Я выбираю профессию (программа развивающих игр для старшеклассников)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРОМАШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого
627350 РФ, Тюменская область, с. Аромашево, ул. Октябрьская, д.35 тел/ факс 2-13-83, 2-27-74

Утверждаю: Согласовано:
Директор МОУ АОСШ зам. директора по УВР _____________________ ______________

«____»____________ «_____»____________
2011 - 2012- уч. год 2011 - 2012уч. год

«Я выбираю профессию»
(подпрограмма воспитательной программы «СТУПЕНИ»)


Программа
развивающих игр
для старшеклассников

составила: Вдович С.А.
психолог Аромашевской средней школы






2011

Пояснительная записка
Первая реальная, жизненно важная проблема, с которой сталкиваются ученики средних и особенно старших классов, - проблема выбора будущей профессии. Нет необходимости доказывать, насколько важно для молодого человека правильно определить свое место в жизни.
Значение проблемы выбора будущей профессии школьники начинают осознавать уже с 14-15 лет. Особенно обеспокоены этой проблемой старшеклассники. По наблюдениям психологов, среди них более 48% выбирают профессию под влиянием эмоций («нравится – не нравится») и, не оценивая своих возможностей; внутреннюю неуверенность отмечают у себя 35% юношей и девушек. Подавляющее большинство молодых людей в этот ответственный период испытывают противоречивые чувства: «Я должен и обязан поделиться, чем я буду заниматься после окончания школы» и «Я не знаю, какое занятие мне выбрать, потому что мне нравится много разных профессий» или «Мне не нравится ни одна профессия». Чувство долга и в то же время принятие решения – это остается проблемной ситуацией, в которой оказываются многие выпускники школ.
Хорошо это или плохо? Традиционно считалось, что это плохо, и необходимо создавать условия для того, чтобы этого не случалось (например, предлагалось организовать профориентационную работу чуть ли не с детского сада).
Позволим себе утверждать обратное: это хорошо и более того, это естественно. А хорошо это потому, что жизненные проблемы развивают человека, делают его умнее, выносливее, создают возможность насладиться своим существованием. Конечно, при условии, если он действительно решает свои проблемы, проживает их, изменяет и открывает в самом себе интеллектуальные и личностные резервы. Именно в этот момент важно показать молодому человеку путь духовного саморазвития. От того, как он решит эту проблему, зависит его дальнейшая жизненная стратегия: будет ли он ориентироваться на социальные нормы или действовать в соответствии со своим желанием, будут ли его привлекать прежде всего материальные или духовные ценности, сможет ли он, наконец, действительно решать проблему или просто избавляться от нее, действуя, «как все» и захватывая в свое жизненное пространство любой случайный «вариант».

Данная программа предлагает ряд игровых занятий, помогающих (прежде всего психологически) выбрать профессию. Играм «в профессию» можно посвятить несколько часов в течение учебного года, перед выпускным классом. Можно использовать ее в качестве элективного курса для учащихся 9 классов, чтобы в дальнейшем учащиеся могли выбрать профиль образования, необходимый им для дальнейшей самореализации.

Программа «Я выбираю профессию» состоит из двух циклов занятий.
Первый цикл посвящен разбору условных ситуаций выбора профессии, второй – анализу типичных ошибок и затруднений, которые испытывают молодые люди в этот период. Программа рассчитана на 10 занятий (11 занятие – рефлексивное, для подведения итогов, как учащихся, так и педагога, руководящего занятиями), продолжительность занятий – 1 час.
На занятиях применяются методические приемы организации коллективной деятельности школьников. Основной из них – взаимная групповая оценка. Пожеланию школьников организуются две группы. Ребята сами выбирают руководителей групп из общего числа участников. Получив свое задание, каждая группа выполняет его самостоятельно и автономно от другой группы. Результаты решения (доклады, сообщения групп) выносятся на общее обсуждение, в котором участвуют учитель и две группы школьников.
Сначала разбирается решение первой группы, а вторая группа анализирует и оценивает его, затем – наоборот. Анализируют и оценивают по схеме:

соответствие доклада группы заданной теме;
правильность решения;
аргументация в пользу полученного решения (полнота аргументации, ее продуманность);
творческий характер решения;
полнота решения (на все ли вопросы есть ответы; степень использования предложенных для занятий материалов и схем).

Используется так же соревнование между группами. В конце каждого занятия руководитель практикума объявляет две оценки: за правильность решения группы и за активное участие в коллективной работе.

Прием «зеркало» состоит в следующем. Педагог рассказывает о конкретном факте из жизни таких же, как участники игры, ребят. Он говорит о своем отношении к этим событиям, последствиях тех или иных поступков. Если рассказ построен искусно и в нем отражены реальные ситуации, юноши и девушки сравнивают себя с персонажами, размышляют, соотносят свои действия с поступками героев. В целом они видят себя и свои проблемы как бы в психологическом «зеркале».




























Цикл I. Условия выбора профессии.
Занятие 1.
«Выявление готовности школьника к выбору профессии»
Практическое занятие.
Входящее тестирование. Опросник для выявления готовности школьников к
выбору профессии.

Занятие 2.
«Мир профессий и профессиональные требования»
Практическое занятие.
Методический прием. Организация взаимной групповой оценки.

Занятие 3.
«Природные предпосылки».
Методический прием. Организация взаимной групповой оценки.

Занятие 4.
Мнения старших членов семьи, учителей и друзей о выборе профессии
Методический прием. Ролевая игра, коллективная дискуссия. Метод «зеркала».

Занятие 5.
Информированность школьников о профессиях и профессиональных требованиях.
Методический прием. Метод организации групповой оценки.

Занятие 6.
Личные жизненные и профессиональные планы.
Методический прием. Психологическое «зеркало».

Цикл II. Типичные ошибки школьников при выборе профессии.

Занятие 7.
Влияние престижности профессии на успешность профессионального
самоопределения.
Методический прием. Беседа, коллективное обсуждение.

Занятие 8.
Перенос отношения к школьному предмету на отношение к профессии.
Методический прием. Метод организации взаимной групповой оценки.

Занятие 9.
Методика полярных профилей.
Методический прием. Коллективное обсуждение.

Занятие 10.
«Презентация профессии».
Методический прием. Метод организации взаимной групповой оценки.

Занятие 11.
«Как мы выбирали профессию».
Рефлексивное занятие.
Методический прием. Коллективное обсуждение.

Цикл I. Условия выбора профессии.
Занятие 1.
«Выявление готовности школьника к выбору профессии»
Практическое занятие.
Входящее тестирование. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.

Занятие 2.
«Мир профессий и профессиональные требования»

Практическое занятие.
Ребятам предлагается самостоятельно заполнить таблицу:

Типы и подтипы профессий
Перечислить профессии данного типа
Перечислить требования, предъявляемые профессией к человеку

1
2
3
4












Ребята распределяются в две группы. Каждая группа заполняет таблицу, обсуждая все связанные с этим вопросы.
Результаты обсуждаются вместе с учителем.
Методический прием. Организация взаимной групповой оценки.

Занятие 3.
«Природные предпосылки».

Практическое задание. На основе таблицы, заполненной на предыдущем занятии, школьники вместе с учителем выделяют свойства, данные, необходимые для успешной работы в той или иной области. Для определения подходящего для себя вида деятельности ребята составляют и анализируют данные, занесенные в такую форму.

Профессии, которые мне нравятся
Профессии, которые мне подходят
Соответствие моих природных данных к этим профессиям

1.



2.









Методический прием. Организация взаимной групповой оценки.

Занятие 4.
Мнения старших членов семьи, учителей и друзей о выборе профессии.

Практическое задание. Ребятам предлагается разыграть сценку с участием трех персонажей: один представляет старшеклассника, другой – отца, третья участница – мать. (Число ролей можно расширить). Остальные участники практикума – зрители. После просмотра – коллективное обсуждение.
Предлагается следующий сюжет сценки: за вечерним чаем сын или дочь объявляют родителям о своем решении выбрать ту или иную профессию. Текст роли заранее не готовится, каждый участник играет самого себя. При обсуждении того или иного персонажа участники дискуссии фактически говорят о самих себе, о своих проблемах.
Аналогично можно проиграть сценку обсуждения проблемы выбора профессии с учителем, друзьями.
Методический прием. Ролевая игра, коллективная дискуссия. Метод «зеркала».

Занятие 5.
Информированность школьников о профессиях и профессиональных требованиях.

Практическое задание. Ребятам предлагается придумать различные типологии профессий на основании, например, критерия «условий труда». Разделившись на две группы, школьники выполняют задание. После этого коллективное обсуждение.
Методический прием. Метод организации групповой оценки.


Занятие 6.
Личные жизненные и профессиональные планы.
Учитель обсуждает со школьниками профессиональный выбор знакомого им юноши. Если ребята не согласны с его выбором, им предлагается назвать подходящую профессию для этого ученика и объяснить причины этого выбора.
Методический прием. Психологическое «зеркало».



Цикл II. Типичные ошибки школьников при выборе профессии.

Занятие 7.
Влияние престижности профессии на успешность профессионального самоопределения.
На этом занятии нет практического задания. Рекомендуется провести встречу-беседу с представителями различных профессий: важно, чтобы во время беседы обсуждались сложности профессии, постепенного профессионального и должностного роста.
Методический прием. Беседа, коллективное обсуждение.

Занятие 8.
Перенос отношения к школьному предмету на отношение к профессии.

Бывает, что ученик с интересом относится к какому-либо школьному предмету. Он получает хорошие отметки и в конце концов выбирает его в качестве своей будущей профессии. И здесь возможны весьма серьезные ошибки.
Практическое задание. В рамках двух-трех школьных предметов, выбранных школьниками, им предлагается перечислить и описать профессии, сходные по содержанию с выделенными предметами школьного курса. Определить общее и различное между содержанием школьных предметов и содержанием профессий.
Методический прием. Метод организации взаимной групповой оценки.






Занятие 9.
Методика полярных профилей.

Практическое задание. Из участников практикума выбирается один ученик, который оценивается по определенному набору качеств (методика полярных профилей). Оценка каждого качества дается по 10-бальной системе.


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10


1
Неразвитый










Умный
1

2
Ленивый










Трудолюбивый
2

3
Злой










Добрый
3

4
Черствый










Отзывчивый
4

5
Разбросанный










Целеустремленный
5

6
Развиты художественные способности










Развиты технические способности
6

7
Любит историю










Любит математику
7

8
Любит работать уединенно










Любит общаться
8

9
Любит размышлять










Любит мастерить
9

10
Любит природу










Любит технику
10



По этой методике составляются оценки:
а) школьник оценивает самого себя;
б) одноклассники оценивают школьника (берется усредненная оценка);
в) педагог оценивает школьника.

На одном листе сводятся оценка школьника, усредненная оценка его одноклассниками, оценка педагога. (Можно графически в цвете отобразить оценки всех оппонентов). Обсуждаются моменты соответствия и расхождения оценки.
Цель занятия: достичь со школьниками понимания того, что самооценку нужно вырабатывать специально на основе сравнительного анализа оценок учителей, родителей, друзей, поскольку собственное мнение о самом себе может быть неправильным, субъективным. Во время обсуждения надо вести содержательный анализ, не переводя дискуссию «на личности».
Методический прием. Коллективное обсуждение.

Занятие 10.
«Презентация профессии».

Практическое задание. В двух группах школьники выбирают определенную профессию. При этом они ориентируются на этапы «узнать – подумать – попробовать».
На общем обсуждении каждая группа рассказывает о профессии, которую она выбрала, и анализирует причины выбора.
Методический прием. Метод организации взаимной групповой оценки.





Занятие 11.
Как мы выбирали профессию.

Рефлексивное занятие. Учитель и школьники обмениваются опытом, полученным на практикуме: что нового они узнали, какие занятия были самыми интересными. Ученики рассказывают, какую профессию они хотели бы выбрать.
Методический прием. Коллективное обсуждение.

Анкета.
Что нового ты узнал о себе? ________________________________
Что больше всего понравилось на занятиях?________________________
____________________________________________________________
Что больше всего запомнилось?__________________________________
______________________________________________________________
Что не понравилось? ____________________________________________
Сделал ли ты окончательный выбор профессии?____________________
Оцени по 10-бальной шкале, насколько полезны были
· для тебя проведенные занятия____________________________________________


































Литература:
Климов Е.А.
Как выбрать профессию. - М., 1984
Самоукина Н.В.
Игры, в которые играют - «Феникс +», Дубна, 2000
ред. Степанова Е.Н.
Воспитательный процесс: изучение эффективности,
М., Творческий центр «Сфера», 2003.





















Приложение
к занятию 1
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать ниже перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
Основной мотив выбора – материальные интересы.
В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.
Вы выбираете место работы (учебы) потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты
Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
Не важно кем работать, важно, как работать.
Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
Вам известно, каких качеств, важных для Вашей будущей профессиональной деятельности Вам не достает.
Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой будущей профессии.
Вы консультировались о выборе профессии у врача.
Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов. Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:
I
II

1

2


3

4


6

5


7

9


8

10


11

13


12

15


16

18


17

21


19

24


20

Всего «нет»:

22



23



Всего «да»:


Посчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0 – 6 баллов – неготовность;
7 – 12 баллов – низкая готовность;
13 – 18 баллов – средняя готовность;
19 – 24 балла – высокая готовность.



1 группа



№ занятия
Фамилия, имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

1













2













3













4













5













6













7













8













9













10













11













12













13













14













15














Групповая оценка























Приложение
2 группа



№ занятия
Фамилия, имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

1













2













3













4













5













6













7













8













9













10













11













12













13













14













15














Групповая оценка





















Типы и подтипы профессий
Перечислить профессии данного типа
Перечислить требования, предъявляемые профессией к человеку

1
2
3
4



































































































































Приложение
к занятию 2





































Приложение
к занятию 3

Профессии, которые мне нравятся
Профессии, которые мне подходят
Соответствие моих природных данных к этим профессиям

1.



2.















Приложение
к занятию 8

Анкета для гостя
программы
«Я выбираю профессию»
Фамилия ________________________________________________________
Имя ____________________________________________________________
Отчество ________________________________________________________
Профессия _______________________________________________________
Занимаемая должность_____________________________________________
Звания, награды___________________________________________________
_________________________________________________________________
Образование ______________________________________________________
(перечислите, пожалуйста, все учебные заведения, которые Вы когда-либо
закончили)________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как долго Вы работаете в данной должности, профессии (специальности)_
__________________________________________________________________
Кем работали раньше, и какую должность занимали______________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Отметьте положительные и отрицательные моменты прежней работы________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Испытываете ли Вы удовлетворение от той работы, которую выполняете сейчас,
если да, то в какие моменты____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Есть ли негативные моменты в Вашей повседневной профессиональной
деятельности? (какие?)_________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Хочется ли Вам сменить Вашу профессию (специальность)__________________
Как долго Вы хотели бы остаться в своей профессии_________________________
______________________________________________________________________
Что бы Вы пожелали сейчас ребятам, которые только еще задумываются о
получении профессии____________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________


Дата:_____________________
Подпись: _________________


Приложение к занятию 11
Анкета.
Что нового ты узнал о себе? ________________________________
Что больше всего понравилось на занятиях?________________________
_____________________________________________________________
Что больше всего запомнилось?__________________________________
____________________________________________________________
Что не понравилось? ____________________________________________
Сделал ли ты окончательный выбор профессии?____________________
Оцени по 10-бальной шкале, насколько полезны были для тебя проведенные занятия____________________________________________


Анкета.
Что нового ты узнал о себе? ________________________________
Что больше всего понравилось на занятиях?________________________
_____________________________________________________________
Что больше всего запомнилось?__________________________________
______________________________________________________________
Что не понравилось? ____________________________________________
Сделал ли ты окончательный выбор профессии?____________________
Оцени по 10-бальной шкале, насколько полезны были для тебя проведенные занятия____________________________________________


Анкета.
Что нового ты узнал о себе? ________________________________
Что больше всего понравилось на занятиях?________________________
_____________________________________________________________
Что больше всего запомнилось?__________________________________
______________________________________________________________
Что не понравилось? ____________________________________________
Сделал ли ты окончательный выбор профессии?____________________
Оцени по 10-бальной шкале, насколько полезны были для тебя проведенные занятия____________________________________________


Анкета.
Что нового ты узнал о себе? ________________________________
Что больше всего понравилось на занятиях?________________________
_____________________________________________________________
Что больше всего запомнилось?__________________________________
_____________________________________________________________
Что не понравилось? ____________________________________________
Сделал ли ты окончательный выбор профессии?____________________
Оцени по 10-бальной шкале, насколько полезны были для тебя проведенные занятия____________________________________________






Опросник по схеме построения
Личной Профессиональной Перспективы (ЛПП)
Инструкция: Вам будут предложены вопросы, на которые вы должны ответить кратко , 1-2 предложениями, и, по возможности, обосновать эти ответы. Попробуйте отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной.


Вопрос
Ответ
Само
оценка
(1 – 5 )
Оценка
психо
лога

1
Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?




2
Зачем нужно учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?




3
Когда в нашей стране жизнь станет лучше?




4
Хорошо ли вы знаете мир профессий?
Назовите 3 профессии, начинающиеся на букву «В», (затем на букву «М», «Т»).
(Всего на ответ 3 минуты.)




5
Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем вы видите ее смысл)?




6
Кем вы мечтаете стать по профессии через 2 – 10 лет? Как согласуется ваша мечта с другими, непрофессиональными, но важными для вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?




7
Выделите основные 5 – 7 этапов на пути к вашей профессиональной мечте (что вы собираетесь делать после школы и т. д.).




8
Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы можете приобрести ее.
Отдельно для профессии и для уч. заведения напишите по 3 самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что вы хорошо представляете то, что собираетесь выбрать




9
Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.




10
Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?




11
Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?




12
Как вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?




13
Есть ли у вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту? (назовите их)




14
Что вы делаете уже сейчас для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы делаете, кроме хорошей учебы в школе






Инструкция: Оцените самостоятельно (или в своей группе) качество каждого ответа по условной 5 - бальной шкале.
Критерии оценок:
1 балл – отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла – явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла – минимально конкретизированный ответ (например: собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой);
4 балла – конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов – конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
Все профессии нужны.
Все профессии важны!



Задание группе:
Каждому участнику противоположной группы придумайте профессию, которая, на ваш взгляд, ему очень подходит.
Не называя саму профессию, назовите основные признаки этой профессии (в какой сфере она используется: промышленность, управление, образование, культура, сельское хозяйство, легкая промышленность, спорт и т. п).
Назовите качества, которыми должен обладать человек, имеющий эту профессию и насколько эти качества выражены у того, кому вы адресуете данное описание, неплохо было бы указать, над чем ему нужно поработать, чтобы быть наиболее успешным в этой профессии.
Назовите трудности, с которыми придется столкнуться человеку, обладающему этой профессией (не менее 3 - х).
Назовите возможные перспективы продвижения его в этой профессии.


После того, как вы все это опишите, оцените, насколько точно тот, кому адресовано описание, назвал эту специальность.
























13 PAGE 14215

13 PAGE 141215



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915