Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в сельских и малокомплектных школах


Николаева О.А.
Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в сельских и малокомплектных школах
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы и преимущества обучения иностранным языкам в сельских и малокомплектных школах в условия внедрения ФГОС второго поколения.
Ключевые слова: Малокомплектная школа, модернизация образования.
Российская педагогическая энциклопедия приводит следующее определение малокомплектной школы (МКШ): "Малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся" [1, с. 540]. Таких школ согласно статистическим данным больше половины.
Работая в условно малокомплектной школе, могу сказать, что многие хорошо зарекомендовавшие себя в большой школе методы и приёмы педагогического взаимодействия в этих условиях теряют свою значимость, а иногда становятся тормозом развития личности ученика.
Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения, при котором значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают и без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные ученики. Но если класс маленький, их может не оказаться и тогда учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел.
Кроме того, малокомплектная школа сталкивается со множеством трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Практически каждый ученик отвечает на каждом уроке и на каждом этапе урока. Как не допустить подмену оценивания знаний на активности на уроке?. Отсутствуют методические пособия для изучения иностранного языка в классах-комплектах с разновозрастными детьми и малочисленных классах (2-8 человек). В ситуации подушевого финансирования в маленьких сельских школах нет средств для приобретения полного комплекта УМК, рекомендованного для обучения, школьные библиотеки не пополняются дидактическими пособиями для обучающихся и методическими пособиями для учителей. В условиях модернизации образования в школах качественно переоборудованы кабинеты начальных классов, но отсутствует лингафонная техника в кабинете иностранного языка. К уроку приходится много изготавливать дидактического материала своими руками (различных таблиц, карточек, заданий). Они дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Существует трудность с организацией внеурочной деятельности школьников. Из предложенных Министерством образования 10 часов, учителям сельских школ дают только 4-6 в связи с недостатком материальных средств на оплату учителю внеурочной деятельности и существует сложность посещения культурных и образовательных центров региона .Не смотря на трудности в условиях модернизации образования сельские малокомплектные школы способны реализовать современные образовательные стандарты с точки зрения развития навыков самообразования и личности ученика в целом. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В этой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика. При желании учитель легко установит контакт с каждым из них, создается атмосфера общения, необходимая для овладения иностранным языком. Учителя, работающие в классах с малой наполняемостью, добиваются более высоких результатов в обучении чтению. В соответствии с рекомендациями авторов УМК по английскому языку весь языковой материал, подлежащий усвоению, включен в систему упражнений, предусматривающих частое проговаривание речевого образца по цепочке. В классе, состоящем из 3-5 учеников, занимает мало времени. Оставшееся время на уроке можно использовать на чтение. Значительно проще организуется систематический контроль домашнего чтения.
Таким образом, малая наполняемость класса дает возможность:1.организовать активную тренировку в устной речи и чтении каждого ученика на каждом уроке;2.индивидуализировать обучение;3.тщательно учитывать знания каждого ученика;4.систематически выявлять и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся;5.четко управлять самостоятельной работой учащихся, как в классе, так и дома. Вместе с тем, усилия учителей МКШ направлены на преодоление трудностей. Главная из этих трудностей – перегрузка учащихся. Если класс состоит из двух-трех учеников, то они вынуждены напряженно работать на каждом уроке по каждому предмету. Это ведет к снижению работоспособности, школьники утомляются и не могут активно усваивать учебный материал. Следовательно, учитель должен думать над тем, как снять перегрузку. Широко используются учителями МКШ обучающие, подвижные игры, с использованием учебного материала . Предмет «Иностранный язык» является практико-ориентированным, поэтому все занятия являются практическими. В качестве наиболее адекватных технологий обучения выступает «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов». Большое внимание необходимо придать здоровьесберегающим технологиям, особенно на начальном этапе, за счет смены активности или смены речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников
Список литературы:
1.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. т.1.  2.Щербакова Е. В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития [Текст] / Е. В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107-109.3.Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17.