Методическая разработка открытого мероприятия Математический турнир
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной профессиональный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия
по дисциплине «Математика»
на тему: «Математический турнир»
Разработчик:
преподаватель математики
Рыбалкина М. В.
Пересвет, 2014
Описание работы:
Данный материал будет полезен для учителей математики, желающих провести интересное мероприятие по своему предмету. Возраст учащихся – 1 курс колледжа, что соответствует 10-11 классу школы.
Цели мероприятия:
1. Проверить сформированность вычислительных навыков учащихся, их умение применять свои знания при решении нестандартных задач;
2. Способствовать побуждению каждого обучающегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
3. Способствовать развитию кругозора обучающихся, математической речи и грамотности.
Задачи мероприятия:
Развивающие:
развивать у учащихся сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся;
развивать творческую фантазию, смекалку;
вовлечь учащихся в активную практическую деятельность;
развивать навыки грамотного ответа, умения доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;
Воспитание духа соревнования;
Формирование дружеских отношений, умения работать командой.
Оборудование: карточки с цифрами, мешочек, листы самооценки, таблички с названием команд.
Ход игры:
Сегодня мы с вами проведём необычный урок, а урок в игровой форме и проверим сформированность ваших вычислительных навыков и умение применять ваши знания при решении нестандартных задач.
Наша игра называется турнир знатоков.
В турнире участвуют 3 команды: 1 команда: «Эллипс»
Бурдунин
Тихомирова
Хоненкова
Журавлева
Виноградова
Скирмантас
Моисеенко
2 команда: « Цилиндр»
Васильева
Новиков
Зайцева
Захарова
Осипова
Сердюкова
Чернышов
3 команда: «Ромб»
Искаков
Кирсанова
Галлоева
Косенко
Соколова
Семина
Борисова
А теперь послушайте внимательно правила игры:
Игра предполагает 2 тура и финальный тур.
В таблице указаны темы первого тура, цифрами указана стоимость вопроса в баллах.
Темы
Стоимость вопроса
Дети.
1
2
3
4
5
Линии. Фигуры.
1
2
3
4
5
Логика.
1
2
3
4
5
После ответа 1 команды право выбрать вопрос переходит к следующей команде. Если команда ответила на вопрос неверно, то право ответить на этот вопрос переходит к команде, первой поднявшей руку.
За нарушение дисциплины штраф 1балл.
Вести подсчёт баллов будет жюри: Саврасова, Казакова.
Итак, начинаем 1 тур, темы которого: дети, линии и фигуры, и логика. Путем жеребьевки выбирается команда, начинающая игру. Проводится жеребьевка. Команда ___ выбирает тему и стоимость вопроса.
1 тур
Темы
Стоимость вопроса
Дети.
1
2
3
4
5
Линии. Фигуры.
1
2
3
4
5
Логика.
1
2
3
4
5
Дети.
В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек? Ответ: 4 чашки.
У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство? Ответ: 5 конфет.
В бублике 1 дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? Ответ: на 17.
Один мальчик охотился на кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда? Ответ: 12 тараканов.
Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои за 6 минут и стал сходить с ума от зависти глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля??Ответ: 14 минут.
2. Линии. Фигуры.
Сколько тупых углов в квадрате? Ответ: нисколько.
В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? Ответ: радиус.
Сколько сторон имеет развернутый угол? Ответ: две стороны.
Треугольник, у которого все стороны равны? Ответ: равносторонний.
Окружность – это линия или часть плоскости? Ответ: линия.
3. Логика
1. Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик? Ответ: груша.
2. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? Ответ: вторую
3. Число и его половина составляют 9. Найти число”. Ответ: 6
4. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах. Ответ: Юра играл на гитаре.
5. Слово, которым обозначается это понятие, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Ответ: гипотенуза.
Первый тур подошел к концу, просим жюри подвести итог
2 тур
Темы
Стоимость вопроса
Продолжи предложения
1
2
3
4
5
Числа
1
2
3
4
5
Уравнения
1
2
3
4
5
1. Продолжи предложения
Параллельные Ответ: прямые
Тупой Ответ: угол
Независимая Ответ: переменная
Градусная ответ: мера
Квадратный. Ответ: корень
2. Числа
1. Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов. Ответ: натуральные.
2. Что можно сказать о числах, которые оканчиваются нулем или четной цифрой? Ответ: четные.
3. Если число неизвестно, то, скорее всего его напишут именно так. Ответ: « х »
4. Что больше: сумма чисел от 0 до 10 или их произведение? (Сумма.)
5. Самое маленькое трёхзначное число. (Сто)
3. Уравнения
Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и (или) c равны нулю. Ответ: неполное квадратное уравнение.
Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка? Ответ: 50 копеек.
Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь? Ответ: биссектриса.
Этот способ решения уравнения не всегда дает точные значения корней и требует чертежных навыков от решающего. Ответ: графический.
Как называется квадратное уравнение, в котором а=1? Ответ: приведенное.
Жюри объявите, пожалуйста, результаты 2-го тура.
Финальный тур
Финальный тур у нас называется «заморочки из мешочка». Начнём с команды набравшей меньшее количество баллов. Команда будет доставать карточку с номером из мешочка, называете мне номер, я зачитываю вопрос. За правильный ответ получаете 1 балл.
Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница? Ответ: Надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем в него насыпать муку.
Сколько носов у двух псов? (2)
Сколько хвостов у семи котов? (7)
Сколько ушек у трех старушек? (6)
Сколько ушей у пяти малышей? (10)
Сколько пальчиков у двух мальчиков?(40)
Результат сложения. (Сумма)
Что больше 2 см или 23 мм? (23 мм)
Треугольная пирамида. (Тетраэдр)
Все ли термины являются математическими: дискриминант, дискант, дифференциал? (Дискант – высокий детский голос)
Сколько секунд в часе? (3600)
Наибольшее трёхзначное число. (999)
Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (8)
Чему равна одна четвертая часть часа? (15 мин)
Как в математике называется излишек? (остаток)
Как называется первая координата точки на плоскости? ( абсцисса)
Сколько концов у трёх палок? (6)
Как называется направленный отрезок? (вектор)
Есть у уравнения и растения. (корень)
Можно ли при делении чисел получить 0? (да)
У отца Мэри пять дочерей: Чача, Чече, Чичи и Чочо. Как зовут пятую дочь? (Мэри)
Чему равен корень квадратный из 256? (16)
Площадь квадрата равна 49 кв.см. Чему равен его периметр? (28см)
Команды продемонстрировали свои знания и пока жюри подводит итоги, я прошу вас оценить работу участников в группе. На столах у вас лежат листы оценки, посовещайтесь и поставьте оценки всем учащимся
Слово жюри.
Еще раз поздравляем победителей и благодарим всех за внимание!..
Команда «Эллипс»
Фамилия
1 тур
2 тур
Финальный тур
Итог
Бурдунин
Тихомирова
Хоненкова
Журавлева
Виноградова
Скирмантас
Моисеенко
Команда «Цилиндр»
Фамилия
1 тур
2 тур
Финальный тур
Итог
Васильева
Новиков
Зайцева
Захарова
Осипова
Сердюкова
Чернышов
Команда «Ромб»
Фамилия
1 тур
2 тур
Финальный тур
Итог
Искаков
Кирсанова
Галлоева
Косенко
Соколова
Семина
Борисова
1.Дети.
1.В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек?
2.У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство?
3.В бублике 1 дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях?
4.Один мальчик охотился на кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?
5.Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои за 6 минут и стал сходить с ума от зависти глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля?
2. Линии. Фигуры.
1.Сколько тупых углов в квадрате?
2.В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?
3.Сколько сторон имеет развернутый угол?
4. Треугольник, у которого все стороны равны?
5.Окружность – это линия или часть плоскости?
3. Логика
Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?
Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?
3. Число и его половина составляют 9. Найти число.
4. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах.
5.Слово, которым обозначается это понятие, в переводе с греческого означает «натянутая тетива».
1. Продолжи предложения
1.Параллельные
2.Тупой
3.Независимая
4.Градусная
5.Квадратный.
2. Числа
1. Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов.
2.Что можно сказать о числах, которые оканчиваются нулем или четной цифрой?
Если число неизвестно, то, скорее всего его напишут именно так.
4. Что больше: сумма чисел от 0 до 10 или их произведение?
5. Самое маленькое трёхзначное число.
Уравнения
1.Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и (или) c равны нулю.
2.Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка?
3.Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь?
4.Этот способ решения уравнения не всегда дает точные значения корней и требует чертежных навыков от решающего.
5.Как называется квадратное уравнение, в котором а=1?
Финальный тур
1.Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?
2.Сколько носов у двух псов?
3.Сколько хвостов у семи котов?
4.Сколько ушек у трех старушек?
5.Сколько ушей у пяти малышей?
6.Сколько пальчиков у двух мальчиков?
7.Результат сложения.
8.Что больше 2 см или 23 мм?
9.Треугольная пирамида.
10.Все ли термины являются математическими: дискриминант, дискант, дифференциал?
11.Сколько секунд в часе?
12.Наибольшее трёхзначное число.
13.Отношение противолежащего катета к гипотенузе.
14. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?
15.Чему равна одна четвертая часть часа?
16.Как в математике называется излишек?
17.Как называется первая координата точки на плоскости?
18.Сколько концов у трёх палок?
19.Как называется направленный отрезок?
20.Есть у уравнения и растения.
21.Можно ли при делении чисел получить 0?
22.У отца Мэри пять дочерей: Чача, Чече, Чичи и Чочо. Как зовут пятую дочь?
23.Чему равен корень
квадратный из 256?
24.Площадь квадрата равна 49 кв.см. Чему равен его периметр?
Команды продемонстрировали свои знания и пока жюри подводит итоги, я прошу вас оценить работу участников в группе. На столах у вас лежат листы оценки, посовещайтесь и поставьте оценки всем учащимся.
Слово жюри.
Еще раз поздравляем победителей и благодарим всех за внимание!..
Название команд
1 тур
2 тур
Финальный тур
Эллипс
Цилиндр
Ромб
Название команд
1 тур
2 тур
Финальный тур
Эллипс
Цилиндр
Ромб
Название команд
1 тур
2 тур
Финальный тур
Эллипс
Цилиндр
Ромб
Команда «Эллипс»
Фамилия
1 тур
2 тур
Финальный тур
Итог
Бурдунин
Тихомирова
Хоненкова
Журавлева
Виноградова
Скирмантас
Команда «Цилиндр»
Фамилия
1 тур
2 тур
Финальный тур
Итог
Васильева
Новиков
Зайцева
Захарова
Осипова
Сердюкова
Команда «Ромб»
Фамилия
1 тур
2 тур
Финальный тур
Итог
Искаков
Кирсанова
Галлоева
Косенко
Соколова
Семина
13PAGE 15
13PAGE 142615
15