«Правнуки боярыни Морозовой: проблема преемственности традиций духовно – нравственного воспитания»


Иващенко Елена Сергеевна
учитель истории и обществознания
МОУ Шувойской СОШ
Егорьевского района МО
«Правнуки боярыни Морозовой: проблема преемственности традиций духовно – нравственного воспитания»
Каких только вер и религий нет сегодня в Подмосковье: православие, ислам, буддизм, различные протестантские общины, множество сект. А традиционных религий, что на протяжении столетий существуют на подмосковных просторах всего-то две – православие-никонианство и старообрядчество.В общественном сознании долгое время история русского старообрядчества связывалась с районами русского Севера, Сибири и дальним зарубежьем. Однако, удивительным образом один из таких районов оказался в непосредственной близости от Москвы, менее чем в ста верстах и именовался он Гуслицами. Это неофициальное название местности на востоке Подмосковья, бывший юго-восточный угол Богородского уезда Московской губернии, чьей отличительной чертой было компактное проживание в более чем 60-ти селениях этой местности старообрядческого населения. Прежде этот район называли «старообрядческой Палестиной».Одним из сёл, расположенных в бывшей Гуслицкой волости, на границе современных Егорьевского и Ореховского районов, является Шувое. Сейчас это крупный посёлок, который в 2012 году отметил своё 385-летие. Старообрядцы жили в посёлке всегда и даже среди гуслицких староверов славились особенной закоренелостью в убеждениях, за что и получили прозвище «калганники». Сегодня трудно сказать, сколько в Шувое старообрядцев. В советские времена культурной самобытности как Шувое, так и всему Гуслицкому району был нанесён страшный урон. Людей старались отучить от веры предков и связанной с верой культурой. Губит самобытность нашего края и близость к столице, способствовшая быстрому размыванию традиций и культурных особенностей староверов. Есть у гуслицкой культуры и ещё один враг – юго-восток Подмосковья даёт наибольший поток икон для продажи, как скупленных, так и добытых криминальным путём.Мы можем отметить, что сегодня большинство тех, кто причисляет себя к старообрядцам, знают о вере лишь понаслышке. Особенно это касается детей и молодёжи. Люди знают, что они староверы, где они крещены, но что связано с их верой, что требует она от своих последователей помимо крещения двумя перстами, они уже сказать ничего не могут. В подавляющем своём большинстве молодёжь уже не имеет о старой вере почти никакого представления.Из окон моего кабинета истории виден староверческий храм Святой Троицы. Он расположен неподалёку от школы. И на уроках, посвященных теме церковного раскола я спрашиваю детей, какой веры они придерживаются. Около 70 % респондентов с гордостью отвечают – старообрядцы. Однако на вопросы «В чём специфика обрядов старой веры?», «В чём отличие древлеправославия от никонианства?» внятных ответов никто не даёт. К сожалению, уходят старики, исчезает поколение грамотных староверов – гусляков – носителей самобытной культуры и мы опасаемся, что древлеправославие какое-то время будет существовать только по инерции.Поэтому я, как учитель истории, равно как и местное духовенство заинтересованы в том, чтобы обобщить и сохранить разрозненные, зачастую противоречивые исторические свидетельства о зарождении и развитии шувойской староверческой общины. Донести до школьников глубокую символику древлеправославной веры, чтобы иметь возможность на уроках истории, основ православной культуры, на занятиях краеведческого кружка разъяснять специфику местного вероисповедания. Такая работа позволит новым поколениям местных старообрядцев больше узнать о вере, будет способствовать сохранению основ их религии, осмысленному отношению к традициям и культурным ценностям предков.Истинно верующие старообрядцы всегда ревностно хранили и поддерживали древние традиции. И я совершенно не буду касаться сегодня тех изменений, которые произошли во времена никоновской реформы. Их очень много и они являются темой для отдельного выступления. Мне бы хотелось осветить малоизвестные факты, которые больше относятся к бытовой стороне старообрядца, его жизненному укладу, но при этом несут в себе нравственный посыл. Во-первых, при посещении старообрядческого храма обращают на себя внимание некоторые особенности в обрядах и богослужебной практике священника и прихожан. Строгая молитвенная поза: ноги вместе, руки сложены спереди. Все молитвенные действия совершаются единообразно, строго запрещено хождение по храму и разговоры во время молитв, не разрешена молитва на коленях, самовольное прикладывание икон, посторонние звуки, видеосъёмка.Интересно, что благодаря сознательному стремлению удержать обычаи, доставшиеся от предков, у старообрядцев в быту сохранились элементы русской национальной одежды. Такую одежду можно увидеть на староверах во время церковной службы. Мужчины стоят с непокрытой головой, женщины покрывают голову платком. Платок должен быть заколот под подбородком булавкой, а не завязан на узел. Наиболее пристойной одеждой считается сарафан для женщины и рубаха – косоворотка для мужчины.Галстуков староверы стараются избегать (ассоциация с иудиной удавкой). Также при крещении вместе с крестом новообращённому даётся пояс, при этом он часто носится только на теле, он как бы делит тело человека на «чистую» и «грязную» половины.Вообще у истинных староверов господствует культ чистоты. Поддерживается чистота жилища, одежды, тела. Ежегодно накануне Пасхи моют дома как внутри, так и снаружи. Раньше в среде староверов, как рассказывают старожилы, не было обмана и воровства, дома не запирали на замки. Если человек давал слово, то не нарушал его, исполняя обещанное. Молодёжь почитала старших. Крепкие напитки не признавались – только вино, да и то в ограниченных количествах. Крепость нравов ставилась в пример. Даже в обывательской жизни староверы разделяли занятия на сомнительные и допустимые. Благочестивыми считались земледелие, скотоводство, пчеловодство, классические ремёсла. Староверы – купцы не вели торговлю музыкальными инструментами, табаком, игральными картами, не содержали питейных заведений.Строго соблюдались постные дни. К причастию священник допускал только тех, кто соблюдал все четыре поста в году и воздерживался от скоромной пищи по средам и пятницам. Истинно верующие староверы не едят крольчатину, конину, медвежатину, из рыбы можно употреблять только чешуйчатую. Раньше вообще строго предписывалось воздерживаться от любого общения с «мирскими», даже в еде, питье и молитве. Запрет есть из одной чашки с другим человеком вполне объясним с гигиенической точки зрения – не перенять болезнь от другого человека. До сих пор многие прихожане Шувое (особенно пожилые) имеют свою личную посуду, пользуются только ею. В старину также не разрешалось пить чай или кофе, не признавалась светская грамота, но сегодня эти запреты не являются строгими, обязательными. Есть свидетельства, что раньше матери-старообрядки не давали прививать своих детей от оспы (рубец – знак дьявола), но сегодня этот запрет тоже снят. Новорожденных детей, как и взрослых, крестят только погружательно. Нательный крестик необычный – в четырёхконечном кресте изображается восьмиконечный крест, помещённый на символическую Голгофу с черепом Адама у основания. Рядом с ним можно увидеть орудия страстей Христовых – копьё и трость. Часто добавляют надпись «НИКА». Распятый Христос на кресте не изображается. Считается, что крестик нельзя снимать, но иногда человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить было бы непристойно. Во время молений староверы используют древнерусские чётки – лестовки. А чтобы не испачкать рук во время земных поклонов используют небольшие коврики – подручники.Интересны и такие обиходные детали в бытовой жизни современных шувойцев: не принято говорить «спасибо», а только «Спаси Христос» или «Благодарю». Приветствуя друг друга частенько произносят «Мир вам». В домах и квартирах в красном углу ставят иконки и лампадки. Пожилые прихожане во время поста не смотрят телевизор, накрывают его скатертью или салфеткой. Безусловно, что частично бытовой и религиозный уклад жизни современных шувойцев соответствует традиционным ценностям староверов. Однако, за годы преследования старообрядцев и существования советской власти, многие нравственные ориентиры были утрачены.Молодёжь воспитана в безверии, в храм ходят люди старшего возраста. Молодые люди не понимают сущности церковных таинств и не имеют знаний об основах веры, её символике, моральных и нравственных ценностях. Посещение церкви стало приравниваться к некой традиции, «потому что так полагается». Многие курят, сквернословят, злоупотребляют спиртными напитками, хотя носят старообрядческий крестик. Понятно, что невозможно требовать от современного человека слепого подчинения старым традициям и культурным устоям, но утрачиваются действительно ценные нравственные поведенческие ориентиры.Поэтому на уроках, классных часах мы ведём разъяснительную работу, приглашаем к себе для выступлений перед детьми священнослужителей. Большую помощь оказывают школе иерей храма Святой Троицы Максим Андреев, прихожанки Нина Алексеевна Пчелина, Акилина Фёдоровна Чиркова. Два года назад на зональном этапе областной краеведческой конференции учащихся нами была представлена работа, в которой исследовались культура и история Шувойской старообрядческой общины. Эта работа была отобрана и отправлена в Москву. У нас учатся дети окрестных священников, которые являются для своих одноклассников и друзей примером для подражания. Восстанавливается школьный музей, в котором одну из центральных композиций мы посвятим истории и специфике древлеправославия в Шувое. «Любовь к стране начинается с любви к малой родине». Поэтому наша деятельность и направлена на то, чтобы подвести детей к осмысленному отношению к традициям и культурным ценностям предков.