План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Составление коротких рассказов по скороговоркам»


СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица
План – конспект непосредственной образовательной деятельности
«Составление коротких рассказов по скороговоркам»
Подготовительная логопедическая группа
Автор: Почанина Елена Алексеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Тема НОД «Составление коротких рассказов по скороговоркам»
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1)Формировать умение составлять самостоятельно короткие рассказы по скороговоркам.
Научить различать на слух звуки «З» и «Ж», находить слова со звуками и выделять их из фраз; закреплять умение произносить звуки протяжно, четко, с различной интонацией голоса (громко, тихо); упражнять в четком, внятном произнесении слов и фраз с этими звуками с различной громкостью и в различном темпе.
Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. («Речевое развитие»)
2) Развивать навыки свободного общения с взрослым и сверстниками, целенаправленно саморегулировать собственные действия в мультимедийной дидактической игре, игровых упражнениях и двигательной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»)
3)Развивать ценностно-смысловое восприятие художественной литературы (Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: игра – соревнование «Кто дальше потянет звук?»; Мультимедийная дидактическая игра «Наведи порядок в комнате»; Игра «Аквариум» - проговаривание шутки - чистоговорки «За-за-за приближается гроза», «Жа-жа-жа залетели два чижа»- парами; И/у «Эхо», «Передай скороговорку - Заржавел железный замок»; Игровое упражнение «Придумай слово со звуком «З» (в начале, в середине, в конце слова»; Игра «Карусель»-составление рассказов о жуке и зайке; по скороговоркам «Волк на лужайке - задрожали зайки» - рассказывание парами; короткие рассказы по
- наглядные: мультимедийная д/и: «Наведи порядок на полках», картинки: заяц, коза, зубр, жираф, медвежонок, журавль.- словесные: чтение стихотворения «Зайка» и «Жук»
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Двигательная пауза «Задрожали зайки».
Игровая Мультимедийная д/и: «Наведи порядок в комнате», Игра-соревнование: «Кто дальше потянет звук?»;»; И/у: «Передай скороговорку - Заржавел железный замок», «Эхо»;
Коммуникативная ИГРА «Карусель» - составление рассказов о жуке и зайке; по скороговоркам «Волк на лужайке- задрожали зайки», И/у: «Аквариум», шутки - чистоговорки «За-за-за приближается гроза», «Жа – жа - жа залетели два чижа»; Игровое упражнение «Придумай слово со звуком «З» (в начале, в середине, в конце слова»
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Чтение стихотворения «Зайка» и «Жук»
Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Предлагает послушать как произносят звуки «З» и «Ж», предлагает повторить Повторяют звуки за воспитателем протяжно Умеют протяжно произносить звуки
2
Предлагает устроить соревнование: Кто дальше потянет звук Девочки тянут звук «З», мальчики «Ж», затем наоборот. Четко проговаривают звуки «З» и «Ж»
3 Игровое упражнение – «Эхо»
Произносят в кругу звук «Ж» по очереди. Первый - громко, второй - тихо, третий опять громко и т. д. Дети произносят звуки с различной силой голоса (громко, тихо)
4 Предлагает мультимедийную д/игру «Наведи порядок в комнате». На слайде игрушки: заяц, коза, зубр, жираф, медвежонок, журавль. Просит посмотреть и убрать на верхнюю полку игрушки, в названиях которых есть звук «З», а на нижнюю в названии которых звук «Ж»
Дети называют животных в названии которых есть звук «З» (заяц, коза, зубр), затем животных, в названиях которых есть звук «Ж» (жираф, медвежонок), соответственно, кликом мыши игрушки размещаются на полках. Умеют находить слова с заданными звуками, имеют практический навык работать с компьютерной мышкой.
5 Читает стихотворение «зайка» и «жук»
«На замок закрыли зайку, он сидит и ждет хозяйку».
«Жук в коробочке лежит и от холода дрожит». Задает вопрос какой звук чаще всего слышится в каждом из них «З» или «Ж» Дети называют какой звук чаще слышится (з, ж) Умеют дифференцировать на слух звуки «З», «Ж».
6
Предлагает поиграть в игру «Карусель». Предлагает выбрать, кто будет во внутреннем круге, кто во внешнем. Во внутреннем круге придумать короткий рассказ о жуке, а во внешнем о зайке. Дает возможность действовать, наблюдать, видеть и исправлять ошибки. Воспитатель следит за правильным построением предложений. Дети вызываются по желанию, договариваются, кто где будет стоять. Составляют и рассказывают свой рассказ о зайке и жуке, следят за логикой изложения. Умеют составлять короткий рассказ, умеют действовать, наблюдать, видеть и исправлять ошибки товарищей.
7
Предлагает придумать слово со звуком «З» первой подгруппе - в начале слова, второй – в середине, третьей в конце слова. Дети произносят слова с заданным звуком замедленно, интонационно выделяют звук. Умеют интонационно выделять нужный звук.
8
Предлагает поиграть в игру «Аквариум», разделиться на 2 подгруппы. Предлагает договориться, кто будет в роли наблюдателей. Предлагает напомнить правила игры, предлагает сказать чистоговорки «За-за-за приближается гроза», «Жа-жа-жа залетели два чижа»тихо, потом громко, затем меняются местами. Педагог следит за правильным дыханием и проговариванием. Дети договариваются, кто будет в роли наблюдателя, а кто ведущим, произносят чистоговорки тихо и громко.
Произносят медленно, потом – быстро. Умеют четко произносить чистоговорку, с разной силой голоса.
Умеют произносить слова и фразы в различном темпе. Умеют договариваться между собой, знают правила игры, четко следуют инструкциям.
9
Читаем скороговорку «Волк на лужайке – задрожали зайки». Предлагает сказать медленно, затем чуть быстрее и совсем быстро. Дети произносят скороговорку медленно, быстрее и быстро. Умеют произносить скороговорку в различном темпе.
10
Двигательная пауза. Воспитатель предлагает поиграть. «Давайте изобразим: зайки гуляют по лужайке, прыгают, веселятся к ним подкрадывается волк (изображает ребенок). Задрожали зайки и спрятались под елочки(стульчики). Волк не нашел зайцев и убежал. Дети изображают зайцев и волка, выполняют движение в соответствии с текстом. Умеют целенаправленно саморегулировать собственные действия
11
Предлагает придумать короткий рассказ на тему: «Волк на лужайке, задрожали зайки». Дети рассказывают короткие рассказы по цепочке (один начинает, второй продолжает, третий заканчивает). Умеют согласованно выбирать себе напарников, умело распределяют кто будет начинать.
12
Предлагает распределиться парами и передать друг другу скороговорку. Юра спроси у Вовы «Заржавел железный замок?» Вова отвечает «Заржавел железный замок». Дети выбирают себе пару, передают скороговорку каждый своей паре. Интонационно, выразительно передают вопросительные и повествовательные высказывания. Следят за логикой изложения. Называют предложения вопросительного и повествовательного высказывания.