Урок по технологии производства продукции растениеводства на тему Основные группы вредителей
Учебно- методическая карта занятия
35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы
ПМ 02.Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбе.
МДК02.01 Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе
Группа 25гр. дата 15.03.17.
Тема: Основные группы вредителей сельскохозяйственных культур.
Вид занятия: урок
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
Ознакомление обучающихся с основными группами вредителей сельскохозяйственных культур.
Способствовать развитию интереса к профессии, способности анализировать и найти правильное решение в борьбе с вредителями.
способствовать воспитанию ответственности за результаты своей работы и экологическую чистоту.
Методика обучения: Личностно- ориентированный, деятельностный подход
Задачи:
1.Обучающиеся должен уметь: вести борьбу с вредителями плодовых, овощных, ягодных, декоративных и древесно-кустарниковых растений
2.Обучающиеся должен знать: основных вредителей и болезни изучаемых культур
Должен обладать:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ПК2.2 Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями.
Внутрипредметная связь: Тема 34-36
Межпредметная связь: биология, экология.
Наглядные пособия и раздаточный материал: тест, учебный материал.
Оборудование(ТСО): ноутбук, проектор интерактивная доска.
Литература: [5] Гриценко. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур.М. «Академия»,2012
Нормативно-техническая документация: Рабочая программа и тематический план ПМ02, протокол № 1 от 1 сентября 2016 г.
Структура урока.
№п/пЭлементы занятия, изучаемые вопросы. Методика Время.
1. Организационный момент:
проверка готовности группы к занятию, отметка отсутствующих, организация внимания.
Беседа 3 минуты
2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся, актуализация знаний
Беседа. 5 минут
3 Актуализация новой темы
Беседа, 2мин
4 Первичное усвоение новых знаний
1.Ущерб наносимый вредителями.
2.Основные группы вредителей сельскохозяйственных культур.
- нематоды
- моллюски
- клещи
-грызуны
-насекомые
самостоятельная
работа
обсуждение
15минут
5 Первичная проверка понимания
Обсуждение, опрос 5
6 Первичное закрепление знаний:
Тест на соответствие
письменно Прием “да-нет,устно”
8минут
7 Подведение итогов урока, выделение главного, стимулирование активных обучающихся. Беседа 5минут
8 Выдача домашнего задания. Изучите и составьте таблицу. “Классификация насекомых.”2
8 Рефлексия Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте !Кто отсутствуют на уроке?
Я думаю ,что вы все готовы на урок .Приготовьте тетради ,ручки.
Давайте договоримся, что будим очень внимательными на уроке, работать активно, слушать друг друга. Девизом нашего урока возьмем китайскую пословицу «Я слышу - я забываю, я вижу -я запоминаю, я делаю и я понимаю» (Слайд1)
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся, актуализация знаний
Итак, начнем наш урок.
Посмотрите пожалуйста на экран.( слайд2)Технология выращивания овощных культур. Мы недавно завершили изучение технологии выращивание овощных культур. Давайте вспомним общие приемы выращивания. Коротко объясните нам, что вы знаете по технологии выращивания.1. Место в севообороте.
2.Обработка почвы.
3. Внесение удобрений.
4.Посев, посадка.
5.Уход- полив
рыхление
прополка
подкормка.
борьба с вредителями и болезнями.
6.Уборка.
7.Сорта.
(Обсуждение и переход к новой теме.)
Правильно, мы с вами еще не знаем, как бороться с этими вредителями и болезнями. Ну чтобы с ними бороться необходимо узнать этих вредителей ,их билогию развития, характер повреждений. Их очень много. А все эти вопросы изучает раздел агрономии защита растений.
Итак, тема нашего урока “Основные группы вредителей сельскохозяйственных культур”.Слайд3.
(Актуализация темы).
Задачи урока:
Как вы думаете? Какие задачи мы будем решать в ходе урока?
-узнать какой ущерб наносят вредители сельскохозяйственных культур.
-выяснить какие вредители вредят растениям.
- изучить краткую характеристику основных групп вредителей.
4.Первичное усвоение новых знаний
1.Ущерб наносимый вредителями.
1.Обьясняет преподаватель . Вредителями с-х культур называют представителей царства Животные, способных наносить экономически значимый ущерб урожаю, к вредителям относится широкий и разнообразный круг растительноядных животных, представителей различных типов и классов. (О вреде)
2.Основные группы вредителей сельскохозяйственных культур.
На растениях вредят
- нематоды
- моллюски
- клещи
-вредные грызуны
-насекомые.
Преподаватель дает краткую характеристику каждой группе вредителей.(Показывает рисунки и слайд)
А теперь, вам я предлагаю самостоятельно изучить каждую группу вредителей. Перед вами учебный материал, по нему вы должны изучить более подробно.
Инструкция :внимательно читайте описание группу вредителей. обращайте внимание на такие моменты ,как особенности строения, размеры.
место обитания(где живет)
каким образом повреждает.
представители группы (примеры)
5.Первичная проверка понимания
-нематоды
- моллюски
- клещи
- вредные грызуны
-насекомые (типы ротовых аппаратов, типы развития насекомых)
Выводы,(таким образом)…..
6.Первичное закрепление знаний:а) приём “Да-нет”. Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.
У меня в коробке название одной из групп вредителей. Вы попытайтесь
найти ответ, задавая мне вопросы, на которые я могу ответить только словами "да", "нет", "и да и нет".
2.Тест на соответствии.
№ вопросы № ответы
1 В их глотке имеется – стилет
А
грызуны
2 В их глотке имеется язык с теркой б нематоды
3 Повреждения этих вредителей крупные погрызы растений, колосьев, клубней в моллюски
4 Насекомые с неполным превращением имеют фазы развития г Яйцо-личинка-имаго
5 Насекомые с полным превращением имеют фазы развития дЯйцо-личинка- куколка -имаго
1 2 3 4 5
.
6.Подведение итогов урока, выделение главного, стимулирование активных обучающихся.(связь с профессией,экологией)
7. Выдача домашнего задания. Изучить и составить таблицу “Классификация насекомых’’
8. Рефлексия
•На уроке сегодня я:
-узнал… -понял… -научился…
2.Тест на соответствии.
№ вопросы № ответы
1 В их глотке имеется – стилет
А
грызуны
2 В их глотке имеется язык с теркой б нематоды
3 Повреждения этих вредителей крупные погрызы растений, колосьев, клубней в моллюски
4 Насекомые с неполным превращением имеют фазы развития г Яйцо-личинка-имаго
5 Насекомые с полным превращением имеют фазы развития дЯйцо-личинка- куколка -имаго
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Зауральский агропромышленный колледж
Разработка открытого урока по теме
Основные группы вредителей сельскохозяйственных культур
35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы
ПМ 02.Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбе.
МДК02.01 Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе
Преподаватель спецдисциплин Забитова Р.Х
Баймак 2017г
Насекомые
Некоторые виды насекомых, способны размножаться в огромных количествах, они могут массово уничтожать посевы, вызывая при этом настоящие стихийные бедствия. В истории описаны случаи нашествия саранчи, которые уничтожали посевы, обрекая людей на голод.
Сейчас, человечество уже не настолько беззащитно, но и теперь насекомые вредители культурных растений наносят огромные убытки
Что же представляет собой учение как деятельность? Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека. Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Сейчас:
Выяснил…
Выучил…
Познакомился…
1.Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Актуализация знаний
4) Первичное усвоение новых знаний
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цели урока:
1) сформировать представление о внешнем и внутреннем строении корня;
2) продолжить формировать УУД личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Предметные результаты:
-формировать умение определять основные органы растений (корень);
-формировать умение объяснять особенности внешнего и внутреннего строения корня и его роль в жизнедеятельности растения;
-формировать умение понимать смысл биологических терминов: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;
-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
личностно ориентированные технологии. игровые технологии обучения , технология проблемной ситуации
«Я слышу - я забываю, я вижу -я запоминаю, я делаю -я понимаю»
Китайская пословица
Требования к уроку согласно ФГОС – Открытый урок.
Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием,- непрочно, неверно, ненадежно.
Януш Корчак
«Я слышу - я забываю, я вижу -я запоминаю, я делаю -я понимаю»
Китайская пословица
В своей работе я стараюсь опираться на эти 2 высказывания. Урок «вчера», когда на уроке больше говорит учитель и урок «сегодня», когда урок строится на диалоге между учениками. Как у меня проходят уроки по ФГОС, я хочу показать на примере урока математики.
Демонстрация ранее изученного материала. В начале урока обычно провожу проверочную работу. Это не должен быть фронтальный опрос, где учеников оценивает учитель. Это самостоятельная проверочная работа учащихся на 5-10 минут без вмешательства учителя. Учитель не должен ходить по рядам и делать словесные оценки как «хорошо», «молодец», «плохо», как мы обычно делаем.
Самооценка. После самостоятельной работы даю готовый образец, чтобы проверили свои работы. Можно на примере другого «Я». Ученики оценивают себя письменно в тетрадях знаками и делают устную самооценку.
Договариваемся, как мы будем работать сегодня на уроке. Всё время надо говорить «Давайте договоримся…».
Постановка новой учебной задачи. Я предлагаю задания, которые ранее не изучали, и предлагаю детям сделать самостоятельно. Хожу по рядам, выбираю из детей несколько человек. Особенно тех, у кого неправильно. Они выходят, пишут на доске и садятся. Учитель спрашивает: Что вы заметили? Задание одно, а решили все по-разному. И тут идёт постановка новой учебной задачи: Сегодня мы будем учиться решать такие задания. Постановка учебной задачи обязательно фиксируется на доске.
Решение учебной задачи путем предложений, построения гипотиз.Приходим к общему мнению и опять фиксируем на доске. Сравниваем с культурным аналогом. А у нас так же или по-другому. Если у них неправильно исправляется и фиксируется.
Применение нового способа решения. Контроль и оценка. Свои решения ученики показывают на доске. В это время я ухожу в конец кабинета, чтобы не мешать диалогу между учениками. Ученики показывают свои сигнальные веера. «Зеленый»- я согласен, «красный» - я не согласен, «?» - у меня есть вопрос. Например, кто-то показывает красный цвет веера и говорит: «У меня вопрос к Саше. Саша, объясни мне, пожалуйста…» или «Саша, извини меня, но здесь ты не прав».
Итог урока. Рефлексивная оценка.
Как мы видим, цель урока поставили ученики, к содержанию урока вышли ученики, действия выполнили ученики, вывод сделали ученики. Т.е. действия на уроке выполнялись только учащимися.
Урок открытия нового
-мне кажется…
- я хочу сказать, что…
-по- моему…
- я думаю…
-я хочу отметить…
- с моей точки зрения…
- я предполагаю…
- как я тебя понял, (имя)…
- поправь меня, (имя), если я неправильно говорю…
- повтори, пожалуйста, (имя), если тебе не трудно…
- не мог ли ты, (имя), пояснить ещё раз…
- извини, (имя), но я думаю, что ты тут не прав.
Самооценка
-Я справился отлично, потому-что не допустил ни одной ошибки (изложил материал логично, полно, привлек дополнительную информацию…)
-Я справился хорошо, потому-что (самостоятельно выполнил задание, знаю порядок выполнения, но не заметил ошибки (не успел их исправить, следующий раз мне надо подумать, быть повнимательнее…)-я выполнил основные требования(понял суть,однако у меня ошибки, что-то не учёл,переставил местами…)
-я выполнил задание частично, потому-что… и мне надо (поработать ещё, подумать ещё, мне нужна помощь).
Рефлексия
На уроке сегодня я:
-узнал… -понял… -научился…
Лучше всего на занятии у меня получилось…
Основные трудности у меня были…
Сам себе желаю…
На уроке я нашёл подтверждение тому-что…
Я обнаружил, что…
Я был удивлён тем, что…
Я был разочарован тем, что…
Самым важным для меня было, что…
Я хотел бы поблагодарить…
Приём “Да-нет”. Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (часть речи, слово, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
ниверсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Пример. Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность. Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение. Приём “Лови ошибку”
Задание 1: Исключите лишнее слово по какому-либо признаку.
а) человек, динозавр, растения;б) шимпанзе, горилла, дриопитек;в) неандерталец, дриопитек, австралопитек.Прошу по одному из членов группы пояснить выбранный вами вариант.
Ответ: а) динозавр – вымершее животное, а человек и растения существуют на нашей планете по сей день; б) дриопитек – предок человека, а шимпанзе и горилла – обезьяны; в) неандерталец – человек разумный, ныне вымерший, а дриопитек и австралопитек – древние предки человека.
Задание 2: Соотнесите термины:
Ответ: 1– В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г, 6 – Ж, 7 – Е.
Задание 3: Найди пару. Вам предлагаются 3 слова. Между 1-м и 2-м словами существует определенная связь. Между 3-м и одним из предложенных 4-х слов существует аналогичная, такая же связь. Выберите это слово.
дриопитек : деревья = неандерталец : ? ;а) степь, б) лес, в) дом, г) пещера
человек умелый : каменные орудия = австралопитек : ? ;а) палки, б) кости, в) рога, г) камни
кроманьонец ; Европа = австралопитек : ? ;а) Азия, б) Европа, в) Африка, г) Австралия.
Ответ: 1) пещера; 2) палки; 3) Африка.
Задание 4: “Лента времени”. Расставьте номера карточек с рисунками по мере развития человека на Земле.
Вставка: Лента времени
ставка: Лента времени
Ответ: 3, 1, 5, 6, 2, 4.
А сейчас мы сделаем привал и немного отдохнем!
ФИЗМИНУТКА
II.Актуализация знаний учащихся
Учитель – готовясь к сегодняшнему уроку, я вспомнила о притче, которую хочу вам рассказать. А Вы внимательно послушайте и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Давным-давно, около 5 млрд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей Звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов. Феи Флора и Фауна подарила земле растения и животных. Украсила ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная.
Учитель. Ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока? (учащиеся формулируют тему урока). Тема: «Как человек изменил природу».
Ребята, сегодня мы с вами переходим к изучению нового раздела.. Знания, которые вы получите на этом уроке очень важны
- На протяжении нескольких уроков, и сегодня в ходе урока мы будем знакомиться с проблемами экологии. Как вы думаете? Какие цели и задачи мы будем решать в ходе урока?
(Учитель не называет цели и задачи. Определяет вместе с детьми на основе обсуждения).Цель: выяснить, какое влияние оказывает человек на природу, что нужно сделать для уменьшения этого воздействия.
+ Из каких источников вы будете добывать знания для достижения своей цели.? (Учебник, компьютер, дополнительный материал) .РаБОТА В ГРУППАХ:
III. ЦелеполаганиеРебята мы с Вами на прошлом уроке говорили о происхождении человека. Давайте еще раз вспомним:
-Чем занимался человек на ранних этапах своего развития? (собирательством)
-В то время он оказывал на природу какое-нибудь влияние? (нет)
-А природа могла оказывать на человека влияние? (да. Именно благодаря природе человек одел на себя одежду, построил жилище, стал обрабатывать землю и т. д.)Да, совершенно верно на ранних этапах развития природа изменяла человека. Именно благодаря природе человек достиг всего, что мы сейчас имеем.
Человек – старший сын природы-матери со временем становился все более умелым, сообразительным и тоже стал делать подарки Земле, а значит, и себе. Правда, не всегда приятные и безобидные, а часто и просто вредные. Вот о таких «подарках» и пойдет сегодня речь.
- Кто из вас, ребята, может назвать, какое влияние в настоящее время оказывает человек на природу?
Ответы детей.
А к чему может привести вырубка лесов?
А как вы считаете, можно ли решить эту проблему и восстановить лес усилиями человека? (да)
А вот ученые – биологи считают, что очень трудно вырастить тропический лес. Как вы думаете, почему? А теперь в тексте учебника на стр. 112 найдите подтверждение своих слов.
Перед вами в конвертах пазлы. Я предлагаю Вам совместно собрать их и посмотреть, что получиться? А теперь переверните картинку и посмотрите, что у Вас написано? (лесопосадки)
Найдите это слово в учебнике на стр. 111 и прочитайте, что с ним связано?
Загрязняя окружающую среду, человек наносит вред только природе?
(Нет и самому себе.) Докажем это на примере.
Выступление 1 группы.
Выступление 2 группы.
Выступление 3 группы.
Выступление 4 группы.
Физминутка- Молодцы, ребята!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
1.Назовите негативные пути влияния человека на природу :а) вырубка деревьев,б) загрязнение и распашка почв,в) охота на животныхг) загрязнение воды, воздуха .
2. «Ребята, вы очень наблюдательны, поэтому давайте вспомним и запишем в тетрадь негативные изменения, происходящие в природе в нашем районе, поселке».
Ответы:а) на территории района ( особенно в сёлах) вырубаются деревья по берегам рек;б)по вине жителей образовалось много свалок мусора;г) стоки с ферм, с полей загрязняют реки .
3.предложите свои пути решения некоторых экологических проблем.
А теперь давайте вспомним, какую цель мы с Вами ставили в начале урока?
Как Вы думаете справились мы с поставленной целью? Да, я тоже так считаю. Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. И я надеюсь, что сегодня вы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. А для этого мы должны беречь природу. А главное – своими действиями не наносить ей вреда. От нас зависит состояние природы, а от природы наше с вами здоровье и наша жизнь.
IV. Рефлексия.
Продолжить предложение:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
урок дал мне для жизни…
V. Домашнее задание:
Изучить материал на стр.110-112, сочините сказку, стихотворение на тему нашего урока или сделайте рисунок.
VI. Итог урока:
Где в жизни вам пригодятся знания, которые вы получили на уроке? Нарисовать свое настроение после урока.
Самооценка за работу на уроке…….
Урок окончен. Спасибо за работу.
Методическая разработка.
На тему: «Использование личностно ориентированной системы обучения на уроках спецдисциплин».
Выполнила:
преподаватель спецдисциплинБорисова Наталья Николаевна.
Саратов – 2012 г.
Содержание.
Введение………………………………………………………………..3
Основная часть
Особенности личностно ориентированного обучения…................4
Модель полного действия……………………………………………8
Методика направляющего текста……………………………………9
Сравнительный анализ способов присвоения новой информации………………………………………………………….....13
Заключение……………………………………………….……………..14
Список литературы……………………………………….…………….15
Приложение………………………………………………………16
Аннотация.
Методическая разработка раскрывает основные подходы к современному профессиональному обучению в рамках личностно ориентированного образования.
Проводится сравнительный анализ традиционного обучения и обучения направленного на действие.
Методика направляющего текста, применяемая на уроках спецдисциплин, рассматривается на конкретном примере.
1. Введение.
В последние десятилетия широко обсуждается проблема смены образовательной парадигмы. Вместо существующей парадигмы образования, ориентированной на знания, предлагается личностно ориентированная. Основная причина смены образовательной парадигмы заключается в том, что социальный и научно-технический прогресс вошел в противоречия со сложившимися в последние три столетия образовательными системами. Нужен принципиально новый подход к определению целей, задач и принципов образования, необходимо пересмотреть содержание образования, которое реализуется учебными предметами и учебными дисциплинами, требуются новые формы, методы и средства обучения.
Развитие психолого-педагогических концепций и теории обучения создали предпосылки становления личностно ориентированного профессионального образования, центральным звеном которого является профессиональное развитие – развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессий и выполнения профессиональной деятельности.
Личностно ориентированное образование – особый тип образования, который основывается на организации взаимодействия учащихся и педагога. При этом создаются оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и реализации своего «Я» в профессиональной деятельности. В центре этой системы образования – развитие личности обучаемого.
От современных педагогов требуются качества позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Только личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел, принимать ответственность за выполняемую деятельность.
2.Основная часть
2.1 Особенности личностно ориентированного обучения.
Личностно ориентированное образование не ставит своей целью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами, обученностью, подготовленностью. Оно должно создавать условия для полноценного развития потенциальной возможности стать личностью, реализации потребности личности в самоопределении, самоосуществлении, самоактуализации. Для личностно ориентированного образования характерно проявление сверхнормативной активности в строительстве себя, в учебе, общении, организации досуга.
Изменение целевой ориентации меняет акцент в методах обучения. Основным методом традиционного обучения является иллюстративно-объяснительной. Суть его можно выразить так:
показ способа действий преподавателем;
воспроизведение в упражнениях;
контроль за усвоением действий.
Разумеется, и показ образца, и его объяснение, и контроль за его воспроизведением преподаватель может реализовать по-разному. В зависимости от этого будет изменяться эффективность методов обучения, но суть их остается неизменной – все это лишь варианты иллюстративно-объяснительного метода, который тяготеет к монологичности обучения. Поскольку монолог позволяет за ограниченный отрезок времени передать большую информацию, что является важным для преподавателя, ориентированного главным образом на передачу знаний в готовом виде.
Личностно ориентированное обучение тяготеет к поисково-исследовательскому методу. Его суть в следующем:
выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий;
постановка учебной задачи;
совместное с педагогом поисковая деятельность;
оценка, обоснования найденного способа и самооценка собственной деятельности.
Другими словами, не показ способа действий, а поиск, «выращивания» этого способа. Роль преподавателя – в организации поисковой деятельности «изнутри». Педагог – участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Он ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо них. Наиболее удачными формами организации диалогового общения являются работы учащихся в малых группах, дидактические игры и другие нетрадиционные методы проведение уроков, в которых научное содержание наиболее естественно сочетается с индивидуальным опытом учащихся. Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и педагога, их общения в учебно-воспитательном процессе. В массово-традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий преподавателя, «сосуд», который надо наполнить знаниями. Исполнительность, послушность – чуть ли не идеал в традиционном обучении. Но послушный ученик – исполнитель не может быть деловым партнером педагога, который, в свою очередь, является снабженцем знаний и рецептов. Он ведет ученика к цели, только ему известной, часто не посвящая учащегося в процесс движения. Для отношений традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика. Довольно типичная боязнь ученика отвечать без гарантии правильности ответа, боязнь быть осмеянным. По существу в этом случае надо говорить не об общении, а об информационном процессе – обмене знаниями.
Альтернативой традиционным отношениям является ученик, как субъект учения своей деятельности. Педагог заботится о понимании учеником целей и задач обучения, принятии их учащимися, он изменяет постановку учебной задачи в зависимости от потребностей учащихся, учат самостоятельной постановке учебных задач, в том числе задач по самоизменению учащихся. Ученик имеет право на ошибку («на ошибках учатся»), на собственное мнение, отличное от мнения преподавателя и других учеников, открыто демонстрирует свои способности. Не согласие ученика с педагогом не рассматривается как сопротивление, которое непременно надо сломить. В личностно ориентированном обучении «сопротивление» считается естественным следствием различного понимания реальности, различий в ценностях и установках ученика и педагога. Более того, сопротивление необходимо для нормального личностного развития. Именно в этом случае можно говорить об общении как об обмене не только знаниями, но и мыслями, чувствами.
Различия в подходах двух типов обучения отчетливо проявляется и в контроле результатов обучения. Задания в массово-традиционном обучении, рассчитаны на среднего учащегося, в котором делается упор на запоминание и воспроизведение предметных знаний. Одинаковые задания всем учащимся – верный способ загубить способности детей. Личностно ориентированное обучение не мыслимо без разноуровневых, дифференцированных заданий с возможностью выбора, заданий и значимых для ученика способов его выполнения (опорный конспект, схема, литературно-художественные образы, модели и другие индивидуальные способы смысловой обработки изучаемого). В контроле делается упор на применение знаний, на выявление использованных методов, общелогических и специфических, на оценку найденного способа действий, на самооценку учеником своих действий, т. е. на сам процесс учения. Именно в этом процессе проявляется субъективность ученика как личности.
Итогом, характерным для массово-традиционного обучения является грамотный дисциплинированный исполнитель заданных программ, функционер, конформист, манипулятор и сам объект для манипуляции. Из педагогических учебных заведений все еще выпускаются преимущественно учителя-функционеры, «зацикленные» на сугубо методических вопросах своей повседневной педагогической деятельности, но мало интересующиеся общей образовательно-педагогической ситуацией, которая существует в стране и в мире, вопросами стратегии и политики в сфере образования. Идеальным итогом личностно ориентированного обучения является саморазвивающаяся, саморигулируящаяся личность с гибкими осознанными знаниями, субъект своего учения, а затем – субъект, хозяин своей жизни, «сам себе режиссер».
В традиционном обучении личностный опыт ученика либо не признается полностью, либо признается несущественным, не верным, затрудняющим процесс так называемого «усвоения знаний». И в том, и в другом случаях содержание субъектного опыта учащегося не используется преподавателем на уроках. Реально происходит отторжение этого опыта, преодоление его как несовершенного, вытеснение и замещение новыми знаниями в виде социокультурных образцов, норм усвоения, передаваемых в готовой форме педагогам, как единственным носителям общественно-исторического опыта.
В личностно ориентированном образовании обучающийся изначально выступает носителем субъектного опыта. Этот опыт признается самобытным, самоценным, уникальным и личностно-значимым. В процессе учения учащийся как бы «пропускает» естественнонаучные понятия через призму субъе6ктного опыта, превращая учебный материал в индивидуальные знания.
Подчеркнем особенности личностно ориентированного урока:
конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;
продумывание педагогом возможностей для самопроявления учеников;
предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности, инициативы;
поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
стремление к созданию ситуации успеха для каждого учащегося;
использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого учащегося;
привлечение учащегося к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;
применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащегося.
2.2. Модель полного действия.
Структура хода занятий, ориентированных на действия выглядит следующим образом:
Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной профессиональной ситуации, действительной или мнимой, с обязательным выполнением всех фаз полного действия.
Важным моментом является то, что в профессиональном образовании нужно четко различать трудовую и учебную деятельность. Трудовая деятельность – это целесообразный процесс действия, который предполагает безупречное, ориентированное на действие знание. Если оказывается, что ориентированные на действия знания имеют пробелы или их не хватает, то развертывание действия застопоривается и сменяется учебным процессом, чтобы актуализировать знания или заполнить пробелы в знаниях. Проблема возникает в том случае, когда выполняющему практическое действие не хватает теоретического знания. Пробелы в знаниях мешают работе, и такую ситуацию нужно использовать в профессиональной педагогике, продолжать ее в качестве учебного процесса на занятиях.
Обучение только тогда можно считать результативным, когда что-то «сделано», когда ученики, действуя, работают с предметами своей будущей профессии. Доказано, что наибольшая эффективность усвоения учебного материала и обучения в целом связана с выходом на уровень практических умений. Таким образом, на первый план в профессиональном образовании выступает обучение, ориентированное на действие, которое позволяет включить в учебный процесс естественную активность обучающихся, ориентированно на освоение не конкретного знания, а способа его добывания.
2.3. Методика направляющего текста.
Методика направляющего текста была разработана в семидесятые годы на западногерманских промышленных предприятиях. Обучающие стояли тогда перед проблемой освобождения от старых методов профессионального обучения. Четырехуровневый метод обучения, структура которого была представлена элементами: введение, инструктаж преподавателя, повторение за преподавателем и тренировка, не оправдывал себя в новых условиях организации производства, не отвечал требованиям, предъявляемым к современному рабочему. Было принято направление на организацию самостоятельной работы учащегося. В учебный процесс стал активно внедряться метод проектов, в соответствии с которым учащиеся должны были самостоятельно выполнять большие проекты по чертежам. Очень скоро выяснилось, что темп работы отдельных учащихся или групп был различным, в связи с этим возникли затруднения в формировании профессиональных навыков на одном уровне владения. Кроме этого, обучающиеся часто обращались за помощью к преподавателю, а он не мог одновременно и преподавать теорию, и консультировать, и распределять время на станках, проверять выполнение упражнений, и т.д. Появились все организационные проблемы, когда обучение «децентрализуется», то есть когда подростки самостоятельно организуют процесс учения. В этой сложной с методической точки зрения ситуации была разработана методика направляющего текста. Основная концептуальная идея направляющих текстов – «обучи себя сам», суть ее заключалась в приучении обучающихся к самостоятельной работе, выработке социального поведения и навыков общения друг с другом. Предполагалось, что направляющий текст, информационный текст, а также аудиовизуальное сопровождение должны были стать средством руководства самостоятельной работы обучающихся и заменить устный инструктаж мастера.
Обучающие шаги методики направляющего текста.
Знакомство с поставленной задачей. Исходным пунктом обучения является сформулированное профессионально-практическое задание, «обучающее задание». Сама постановка задания должна воплощатьобучающие цели, к которым стремятся учащиеся, она должна быть доступной, чтобы подростки смогли решить ее самостоятельно. В начале обучения преподаватель представляет задание и, вместе с ним обучающие цели. Он поясняет, что для выполнения задания ученику необходимо воспользоваться направляющим текстом – средством организации самоуправляемого учения и знакомит со структурой и содержанием направляющего текста.Направляющий текст представляет собой содержательный и методический компонент. Содержательный компонент дает направление к поиску информации, которая нужна для выполнения деятельности и является базой знаний и профессиональных навыков. Методический компонент содержит информацию о последовательности шагов теоретического обучения и выполнении практического задания.
Теоретическая работа. Во второй фазе учащиеся начинают работать над теорией, изучая информационные тексты, рассматривая схемы, таблицы и модели. Направляющие тексты организуют познавательную деятельность учащихся с помощью наводящих вопросов, которые помогают определить необходимую теоретическую информацию для выполнения учебных заданий. Задача этого этапа заключается в том, чтобы научить учащихся с помощью наводящих вопросов самостоятельно находить необходимую для себя информацию из различных источников (книги, таблицы, руководство по эксплуатации, нормативные листы и т.д.). Обучающий является консультантом и вмешивается в учебный процесс только тогда, когда учащийся запросит информацию или когда имеются какие-то помехи в работе.
Оценка теоретической работы. После изучения теоретической информации у учащихся возникает потребность обменяться мнениями о прочитанном материале, чтобы проверить, правильно ли они поняли информацию. На этом этапе преподаватель может проверить, имеют ли учащиеся достаточную теоретическую базу знаний для выполнения практического задания.
Планирование. После проработки теоретических основ и обмена мнениями о том, все ли правильно понято, начинается работа по планированию. Учащиеся должныопределить свои шаги деятельности, выбрать инструменты, машины, материалы и т.д. Во время фазы планирования обучающий так же ограничивается ролью консультанта.
Исполнение и контроль. После того как создан план выполнения задания, начинается практическая деятельность. Учащиеся в соответствии с разработанным планом выполняют задания. И здесь преподаватель, как правило, является консультантом. Он вмешивается только тогда, когда учащиеся работают явно неправильно и это не приведет к достижению цели или когда они, несмотря на усилия, не достигают частной цели, или нарушают правила техники безопасности, что может повредить их здоровью. В других случаях преподаватель не вмешивается. В практической работе обычно используется самоконтрольучащихся – визуальный и функциональный, чтобы выявить достигнута ли заданная величина. Общая оценка дается, в соответствии с методом направляющего текста, в последней учебной фазе.
Оценка и заключение. По окончании практической работы проводится оценивание. При этом сначала учащиеся самостоятельно оценивают свои результаты. Вспомогательными средствами служат оценочные и контрольные листы. Интересна для учащихся ивзаимопроверка. После самооценки педагог дает свою оценку. Она направлена на качество результата труда и процесса обучения. При контроле качества обсуждаются ошибки и способы их предупреждения. При оценке процесса обучения рассматриваются возможные альтернативные пути и сокращение времени обучения.
2.4 Сравнительный анализ способов присвоения новой информации.
Этапы
присвоения
новой
информации
Стадия
работы
Традиционное
обучение
Обучение,
ориентированное
на действие
Мотивация,
целеполаганиеПостановка
цели
Цель определяется
педагогом, дается
учащимся в готовом виде (внешняя цель); опора на внешние мотивы деятельности
Совместная постановка цели (совмещение внешней и внутренней целей) или определение целей учащимися (внутренняя цель)
Информирование
Изучение нового материала
Информация дается учащимся
в готовом виде
Самостоятельное добывание информации учащимися для решения профессиональной ситуацииПланирование
Определение последователь-ностивыполнения профессиональ-ныхдействий
План задан
педагогом
Обсуждение вариантов; самостоятельное планирование (анализ информации, собственных умений)
Принятие решения
Определение оптимальных способов освоения нового профессионального действия
Ознакомление с алгоритмом действий, заданных педагогом
Продумывание хода деятельности, разработка алгоритма действий; самообразование
Выполнение
Реализация плана
Действие по алгоритму
Исследование; самоконтроль действий
Контроль
Соотнесение полученного результата с поставленной целью
Контроль результатов деятельности с помощью педагога
Самоконтроль, взаимоконтроль полученных результатов
Оценка
Оценивание способов и результатов деятельности
Оценка педагога (сравнение результата с общепринятыми эталонами)
Самоанализ способов достижения результата, само- и взаимооценивание; оценка педагога
3. Заключение.
В настоящее время, говоря о проблемах образования, прежде всего, имеют в виду человека, личность, индивидуальность. Наша задача – дать человеку, вступающему в активную жизнь, определенный объем знаний и сформировать умение нужного качества. Это значит, что необходимо переосмыслить целевые задачи обучения: ориентация на знания и их применение должна быть заменена ориентацией на способ приобретения знаний и формирование умений, развитие личности.
Приоритетное значение в организации образования имеют принципы качества, фундаментальности, гуманизма и непрерывности образования. Руководствуясь этими принципами, мы должны сформировать у учащихся интеллект определенного уровня, выработать у них потребность заботиться о качественном овладении своей специальностью.
Преподаватель должен разработать свою технологию обучения, причем решения принимать не случайным образом. Решения должны быть обоснованы и доказательны на основе фактических данных. Ставить общую цель, разделять ее на конкретные цели, доступные учащимся, объединять учащихся так, чтобы они помогали друг другу в стремлении к общей цели – высшему качеству.
4. Список используемой литературы.
Алексеев Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень: издательство ТюмГу, 1998г.
Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики – М.: 1999г.
Лопанова Е. В. Управление личностно ориентированным обучением. – Омск: 2003г.
Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: издательская корпорация «Логос», 1999г.
Сериков В. В. Личностный подход в образование: концепция и технологии. – Волгоград: 1994г.
Якиманская И. С. Развивающее обучение. – М.: 2003г.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: издательский центр «Академия», 2005г.
Бондаревская Е. В., Кульневич С.В. Педагогика. М. 2007г.
Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения. Екатеринбург, 2004г