Проблемы обучения химии и и биологии в сельских школах Казахстана (Статья в газету)

Статья в газету «Новости Приишимья» «Проблемы обучения химии и биологии в школах Казахстана»


Я знаю, для чего мне надо все то, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить.

Биология и химия – это ключевые предметы сегодняшней школы. Они способствует формированию и обогащению духовного мира человека. Повышая роль и значение этих наук в целом и школьного образования в частности, можно решать новые проблемы человечества.
Современная биология и химия формирует новое поколение, которое понимает ценность жизни, место человека в природе, способное искать пути решения экологических, продовольственных, энергетических и других проблем. Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биохимии и биотехнологии, бионики, развитие химического производства с одной стороны, и ухудшение здоровья населения, экологические проблемы, с другой, поставили биологическую и химическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие компетентности выпускника в этих отраслях знаний является одним из направлений работы современной школы для решения проблемы обучения химии и биологии.
В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Ведь только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Одной из проблем обучения является недостаточное оснащение кабинетов химии и биологии в школе (не хватает интерактивных досок и компьютеров, реактивов и лабораторного оборудования, современно оснащенных кабинетов). Сегодня, когда информация становится ресурсом развития общества, очевидно, что современное образование - это непрерывный процесс. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Использование ИКТ на уроках биологии и химии позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Расскажу, в какой последовательности мы с учащимися строим свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие: -Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку). -Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point. -Вставка текстовой информации, таблиц, схем. -Оформление слайдов, анимация, навигация. Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии: -Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук). -Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация). -Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера). В процессе работы я поняла, что использовать данную технологию можно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Использование ИКТ позволяет демонстрировать: -фотографии животных, растений, известных людей, занимательных опытов и т.д, -отсканированные иллюстрации книг, карты и др., -схемы и таблицы, -тесты, кроссворды для проверки знаний, -видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др., -аудиозаписи «Голоса животных»; -музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.
-использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
В изучении школьного курса химии и биологии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: -наглядное представление объектов и явлений микромира; -изучение производств химических продуктов; -моделирование химического эксперимента,опыта и химических реакций; -система тестового контроля -подготовка к ЕНТ.
Одной из немаловажных проблем является проведение программных экскурсий (например, экскурсия на завод для изучения химического производства или экскурсия на конезавод, звероферму и т.д), а использование виртуальных экскурсий решает эту проблему и значительно расширяет кругозор ребенка. Ещё одной проблемой является проведение на уроках химии опытов со взрыво- и пожароопасными веществами. Я считаю, что при решении этой проблемы, одним из главных достоинств является использование компьютерного проектирования на уроке химии – при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести еще и задачу всестороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодёжи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Поэтому ставится задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворения познавательных запросов, интересов, развития способностей и склонностей каждого ученика.
Поэтому следующей проблемой биохимического образования школьников я выделяю профильное обучение как одно из средств развития биологической и химической компетентности выпускника. Эта проблема освещена в Послании Президента «Социально- экономическая модернизация главный вектор развития Казахстана» и отражена в новой редакции Закона РК «Об образовании». Цель профильного обучения биологии и химии в старших классах – подготовка химически, биологически и экологически грамотной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности, строит свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде; обладает эволюционным и экологическими стилями мышления, экологической культурой; способностью ориентироваться в химической, биологической и пограничных с ней областях картины мира; обладает знаниями методов, теорий, стилей мышления, областей практического применения биохимических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в любой области материальной или духовной культуры, в частности для постановки и решения проблем охраны видов и экосистем, ведения здорового образа жизни и успешного сотрудничества со специалистами – химиками- биологами, экологами, врачами, инженерами и др. Для того чтобы выполнить поставленные цели и задачи, необходимо дать учащимся хорошие навыки самостоятельного овладения знаниями. Их можно формировать в ходе организации опытнической работы на участке, наблюдений в природе, во время работы со специальной литературой, справочниками и работы над проектами, во время выполнения летних заданий, при постановке исследовательских опытов по химии и биологии. За время учебы в специализированных классах ребята не должны потерять интереса к биологии и химии. Очень важно учителю поддерживать этот интерес, укреплять его, помогать учащимся в выборе будущей профессии.

Учитель химии и биологии высшей категории
КГУ «Неженская СШ»
Стемасова Татьяна Алексеевна