Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма


Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма
Бебякова О.В.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Приобщение к национальной культуре неразрывно связано с изучениемнародного костюма, ведь это бесценное неотъемлемое достояние культурынарода, накопленное веками.
Поэтому главной задачей своей деятельности мы видим обогащение детей знаниями об истории русского народного костюма.
В результате диагностического обследования было выявлено, что лишь незначительная часть (7%) имеют высокий уровень представлений о русской народной культуре, основная часть детей (93%) – средний.
Таким образом, система по приобщению дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма поможет нам:
‒ пробудить в детях интерес к истории и культуре родного края;
‒ познакомить детей и их родителей с характерными чертами народного костюма;
‒ развивать творческое воображение дошкольников;
‒ воспитывать уважительное отношение к национальному наследию, своей малой Родине;
‒ поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной деятельности;
‒ дополнить предметно-развивающую среду группы новыми элементами.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Русский народный костюм – это значительная часть традиционной национальной культуры. В его структуре отражаются религиозные, эстетические представления народа, его история и уровень культуры. Народный костюм – это не просто набор художественно выполненных деталей, это отношение человека к жизни, его восприятие окружающего мира.
Народный костюм является частью духовного богатства своего народа. Секреты его изготовления передавались из поколения в поколение. Мастерицы неизбежно вносили в изделие что-то своё, но в рамках традиционных представлений о красоте.
Изучение традиционного народного костюма способствует возникновению у дошкольников интереса к истории и традициям родного края, развивает уважение к труду и наследию своих предков. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Перспективный план по изучению традиционного народного костюма включает в себя следующие мероприятия:
‒ Вводная беседа «Русский народный костюм», рассматривание иллюстраций, разные виды игр и инсценировок, чтение тематической художественной литературы (сентябрь - октябрь).
‒ Посещение городской выставки «Русская изба» (ноябрь).
‒ Интегрированное занятие «Мужская и женская одежда в Древней Руси» (декабрь).
‒ Интегрированное занятие «Одежда наших прабабушек» (январь).
‒ Комплексное занятие по рисованию с использованием элементов аппликации на тему «Украсим сарафан вышивкой гладью (февраль).
‒ Занятие по познавательному развитию «В каждом посаде в своём наряде» (март).
‒ Комплексное занятие на тему: «Выступает будто пава» (апрель).
‒ Викторина «Поэзия русского народного костюма» (май).
Специально организованные занятия, игры и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Дети знакомятся с такими элементами женского костюма как «рубаха», «понёва», «передник», «юбка», «сарафан», находят отличия в повседневной и праздничной женской одежде. Кроме того, дошкольники узнают о многообразии женских головных уборов: среди них самым распространенным был кокошник, он символизировал счастье и единение в браке. Женская одежда богато украшалась. Мужская же одежда была однотипна по покрою и однообразна по составу. Мужской комплекс одежды состоял из рубахи и нешироких штанов.
Для знакомства дошкольников с народным костюмом мы использовали:
‒  рассматривание иллюстраций и картинок, а также кружева, платков и других образцов;
‒ беседы с детьми об отличиях в одежде в разные сезоны, об особенностях повседневной и праздничной одежды, о многообразии украшений, головных уборов и др.;
‒ чтение тематической художественной литературы;
‒ раскрашивание народных костюмов, создание аппликаций («Придумай свой орнамент», «Укрась платок» и др.).
Также для изучения народного костюма и приобщения детей к народной культуре используются следующие виды игр:
‒ Игры - ходилки: изначально игра проводится вместе с воспитателем, который строит занятие на ее основе. В дальнейшем игра может быть использована по желанию детей, т.е. ребенок сам может выступить в роли педагога. Например, игра-ходилка «Женский народный костюм»: ход 1 – «понёва», ход 2 – «сарафан», ход 3 – «рубаха» и т. д. На занятии каждый ход воспитатель сопровождает рассказом и демонстрацией. Целью игр - ходилок является развитие мышления и внимания, закрепление новых понятий. Помимо этого, в игре с удвоенной интенсивностью отрабатывается навык счета;
‒ Театрализованные игры. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия;
‒ Музыкальные игры: для проведения таких игр в музыкальном уголке имеются деревянные ложки, трещотки и др. Включение музыкального фольклора в режим дня положительно отражается на детях;
‒ Дидактические игры («Составь праздничный женский костюм», «Составь повседневный женский костюм», «Составь мужской костюм», «Дорисуй узор» и др.): обучение на основе этих игр самое естественное в дошкольном возрасте, так как основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению это процесс непроизвольного обучения. Дидактические игры расширяют представление ребенка о традиционном народном костюме, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи;
‒ Подвижные и малоподвижные народные игры («Горелки», «Салки», «Ручеек», «Прятки», «У медведя во бору» и др.): такие игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей;
Немаловажное значение имеет привлечение родителей к проблеме изучения традиционного народного костюма. Чтобы наиболее полно осветить данный вопрос и обратить внимание родителей на необходимость приобщения детей к народному искусству, нами используются следующие методы:
‒ памятки, буклеты по теме «Традиционный народный костюм»;
‒ фотоотчеты о проведенных занятиях, играх, мероприятиях.

Приобщением детей к народным традициям через ознакомление с народной одеждой является формирование личности каждого ребёнка с определёнными качествами, воспитанными на духовно-нравственныхтрадициях. Как результат приобщения детей к русской народной культуре мы видим детей, открытых миру, с любопытством и с интересом относящихся к истории и культуре своего народа. Эффективность проведения работы с детьми в данном направлении подтверждается промежуточными результатами диагностического обследования.