёдоровны, что когда она вышла замуж по обычаю старших, нельзя было называть по имени отца мужа, так же нельзя называть по имени, здороваться за руку и даже рядом стоять с братьями мужа. Невестке нельзя было ходить без головного убора, всегда одевать платок. Во время свадьбы жених с невестой за свадебным столом не сидели. Это было знаком уважения и почитания старшего поколения.
Легендарная история жизни предков становится примером для учащихся. Прадедушка Саши, Михаил Сергеевич работал трактористом. В 1954 году был отмечен за хорошую работу и ездил на ВДНХ в г. Москву. Сохранилась фотография в семейном альбоме. Знания истории рода, семьи помогают воспитаннику создать проекта своей жизни. Понять своё предназначение в жизни.
Гимназия вторая семья для воспитанников. Здесь уделяется большое внимание изучению и бережному хранению истории связанной с судьбами людей стоявших у истоков создания и становления нашей гимназии – это наши ветераны войн, ветераны труда. В гимназии давних пор живет такая традиция шефство над ветеранами. Ветеранам оказывают необходимую помощь, приглашают на классные часы, и внеклассные мероприятия. Работа осуществляется совместно светом музея, ученическим советом и военно-патриотическим клубом «Матыр».
Главная задача: - окружить вниманием и заботой ветеранов.
- исследовать жизнь и трудовую деятельность ветеранов.
-представлять исследовательские работы на научно практических, конкурсах.
- изучить историю образования и развития гимназии.
После того как научно-исследовательская работа выполнена, воспитанник защищает исследование на научно практических конференциях различного уровня. Это возможность научится публично выступать, работать с текстом. Воспитанник получает грамоты и дипломы, а это успешность. Ему помогает семья: дедушки бабушки, тёти и дяди и родители, это то, что объединяет семью. Молодой человек, знающий историю своего рода и семьи, своей школы, всегда пользуется уважением в обществе.
Исследовательские работы учащихся хранятся в музее гимназии также в семейных архивах. Воспитание подрастающего поколения на исторических семейных традициях во многом способствует формированию духовно богатого, гуманного человека, уважающего и почитающего старшее поколение своей семьи, школы, села, города - историю своей страны.
Список литературы.
«Амыр пiлбен алтон чыл. По следам Алыпа».
К 60-летию Хакасской национальной гимназии - интернат
им. Н.Ф. Катанова. Хакасское книжное издательство. Абакан 2005.







15