Составление рассказа по опорным картинкам по теме Зима.


Занятие для второй младшей группы.
Тема: Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам.
Цели: - обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам; распространению предложений определениями; - обогащение и активизация словаря по теме: «Зима»; - развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету; - воспитание интереса, любви к родному языку.
Оборудование: фотографии зимнего пейзажа, оформленные в фотовыставку; предметные картинки: дерево, дома, тучи, сугроб, замерзшая река, мальчик на лыжах, девочка на санках, на коньках; сюжетная картинка «Зимние забавы»; сюжетные картинки для составления предложений; бумажные снежинки для каждого ребёнка; магнитная доска. Музыкальное сопровождение: П. Чайковский 1-я симфония часть 2 «Зимние грезы».
Ход занятия: I. Организационный момент.
- Ребята, мне кажется, что наша группа сегодня выглядит как-то необычно. Вам так не показалось? (Ответы детей.) Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.
II. Введение в тему занятия.
Рассматривание фотовыставки. Звучит произведение П. Чайковского «Зимние грезы».
- И вот зима, белым – бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Земля одета снегом.
И иней на березках,
Как праздничные блестки…
- Какое время года запечатлено на фотографиях?
- Как вы догадались, что эта зима?
- Какие еще приметы зимы вы видите на фотографиях выставки?
(Воспитатель обобщает ответы детей: зимою земля покрыта снегом, реки льдом, зимою холода.)
- Какое название вы бы дали нашей фотовыставке?
- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп? Родителям?
- А что можно добавить к нашей фотовыставке, чтобы она стала более интересной? (Ответы детей, при необходимости оказание помощи детям.)
- На нашей выставке будет работать экскурсовод. Кто знает, кто такой экскурсовод? Экскурсовод добавит к фотопортрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу. Но сначала я предлагаю поиграть пальчиками, чтобы согреть их.
Пальчиковая игра.
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев.
Зимою холода - потирание ладошек друг о друга.
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев.
Превратилась в лед вода - ритмичное соединение подушечек пальцев.
Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев.
В инеи кусты - перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами
Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев.
Метели замели - круговые вращения больших пальцев обеих рук.
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев.
Метели замели - круговые вращения указательных пальцев рук.
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев.
Метели замели - круговые вращения рук, согнутых в локтях.
III. Основная часть.
1. Словарная работа. (Актуализация и развитие лексики.)- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
a) Беседа о зиме.
- Какая зимой погода? (Холодная.)
- Да, зимой холодно, зима холодная.
- Что выпадает зимой? (снег.)
- Если зимой много снега, то зима какая? (Снежная.)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (Морозная.)
- Если часто метет метель, то зима какая? (Метельная.)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (Вьюжная.)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (Студеная.)
б) Игра «Волшебная палочка».
- 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.
(Дети по кругу передают «волшебную палочку», называя по одному признаку зимы).
2. Составление предложений по опорным словам и картинкам.
а) - Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья).
- Наступила студеная, суровая зима.
- Теперь вы придумайте свои предложения. (Работа детей.)
- Мы сказали, что зимой выпадает снег.
Снежинки пуховые
Веселые, живые,
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном,
И землю укрываете
Хрустальным серебром.
(Первый раз, проговаривая текст стихотворения, раздаю снежинки каждому ребенку; второй раз проговариваю текст, а дети показывают мягкими движениями рук, как падает снег; на последнюю строчку стихотворения кладут снежинки на пол.)
- Выпал снег. Давайте полюбуемся им. (Вносится емкость со снегом.)
б) Рассматривание снега.
- Снег, какой? (Белый, блестящий.) Посмотрели, а теперь потрогайте его. Какой снег на ощупь? (Холодный, легкий, мокрый, липкий или пушистый.)
- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (Блестящий, искрящийся.)
- Какой выпадает снег? (Дети составляют распространенные предложения: Выпал белый, пушистый снег.)в) Динамическое упражнение.
Холод – стужа, потирают ладошки, стучат ими по бедрам.
Холод – стужа, снег колючий
Кружит, кружит … кружатся, разведя руки в стороны.
В сугроб снежинки соберем
И дальше мы играть начнем.
г) Выпало много снега, и появились что? (Сугробы.)
(На магнитную доску прикрепляю изображения сугроб.)
- Какие бывают сугробы? (Белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие.)
- Составьте предложения: Какие появились сугробы? (Появились высокие, большие сугробы.)
д) - Что происходит зимой с реками и озерами? (Ответы детей.)
- Верхний слой воды превращается в лед. Вот такой. (Вносится емкость со льдом.)
- Лед, какой? Посмотрите, потрогайте.
(Холодный, прозрачный, скользкий, твердый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный.)
(На магнитную доску прикрепляю соответствующую картинку.)
- Составьте предложение: Каким льдом покрываются реки и озера зимой?
- По какому льду хорошо кататься на коньках? (По гладкому, скользкому.)
- А какие еще зимние забавы вам нравятся?
е) «Зимние забавы». Дети их называют, по мере отгадывания дети прикрепляют картинки на магнитную доску.
ж) Составление предложений по опорным предметным картинкам.
Мальчик – снеговик.
Девочка – санки.
Девочка – коньки.
Мальчик – лыжи.
Преобразование 4 предложений в одно с однородными членами.
- Что делают дети?
(Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, коньках).
III. Составление предложений по картинкам и объединение их в рассказ.
Детям предлагается составить предложение по своей картинке, а затем более сильный ребенок рассказывает рассказ целиком.
- Давайте посмотрим, похож ли наш словесный портрет на фотопортрет зимы. Интересен ли будет рассказ экскурсовода?
IV. Итог занятия.
- Дети, о чём мы с вами говорили на занятии? О чём вспомнили или что нового узнали? Сегодня все хорошо отвечали, молодцы. Занятие окончено.