Роль указательных слов в СПП
Урок 38
9а класс
20.01.2015г.
Тема: РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Цели: научить выделять в сложноподчиненных предложениях указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
-Повторение теоретического материала ( об отличие союзов и союзных слов)
(. Подчинительные союзы связывают придаточные предложения с главным, при этом они не являются членами предложения (если союз опустить, то предложение превращается в бессоюзное).
Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия) не только связывают придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения (союзные слова опустить нельзя).
- Работа у доски (на повторение материала при подготовке к ГИА)
1)На доске записаны словосочетания (нужно вставить орфограммы, объяснить, разобрать ССЧ, определить вид связи, переделать первое и третье ССЧ из одгого вида связи в другой). Деревя..ая кровать, морожеая рыба, безветр..ный день
2) Составить из любого ССЧ СПП предложение.
Например: На улице стояла духота, потому что был безветренный день.
-Измените предложение так, чтобы усилить значение главной части, указать на причину жары (На улице стояла духота потому, что был безветренный день.)
III. Сообщение темы урока и цели урока ПРЕЗЕНТ №1
(На сегодняшнем уроке мы научимся выделять в сложноподчиненных предложениях указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения)
- Работа с опорным материалом § 21.
1. Внимательное чтение материала § 21, с. 62–67. ПРЕЗЕНТ №2
2. Беседа по вопросам:
а) С какой целью используются указательные слова в сложноподчиненном предложении?
б) Какой частью речи являются указательные слова?
в) На что они указывают? г) Каким образом могут расчленяться подчинительные союзы? Приведите примеры, объясните постановку запятой в таких предложениях.
III. Закрепление изученного материала.
1. Комментированное письмо (записываем предложения, объясняем постановку запятой, находим указательные слова и подчинительные союзы), ПРЕЗЕНТ№3, 4
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. Работа с учебником.
упр. 104 (согласно заданию).
3. Самостоятельная работа. Записать предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Указать, какими частями речи являются выделенные слова. Упр. 105, с. 67.(выборочная проверка)
IV. Итог урока.
а) С какой целью используются указательные слова в сложноподчиненном предложении?
б) Какой частью речи являются указательные слова?
V. Домашнее задание. § 21, повторить § 18–20, упр. 102.