Методическая разработка по МДК 01.01.Методики осуществления зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий
Методическая разработка урока на тему
«Методика проведения комбинированного урока с использованием проблемно-поисковых методов, самостоятельной работы и элементов ИКТ при изучении темы «Инфекционные болезни и методики их
профилактики»
Преподаватель ГБПОУ ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум» Семенко Т.В.
Методическая разработка по теме «Инфекционные болезни и методики их профилактики» составлена в соответствии с рабочей программой МДК 01.01 «Методики осуществления зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 111801 «Ветеринария». В ФГОС СПО по данной специальности указана область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности по оказанию ветеринарных услуг путем проведения профилактических, диагностических и лечебных мероприятий. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
сельскохозяйственные и домашние животные, их окружение и условия содержания;
сельскохозяйственная продукция и сырье животного происхождения;
биологические, лекарственные и дезинфицирующие препараты, предназначенные для животных;
ветеринарные инструменты, оборудование и аппаратура;
информация о заболеваниях животных и мерах по их профилактике;
процессы организации и управления в ветеринарии.
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность студентов, направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач.
Проблемно-поисковая деятельность обучающихся является одним из наиболее эффективных методов обучения. При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. У студентов формируется исследовательская компетентность. Преподаватель должен ставить перед группой студентов задачи, которые бы заставили их проводить исследование.
Цель и значение проблемно-поискового метода обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и познакомиться с методами исследования. Привлечение к исследовательской деятельности студентов позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.
Самостоятельная деятельность формируется способностями выстраивать ее логику. Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый студентами, управляемый преподавателем, опосредованно через специальный учебный материал, обязательное звено процесса обучения. Самостоятельная работа студента рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, и с другой стороны – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности.
В последнее время компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Персональный компьютер – это универсальный инструмент для получения информации, обработки данных, общения и решения многих других проблем, которые ставят перед нами современный уровень технического прогресса и ускоряющийся темп жизни. Компьютер экономит наше время, он берет на себя решение многих задач, поставляет необходимую информацию.
Компьютерные технологии обучения (КТО) основываются на применении, персональных компьютеров в их организационной связи с учебными целями, содержанием обучения, компьютерными программами и дидактическими приемами применения ПК как средства обучения. Применение ПК в процессе обучения способствует реализации дидактических принципов и пополняет их новыми возможностями:
- принцип научности подразумевает использование современной вычислительной техники, позволяющей отражать в образовательном процессе сегодняшние рубежи науки и выводить обучающихся на уровень опережающих знаний;
- принцип наглядности реализуется в достаточной степени на основе технологий мультимедиа;
- принцип активности при работе с ПЭВМ обеспечивает повышение у обучающихся творческой деятельности и психологических процессов, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на формирование уровня знаний;
- принцип системности и последовательности обеспечивается за счет программированного представления учебной информации, что обуславливает успешное усвоение знаний МДК, но и ее структуры, логики и методики изучения;
- принцип индивидуализации обучения реализуется с помощью адаптивных программных средств, обеспечивающих каждому обучающемуся свой уровень сложности представляемой информации.
Компьютеризация обучения неизбежно сводится к процессам передачи знаний, на которые опирается традиционная система обучения.
Методическая разработка предназначена для оказания помощи преподавателям при проведении комбинированного урока с использованием проблемно-поисковых методов, самостоятельной работы и элементов ИКТ при изучении темы «Инфекционные болезни и методики их профилактики».
1. Основная часть
1.1. Учебно-методическая карта занятия
Дисциплина: МДК 01.01 «Методики осуществления зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий»
Тема занятия: Инфекционные болезни и методики их профилактики
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированный урок
Место проведения: учебная лаборатория эпизоотологии с микробиологией
Время проведения: 2 часа
Цели занятия:
- учебная:
- обучить распознаванию методов изучения болезней лошадей: сап, эпизоотический лимфангит, ринопневмония, инфекционная анемия, грипп, определение их возбудителей, симптомов и методов их профилактики;
-закрепление полученных теоретических знаний через самостоятельную работу по заполнению сравнительной таблицы.
- воспитательная: воспитывать любовь к выбранной специальности «Ветеринария» и к будущим пациентам - животным.
- развивающая:
- развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы;
- развивать логическое мышление, познавательный интерес, внимание, память.
Компетенции, формируемые на занятии:
ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Задачи занятия:
Осуществить совместное со студентами целеполагание.
Усвоить и закрепить знание основных понятий по теме.
Межпредметные связи:
обеспечивающие:
- «Анатомия и физиология животных»
- « Ветеринарная фармакология»
- «Основы микробиологии»
- «Латинский язык в ветеринарии»
- «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
- ПМ 02.01 «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных».
Обеспечиваемые:
- ПМ 03.01. «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения»
- ПМ 04.01. «Проведение санитарно-просветительской деятельности»
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал:
Тесты, образец таблицы, учебники, слайды компьютерной презентации.
ТСО: Персональный компьютер, проектор, экран.
Литература:
Основная:
1. Бакулов И.А. Эпизоотология с микробиологией. Под ред. - М.: Колос, 2000. – 481 с.
Дополнительная:
1. Конопаткин А.А. Эпизоотология и инфекционные болезни сельскохозяйственных животных. – М: КолосС, 2002. – 544с.
2. Кузьмин В. А. Инфекционные болезни животных. – СПб. Лань, 2008. - 671с.
3. Сидорчук А. А. Инфекционные болезни животных. – М.: КолосС, 2007. - 671с.
4. Эпизоотология с микробиологией: Под ред. В.А.Кузьмина, А.В. Святковского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432с.
Содержание занятия
№ № п/п
Элементы занятия, изучаемые вопросы
Формы и методы обучения
Планируемое время
1
2
3
4
11
Организационный момент:
- готовность лаборатории к проведению занятия;
- отметить отсутствующих студентов на уроке;
- поприветствовать присутствующих студентов на занятии;
- эмоциональный настрой группы.(Fortes fortuna adjuvat – смелым судьба помогает (Теренций).
Словесный
2 мин.
22
Актуализация опорных знаний (опрос у доски):
1. Проверка домашнего задания.
2. Письменный опрос (тестирование).
3. Индивидуальный опрос:
3.1. Определение болезни, возбудителя, симптомов болезни, и методы их профилактики классической и африканской.
чумы свиней.
3.2. Определение болезни, возбудителя, симптомов болезни, и методы их профилактики атрофического ринита.
3.3. Определение болезни, возбудителя, симптомов болезни, и методы их профилактики гриппа свиней.
3.4. Определение болезни, возбудителя, симптомов болезни, и методы их профилактики везикулярная болезнь.
3.6. Определение болезни, возбудителя, симптомов болезни, и методы их профилактики гемофилезные болезни.
Словесный, тестирование, анализ производственной ситуации
20 мин.
33
Мотивация учебной деятельности:
Будущий ветеринарный фельдшер должен знать инфекционные болезни и методики их профилактики. Главное отличие инфекционных болезней от незаразных состоит в том, что при инфекционных болезнях возникает и развивается эпизоотический процесс и развивается в виде непрерывной цепи, следующей друг за другом последовательно с передачей возбудителя болезни от заболевшего животного здоровому и даже человеку. Эти болезни необходимо знать каждому ветеринарному специалисту, чтобы предотвратить их распространение.
Словесный
2 мин.
44
Сообщение темы и вопросов изучаемого материала:
Тема: Инфекционные болезни и методики их профилактики.
1 Методы изучения болезней лошадей, определение их возбудителей, симптомов болезни, и методы их профилактики: сап.
2. Методы изучения болезней лошадей, определение их возбудителей, симптомов болезни, и методы их профилактики: эпизоотический лимфангит.
3. Методы изучения болезней лошадей, определение их возбудителей, симптомов болезни, и методы их профилактики: ринопневмония.
4. Методы изучения болезней лошадей, определение их возбудителей, симптомов болезни, и методы их профилактики: инфекционная анемия.
5. Методы изучения болезней лошадей, определение их возбудителей, симптомов болезни, и методы их профилактики: грипп.
Словесный,
демонстрационный
5 мин.
55
Восприятие и осознание студентами нового материала (беседа, рассказ и работа со справочной литературой):
Самостоятельная работа студентов:
заполнение таблицы по заданным параметрам и болезням лошадей;
поиск с помощью Интернет-источников болезней лошадей и их изучение.
Преподаватель на интерактивной доске демонстрирует иллюстрации патологических изменений при болезнях лошадей.
Словесный,
Наглядный,
демонстрационный, ИКТ, самостоятельная работа
52 мин.
66
Осмысление материала (фронтальный опрос):
1. В чем заключается профилактика сапа?
2. В чем заключается профилактика эпизоотического лимфангита ?
3. Как дифференцировать эпизоотический лимфангит от сапа?
4. В чем заключается профилактика ринопневмонии лошадей?
5. В чем заключается профилактика инфекционной анемии лошадей?
6. В чем заключается профилактика гриппа лошадей.
Словесный
5 мин.
77
Подведение итогов занятия:
1. Выставление оценок.
2.Отметить активность студентов на уроке.
Словесный
2 мин.
88
Задание для самостоятельной работы дома:
1. Выучить материал по опорному конспекту.
2.Рассчитать экономическую эффективность профилактических противоэпизоотических мероприятий против гриппа.
Задача: Подвергнуто лечению 50 лошадей, больных гриппом. Коэффициент летальности 0,12; средняя живая масса 1 лошади 450 кг, цена 1кг – 150 р.; фактический экономический ущерб – 10 000 р.
Рассчитайте предотвращенный экономический ущерб в результате лечения больных животных.
Словесный
2 мин.
1. 2. Методика организации и проведения урока
Подготовительный этап
В подготовке преподавателя к уроку выделяют три этапа:
1. Диагностика заключается в прояснении всех обстоятельств проведения урока, возможностей учащихся, мотивов их деятельности, способностей, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе на актуализацию опорных знаний, усвоение новой информации, закреплению и систематизацию, контроль и коррекцию знаний.
2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока.
3. Планирование является завершающей стадией подготовки урока:
1) Формирование цели и задач. Цели и задачи формируются с учетом темы урока.
2) Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, темы, состава обучающихся студентов.
3) Составление учебно-методической карты урока.
4) Составление тестов для опроса студентов, задание для внеаудиторной самостоятельной работы.
5) Составление презентации.
Подготовить персональные компьютеры для проведения урока.
4. Перед проведением занятия необходимо правильно подготовить кабинет.
5. На подготовительном этапе преподаватель должен, прежде всего, познакомиться с теоретическими аспектами использования Интернет-технологий, а также с опытом проведения уроков с применением Интернет-технологий.
Организационный момент
Начало урока проводится традиционным способом. После звонка преподаватель и студенты приветствуют друг друга. Доброжелательный настрой должен быть у педагога и у студентов. Дежурный студент перечисляет, кто из студентов отсутствует и по какой причине. Преподаватель организует внимание студентов постановкой общей задачи урока. Создать эмоциональный настрой группы, работать под девизом: «Fortes fortuna adjuvat – смелым судьба помогает (Теренций)». Демонстрирует слад презентации с девизом.
Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (см. приложение 1).
Для оценки качества успеваемости студентов большое значение имеет проверка выполнения домашних заданий. Она позволяет преподавателю изучать отношение студентов к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
2. Письменный опрос (тестирование, см. приложение 2): преподаватель проверяет только знания, но и не вид профессиональной деятельности, каковым является компетенция.
Преимуществом проведения тестирования является высокая скорость и объективность контроля знаний, а к негативным моментам тестирования является то, что трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления, очень велика вероятность случайности, не позволяет проверить творческое применение усвоенных знаний, их применение в ситуации.
В ходе учебного процесса тестовый контроль выполняет следующие функции: диагностическую, обучающую, организующую, развивающую, воспитательную.
3. Индивидуальный опрос: сущность индивидуального опроса заключается в том, что преподаватель вызывает одного студента для устного ответа, и выставляет за них оценки в журнал, при проверке знаний, умений и навыков. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.
Сущность устного опроса заключается в том, что преподаватель ставит студентам вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом степень его усвоения.
При устном опросе преподаватель расчленяет изученный материал на отдельные смысловые части и по каждой из них задает студентам вопросы. Но можно предлагать студентам воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли выявлять глубину и прочность овладения знаниями, а также усвоение его логики.
Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний студентов, устный опрос имеет свои недочеты. Этот метод относительно трудоемкий и позволяет в течение занятия проверить знания не более 3-4 студентов.
При подготовке к уроку студенты повторяли пройденную тему по плану:
3.1. Определение болезни, возбудителя, симптомов болезни, и методы их профилактики классической и африканской чумы свиней.
3.2. Определение болезни, возбудителя, симптомов болезни, и методы их профилактики атрофического ринита.
3.3. Определение болезни, возбудителя, симптомов болезни, и методы их профилактики гриппа свиней.
3.4. Определение болезни, возбудителя, симптомов болезни, и методы их профилактики везикулярная болезнь.
3.6. Определение болезни, возбудителя, симптомов болезни, и методы их профилактики гемофилезные болезни.
Мотивация учебной деятельности
Будущий ветеринарный фельдшер должен знать инфекционные болезни и методики их профилактики. Заразные болезни занимают важнейшее место среди всех заболеваний животных. Главной их особенностью являются: участие специфического возбудителя или продуктов его жизнедеятельности, способность передаваться от одного животного другим, широкое массовое распространение. В силу названных особенностей инфекционные болезни являются наиболее опасной группой заболеваний, а проблема инфекционной патологии является весьма сложной в биологическом, экономическом и социальном аспектах. Главное отличие инфекционных болезней от незаразных состоит в том, что при инфекционных болезнях возникает и развивается эпизоотический процесс и развивается в виде непрерывной цепи, следующая друг за другом последовательно с передачей возбудителя болезни от заболевшего животного здоровому и даже человеку. Эти болезни необходимо знать каждому ветеринарному специалисту, чтобы предотвратить их распространение. Это необходимо объяснить будущим ветеринарным специалистам.
Сообщение темы и целей урока
Преподаватель знакомит студентов с целями занятия, обращает внимание на актуальность темы, практическое применение знаний по ней в будущей профессии. Демонстрирует слайды презентации: название темы занятия, цели занятия, профессиональные компетенции, общие компетенции, задачи урока, вопросы темы урока. Студенты записывают в тетрадь тему и план урока.
Последовательность изложения нового материала осуществляется по следующей схеме.
Включают компьютеры, где заранее помещен материал по болезням лошадей из учебника (преподаватель готовит конспект лекций в электроннм виде). Студентов преподаватель делит на 5 групп, и выдает задания для каждой группы:
1 Методы изучения болезней лошадей, определение их возбудителей, симптомов болезни, и методы их профилактики: сап.
2. Методы изучения болезней лошадей, определение их возбудителей, симптомов болезни, и методы их профилактики: эпизоотический лимфангит.
3. Методы изучения болезней лошадей, определение их возбудителей, симптомов болезни, и методы их профилактики: ринопневмония.
4. Методы изучения болезней лошадей, определение их возбудителей, симптомов болезни, и методы их профилактики: инфекционная анемия.
5. Методы изучения болезней лошадей, определение их возбудителей, симптомов болезни, и методы их профилактики: грипп.
Каждая группа студентов должна изучить заданную болезнь по схеме, выбрать основной материал и составить опорный конспект, занести его в таблицу (Таблица 1), изучить, затем отчитаться перед группой о том, что они узнали.
Таблица 1. Инфекционные болезни и методики их профилактики
Название болезни
Определение болезни
Возбудитель
Клинические признаки
Профилактика и меры борьбы
Сап
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – совокупность технологий, обеспечивающих, фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены. Чтобы лучше усвоить изучаемый материал, его необходимо изучить по Интернет-источникам. Существует три основных способа поиска информации в Интернет-источнике:
- указание адреса страницы. Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать в том случае, если точно известен адрес документа;
- передвижение по гиперссылкам;
- обращение к поисковому серверу (поисковой системе). Использование поисковых серверов – наиболее удобный способ поиска информации.
Мы использовали поисковую систему Yandex.
В поисковую систему ввели словосочетание «Сап лошадей». Система нашла, и студенты смотрели фотографии с патологоанатомическими изменениями при этой болезни на кожном покрове, внутренних органах, возбудителя сапа, патологоанатомические изменения у людей.
В поисковую систему ввели словосочетание «Эпизоотический лимфангит». Система Yandex выложила информацию в черно-белом изображении посевы на питательные среды, какой наблюдается рост микроорганизмов. Патологоанатомические поражения на поверхности коже.
В поисковую систему ввели словосочетание: «Ринопневмония». Система нашла, и студенты смотрели фотографии форму вируса – возбудителя этой болезни. Название вакцины, ее образец и инструкция по применению. Патологоанатомические изменения внутренних органов.
В поисковую систему ввели словосочетание «Инфекционная анемия лошадей - ИНАН». Система Yandex выложила информацию о том, как необходимо брать кровь для исследования на ИНАН, где регистрировалась последняя вспышка болезни, электрокардиограмма при этом заболевании у животного, как протекает эпизоотический процесс.
В поисковую систему ввели словосочетание: «Грипп лошадей». Система нашла и студенты смотрели образец вакцины, используемой при гриппе и схематическую структуру вируса гриппа.
Осмысление материала
Осмысление материала - это система самостоятельной работы, проводится после изучения нового материала. Как элемент урока помогает сосредоточить внимание на главных, опорных пунктах материала, связи теоретических положений с практической учебной деятельностью, на процессе формирования общих и профессиональных компетенций. Преподаватель получает обратную связь, информацию о том, насколько успешно студенты поняли изучаемый материал. Проводится осмысление материала в форме фронтального опроса:
1. В чем заключается профилактика сапа?
2. В чем заключается профилактика эпизоотического лимфангита?
3. Как дифференцировать эпизоотический лимфангит от сапа?
4. В чем заключается профилактика ринопневмонии лошадей?
5. В чем заключается профилактика инфекционной анемии лошадей?
6. В чем заключается профилактика гриппа лошадей?
Подведение итогов урока:
Подведение итогов урока – это самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретических положений с практическим опытом ветеринарного специалиста при проведении профилактических мероприятий.
Преподаватель выставляет оценки за ответы студентов при проведении опроса самостоятельному составлению таблиц и пользованием Интернет-ресурсами, отмечает активность студентов на уроке.
Задание для самостоятельной работы дома:
Преподаватель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения. Инструкция о выполнении домашнего задания должна даваться четко, кратко, последовательно и демонстрируется виде слайда презентации. Преподаватель выдает формулу для правильного решения задачи:
Выучить материал по опорному конспекту.
Решить задачу:
Рассчитать экономическую эффективность профилактических противоэпизоотических мероприятий против гриппа.
Условие задачи: Подвергнуто лечению 50 лошадей, больных гриппом. Коэффициент летальности 0,12; средняя живая масса 1 лошади 450 кг, цена 1кг – 150 р.; фактический экономический ущерб – 10 000 р. Рассчитайте предотвращенный экономический ущерб в результате лечения больных животных. Расчет вести по формуле:
Пу1 = М *К3 * Кnn * Ц – Уф.
Заключение
В методической разработке по междисциплинарному курсу 01.01. «Методики осуществления зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий» на тему «Методика проведения урока по теме «Инфекционные болезни и методики их профилактики» изложена методика ведения урока.
В результате проведения урока студенты должны овладеть общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникабельные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.
Студенты во время урока должны самостоятельно изучить заданную болезнь по схеме, выбрать основной материал и составить опорный конспект, занести его в таблицу, затем отчитаться перед группой, найти информацию в Интернете и проанализировать.
У студентов во время проведения урока необходимо воспитывать любовь к выбранной специальности «Ветеринария» и к будущим пациентам - животным.
Проведение урока способствует:
- развитию навыков самостоятельной и исследовательской работы, логического мышления, познавательного интереса, памяти;
- получению теоретических знаний методов распознавания болезней лошадей: сап, эпизоотический лимфангит, ринопневмония, инфекционная анемия, грипп и методов их профилактики;
- закреплению полученных теоретических знаний через самостоятельную работу по заполнению сравнительной таблицы.
Полученные знания по данной теме формируют у студентов навыки самостоятельной работы с компьютером, получение информации из Интернет-источников.
Литература
Бакулов И.А. Эпизоотология с микробиологией. Под ред. - М.: Колос, 2000. - 481 с.
Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
3. Конопаткин А.А. Эпизоотология и инфекционные болезни сельскохозяйственных животных. – М: КолосС, 2002. - 654с.
4. Кузьмин В. А. Инфекционные болезни животных. – СПб. Лань, 2008. - 438 с.
5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. - М.Издательский центр Академия, 2009. - 192с.
6. Сидорчук А. А. Инфекционные болезни животных. – М.: КолосС, 2007. - 671 с.
7. Семушина Л.Г., ЯрошенкоН.Г. Содержание и технология обучения в средних учебных заведениях. М. Мастерство, 2001. - 272с.
8. Эпизоотология с микробиологией: Под ред. В.А.Кузьмина, А.В. Святковского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432с.
Приложение 1
Задача
В хозяйстве из содержащихся на откорме 3 800 голов подсвинков заболело рожей свиней 35 животных средней живой массой 66 кг. В результате ветеринарных мероприятий 8 животных пало, остальные выздоровели. Ущерб от падежа 8 подсвинков и снижения продуктивности у переболевших подсвинков составил 156 464 р. Коэффициент заболеваемости при роже свиней 0,031, коэффициент потери продукции 8,8. Закупочная цена 1 кг живой массы – 180 р. Вычислите предотвращенный ущерб в данном хозяйстве.
Решение:
Предотвращенный ущерб в данном хозяйстве рассчитывается по формуле:
Пу1 = М * Кз * Кпп * Ц – Уф
Вычисление предотвращенного ущерба:
3 800 * 0,031 * 8,8 * 180 – 156 464 = 30 131, 2
Приложение 2
Тест по МДК 01.01. «Методики осуществления зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий»
Тема: «Инфекционные болезни и методики их профилактики»
Вариант № 1
Соотнесите название и определение болезней:
Название болезни
Определение болезни
А. Африканская чума свиней
1. Инфекционная контагиозная болезнь, характеризующаяся поздними абортами у свиноматок, рождением мертвых и слаборазвитых поросят или развитием у них респираторных расстройств в поздний постнатальный период.
Б.Рожа свиней
2. Инфекционные болезни, характеризующиеся серозно-фибриозным плевритом, перикардитом, пневмонией.
В. Инфекционный атрофический ринит
3. Болезнь, проявляющаяся поражением центральной нервной системы.
Г. Дизентерия свиней
4. Острая контагиозная болезнь, характеризующая лихорадкой, везикулярными поражениями кожи и слизистой оболочки ротовой полости.
Д. Энзоотическая пневмония
5. Контагиозная хроническая инфекционная болезнь, характеризующаяся сухим кашлем, катаральной бронхопневмонией, непостоянной лихорадкой.
Е. Энзоотический энцефаломиелит
6. Инфекционная контагиозная болезнь, характеризующаяся катарально-геморрагическим колитом и проявляющаяся профузным поносом с примесью крови и слизи в фекалиях.
Ж. Вирусный гастроэнтерит
7. Хроническая инфекционная болезнь (преимущественно поросят), характеризующаяся серозно-гнойным воспалением слизистой оболочки носа, атрофией носовых раковин и деформацией костей лицевого черепа.
З. Везикулярная экзантема
8.Контагиозная болезнь, характеризующаяся развитием катарально-геморрагического гастроэнтерита с изнурительной диареей, рвотой и высокой летальностью при заболевании поросят-сосунов.
И. Гемофилезные болезни
9. Высококонтагиозная болезнь, характеризующая лихорадкой, цианозом кожи, обширными геморрагиями во внутренних органах и большой летальностью.
К. Респираторно-репродуктивный синдром
10. Инфекционная болезнь, характеризующаяся явлениями септицемии и воспалительной эритемой кожи.
Тест по МДК 01.01. «Методики осуществления зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий»
Тема: «Инфекционные болезни и методики их профилактики»
Вариант №2
Соотнесите название и определение болезней:
Название болезни
Определение болезни
А. Классическая чума свиней
1. Инфекционная высококонтагиозная болезнь, характеризующаяся лихорадкой, поражением легких и желудочно-кишечного тракта, тяжелым септическим процессом с картиной геморрагического диатеза.
Б. Рожа свиней
2. Инфекционная болезнь, характеризующаяся явлениями септицемии и воспалительной эритемой кожи.
В. Инфекционный атрофический ринит
3. Контагиозная хроническая инфекционная болезнь, характеризующаяся сухим кашлем, катаральной бронхопневмонией, непостоянной лихорадкой.
Г. Дизентерия свиней
4. Инфекционная высококонтагиозная болезнь, характеризующаяся лихорадкой, поражением респираторного тракта и болезненным кашлем.
Д. Энзоотическая пневмония
5. Хроническая инфекционная болезнь (преимущественно поросят), характеризующаяся серозно-гнойным воспалением слизистой оболочки носа, атрофией носовых раковин и деформацией костей лицевого черепа.
Е. Грипп свиней
6. Инфекционная контагиозная болезнь, характеризующаяся катарально-геморрагическим колитом и проявляющаяся профузным поносом с примесью крови и слизи в фекалиях.
Ж. Вирусный гастроэнтерит
7. Контагиозная болезнь, характеризующаяся развитием катарально-геморрагического гастроэнтерита с изнурительной диареей, рвотой и высокой летальностью при заболевании поросят-сосунов.
З. Везикулярная экзантема
8. Острая контагиозная болезнь, характеризующая лихорадкой, везикулярными поражениями кожи и слизистой оболочки ротовой полости.
И. Респираторно-репродуктивный синдром
9. Болезнь, проявляющаяся поражением центральной нервной системы.
К. Энзоотический энцефаломиелит
10. Инфекционная контагиозная болезнь, характеризующаяся поздними абортами у свиноматок, рождением мертвых и слаборазвитых поросят или развитием у них респираторных расстройств в поздний постнатальный период.
Тест по МДК 01.01. «Методики осуществления зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий»
Тема: «Инфекционные болезни и методики их профилактики»
Вариант № 3
Соотнесите возбудителей и название болезней:
Название болезни
Возбудитель болезни
А. Классическая чума свиней
1. Тонкая, прямая или слегка изогнутая палочка.
Б. Африканская чума свиней
2. ДНК – содержащий вирус.
В. Рожа свиней
3. РНК – содержащий вирус из семейства тогавирусов.
Г. Респираторно-репродуктивный синдром
4. РНК – содержащий вирус семейства ортомиксовирусов.
Д. Грипп свиней
5. Анаэробная спирохета.
Е. Энзоотический энцефаломиелит
6. РНК-содержащий вирус из группы коронавирусов.
Ж. Дезинтерия свиней
7. РНК-содержащий энтеровирус из семейства пикорнавирусов
З. Вирусный гастроэнтерит
8. РНК-содержащий калицивирус.
И. Везикулярная болезнь
9. РНК-содержащий вирус, относящийся к роду энтеровирусов семейства пикорнавирусов.
К. Везикулярная экзантема
10. РНК-содержащий артериивирус.
Ответы внесите в таблицу:
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
№ ответа
Ответы на тесты по МДК 01.01. «Методики осуществления зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий».
на тему: «Инфекционные болезни и методики их профилактики».
Варианты
ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
К
И
Е
З
Д
Г
В
Ж
А
Б
2
А
Б
Д
Е
В
Г
Ж
З
К
И
3
В
Б
А
Д
Ж
З
И
К
Е
Г
Методическая разработка на тему «Методика проведения комбинированного урока с использованием проблемно-поисковых методов, самостоятельной работы и элементов ИКТ при изучении темы «Инфекционные болезни и методики их профилактики» предназначена для оказания практической, методической помощи преподавателям при подготовке и проведении комбинированных уроков с использованием ИКТ. В разработке представлены организационные моменты подготовки, цели урока и форма его проведения, а также основные этапы его проведения.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 2Заголовок 315