Урок Лабораторная работа №6 «Определение содержания крахмала в картофеле с помощью измерения его плотности»
7 класс
Урок Лабораторная работа №6
«Определение содержания крахмала в картофеле с помощью измерения его плотности»
Цель: создать условия для закрепления понятия плотность вещества через выполнение нетрадиционной практической работы.
Задачи:
актуализировать сведения о плотности вещества через выполнение практической работы и решение задач;
совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием, вычислительные навыки и умения применять необходимые формулы, делать выводы;
воспитывать интерес к урокам физики через выполнение нестандартных заданий.
Оборудование:
весы с разновесами, мензурки с водой, картофель;
компьютер, проектор;
отпечатанные листы с протоколами исследований, микрокалькуляторы;
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 2)
3. Основная часть
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас третий урок по теме «Плотность вещества» и вам предстоит научиться определять плотность тела практически, т. е. с помощью измерительных приборов. Урок пройдёт в необычной форме. Мы с вами, и наши гости, станем участниками программы «Контрольная закупка». Я её ведущая, ученики 7а- научные эксперты, а гости-народные эксперты.
(Слайд 3) Заставка передачи «Контрольная закупка»
А тестировать мы сегодня будем …картошку. Да-да, не удивляйтесь.
(Слайд 4)
Картошка, картошечка, ...как много в этом звуке для сердца русского слилось. Какой же русский не любит картошки, да с огурчиком малосольным, да сальцем солёным. А сколько в картофеле пользы, витаминов! А калорийность? Ведь не зря говорят, что картошка - второй хлеб.
Картошка...вареная, в мундире, пюре, жаренная, запеченная...без неё прожить мы не можем. Но иногда бывает, попробуешь, например, пюре, а оно невкусное. Это не потому, что оно приготовлено неправильно. Сырьё, т.е. картошка, плохого качества или вообще не подходит для приготовления этого блюда.
Как же тогда определить: какой картофель варить, а какой жарить?
Ценность картофеля определяется по содержанию крахмала в нем. Кроме того, если знать, насколько клубень богат крахмалом, будет ясно к какому блюду он наиболее предпочтителен. Узнать это легко!
Из уроков биологии вы знаете, что овощи, в основном состоят из воды и сухого вещества. Чем больше в клубнях воды и меньше сухих веществ, тем их плотность будет более приближаться к плотности воды, и наоборот.
(Слайд 5) Общее содержание сухих веществ (крахмала) в клубнях картофеля, как говорят учёные, варьирует от 14% до 30% в зависимости от сорта и условий выращивания.
Картофельные сорта, содержащие много крахмала, являются рассыпчатыми, они лучше всего подойдут для картофельного пюре, их хорошо варить "в мундире", запекать в духовом шкафу.
Картофель сортов, где крахмала содержится мало, не разваривается, поэтому подходит для готовки супов и салатов.
Картофельные сорта со средним содержанием крахмала лучше всего подходят для жарки картофеля.
Повышенное содержание крахмала - более 25%
Высокая крахмалистость: 14-25%
Низкое содержание крахмала в клубнях: 10-13%
Итак, уважаемые гости, вы на нашей программе будете дегустаторами.
Перед вами 4 образца отварного картофеля, купленного на рынке. Определите, какой из них самый вкусный. Результаты «народного» голосования мы запишем на доске. Наибольшее количество голосов набрал №…
21.11.16 Классная работа
Тема: Определение плотности картофеля Результаты голосования
№1-
№2-
№3-
№4-
Учитель:
А пока дегустаторы принимают решение, я представлю вам экспертную группу (ученики), которая будет измерять плотность картофеля и определять с помощью таблицы процентное содержание крахмала в представленных образцах.
Для того, чтобы успешно выполнить задание вам, уважаемые эксперты, необходимы знания о плотности вещества.
Ответьте на вопросы:
1. ЧАСТЬ
– Что нам необходимо знать для того, чтобы определить плотность твердого тела?
Массу и объем тела.
– С помощью какого прибора мы можем определить массу тела?
С помощью весов.
– С помощью какого прибора мы можем определить объем тела?
– Вспомним правила пользования весами и мензуркой.
У вас на партах лежит листочек, на котором написаны правила взвешивания.
Весы предназначены для определения массы тела.
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
Мелкие гири нужно брать только пинцетом.
После работы проверяют, все ли гири положены в футляр, находится ли каждая из них на предназначенном для неё месте.
– Вспомним правила пользования измерительным цилиндром. И способ определения объема тела с помощью измерительного цилиндра.
Измерительный цилиндр изготовлен из стекла. Он предназначен для определения объема жидкости.
Необходимо определить цену деления измерительного цилиндра.
Для этого находим два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины. Вычитаем из большего значения меньшее и полученное число делим на число делений, находящихся между ними.
Определяем начальный объем жидкости.
Опускаем тело, удерживая его за нитку, в измерительный цилиндр.
Определяем объем жидкости.
Вычитаем из большего значения объема меньший. Полученное значение – это объем тела.
2. ЧАСТЬ Проверка знания величин, единиц измерения и формул для их вычисления.
Ученик выходит к доске и прикрепляет листок с надписью магнитом в нужном месте. На доске только верхняя строка.
Величина Обозначение Единицы измерения Формулы для вычисления
Плотность кг/м3 = m / V
Масса mкгm = · V
Объем V м3 V = m /
4. Выполнение лабораторной работы
Учитель: Теперь, уважаемые эксперты, вы можете приступать к проведению экспертизы. Но сначала, повторим правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.
Правила техники безопасности.
1. Будьте осторожны при работе с посудой. Помните, что это хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.
2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.
3. Будьте аккуратны при работе с водой.
У вас на столах лежат протоколы исследования. Прочитайте указания к работе и приступайте к её выполнению.
Лабораторная работа №6
«Определение содержания крахмала в картофеле с помощью измерения его плотности»
Цель работы: по плотности картофеля определить процентное содержание крахмала в нём и сделать вывод, как целесообразнее использовать данный сорт картофеля.
Приборы и материалы: весы с разновесами, мензурка, клубни картофеля, нитки.
Указания к работе:
1. Подготовьте исследуемые образцы картофеля разных сортов (нужно пронумеровать фломастером).
2. Определите цену деления измерительных приборов
3. Определите массу образцов картофеля.
4. С помощью мензурки определите объём картофеля.
5. Вычислите плотность клубней картофеля по формуле , используя калькулятор. Округлите полученный результат до тысячных и переведите в кг/м3
6. По таблице № 2 определите процентное содержание крахмала.
Таблица №2
Содержание крахмала A в зависимости от плотности картофеля ρ
7. Результаты занесите в таблицу 1.
Таблица 1.
№ Сорт картофеляМасса, г Объём, см3 Плотность Содержание крахмала, % Как использовать данный сорт картофеля
г/см3 кг/м3 1 Образец
№1
2 Образец
№2
3 Образец №3 4 Образец
№4
8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Повышенное содержание крахмала - более 25%
Высокая крахмалистость: 14-25%
Низкое содержание крахмала в клубнях: 10-13%
Картофель, содержащий крахмала меньше 14% от массы всего клубня, идёт на корм скоту, с 14-25% содержанием - для питания человека, более 25% - используют для получения крахмала и патоки.
Картофельные сорта, содержащие много крахмала, являются рассыпчатыми, они лучше всего подойдут для картофельного пюре, их хорошо варить "в мундире", запекать в духовом шкафу.
Картофель сортов, где крахмала содержится мало, не разваривается, поэтому подходит для готовки супов и салатов
Картофельные сорта со средним содержанием крахмала лучше всего подходят для жарки картофеля.
1) Любой ли картофель можно есть?
2) Как содержание крахмала влияет на пригодность картофеля в пищу?
3) Как связано процентное содержание крахмала с плотностью картофеля?
8. Сделайте вывод, для какого использования пригодны исследуемые сорта картофеля.
Учитель: А теперь, давайте вернёмся к результатам «народного» голосования и сравним их с результатами наших экспертов.
Сделаем выводы.
5. Заключительная часть.
1) Что вы узнали нового на уроке?
2) Что вы поняли?
3) Чему вы научились?
4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?
Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.
Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок!
Ну а теперь звенит звонок!
6. Домашнее задание: Продумать и предложить способ определения плотности жидкости? Повторить формулы.