Конспект урока по информатике для 10-11 класса на тему Математическая статистика в Excel


Конспект урока по информатике в 10-11 классе«Статистика в Excel»
Выполнил:
Масалкин Егор Юрьевич
г. Новокузнецк, 2017
Технологическая карта урока
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 10
Тема урока: Статистика в Excel
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты обучения:
личностные: формирование способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающего мира; формирование умения рефлексивной самооценки
предметные: развитие представлений об особенностях работы с Microsoft Excel, использованию функций, построению графиков.
метапредметные: формирование умения анализа окружающего мира; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Решаемые учебные задачи: сформировать понятие математической статистики; научить основам работы со статистикой в Microsoft Excel.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ):
Роганов Е.А., Тихомиров Н.Б., Шелехов А.М. Математика и информатика. – М.: МГИУ, 2005.
Файл справки Microsoft Excel.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Формы оценивания
Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: Организационный этап
«Здравствуйте! Я рад сегодня вас видеть»
Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы.
Приветствуют учителя. Отвечают на приветствие учителя. Самоопределение Самоконтроль, организация своей учебной деятельности
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, слушание учителя Формирование положительной мотивации Учитель проверяет готовность класса к уроку, самопроверка
2. Повторение изученного материала
Давайте вспомним программу Excel. В какой пакет программ она входит? Для чего она предназначена? Что мы уже с вами прошли? Проверка изученного материала, организация игры (карточки заранее раздаются)- объяснение правил Отвечают на вопросы учителя. Самоорганизация Организация своей учебной деятельности
Контроль правильности ответов обучающихся
Сотрудничество с учителем и сверстниками Построение логической цепи рассуждений Взаимопроверка, оценивание учителем
На данном этапе уместна оценка обучающихся, так как ответы малы.
3. Постановка цели и задач урока
Давайте с вами обсудим. Пусть кто-нибудь возьмёт ваш классный журнал на странице по информатике. Какие можно сделать выводы по нему?
Что ты сделал для того, чтобы сделать выводы по журналу?
Ты – обработал большой объём информации. Посмотрев на свои оценки, ты можешь предположить о своей итоговой оценке, о том, стал ли ты лучше или хуже учиться. И существует специальная наука для обработки данных и составления выводов – Математическая статистика, это и будет тема урока. Выяснение темы урока и формулировка его цели.
Активизирует знания обучающихся, мотивирует учащихся.
Обсуждают предмет вопроса. Предполагают о том, какие выводы можно сделать на основе имеющейся информации. Знакомятся с новой информацией. Оценивание усваиваемого материала Целеполагание,
контроль правильности ответов обучающихся Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Построение логической цепи рассуждений Взаимопроверка, оценивание учителем.
4. Изучение нового материала
Математическая статистика - наука о математических методах систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов. Главной задачей математической статистики является установление соответствия между данными реального мира и его математическим описанием.
Людям присуще воспринимать окружающую среду как последовательность фактов, событий. Им дано анализировать поступающую информацию (хотя и не всем из них это удается) и делать выводы из такого анализа и учитывать их в своей сознательной деятельности. Поэтому можно смело утверждать, что во все времена, все люди занимались и занимаются статистическими “исследованиями”, даже не зная иногда такого слова “статистика”.
Все наши наблюдения за окружающим нас миром можно условно разделить на два класса: наблюдения за событиями, которые могут произойти или не произойти; наблюдения за физическими величинами, значения которых в момент наблюдения могут быть различными. В окружающем нас мире происходят случайные события, а наблюдаемые нами значения показателей внешней среды являются случайными величинами.
Самым простым примером ведения статистики является отсмотр ваших оценок в журнале и прогнозирование вашей итоговой оценки.
Существуют следующие основные понятия статистики:
•Генеральная совокупность — совокупность всех объектов, относительно которых проводится исследование; Например, все оценки существующие в журнале.
•Выборка – множество данных, полученных из генеральной совокупности по тому или иному правилу; Например, оценки ученика Пашкова;
•Объём выборки – количество данных в ней;
•Выборочное среднее - среднее арифметическое всех значений величины, встречающихся в выборке;
•Мода — величина признака, которая чаще всего встречается в данной совокупности; Мода может применяться при определении магазинов, которые чаще посещаются, наиболее распространенной цены на какой-либо товар.
•Размах выборки – это разница между максимальной и минимальной вариантами.В Microsoft Excel существуют различные функции, позволяющие вычислить эти параметры.
oСУММ (Число 1; [Число 2]; …) – позволяет найти сумму нескольких чисел. После открытия скобки можно либо перечислить все ячейки, сумму значений которых следует найти, через символ «;», либо просто мышкой указать область, которую необходимо просуммировать;
oСЧЕТ (Число 1; [Число 2]; …) – позволяет найти количество не пустых ячеек в заданной области;
oСРЗНАЧ (Число 1; [Число 2]; …) – позволяет найти среднее значение нескольких чисел; область для обработки выбирается аналогично функции СУММ (Примечание – функция позволяет сразу найти среднее значение без применения по отдельности функций СУММ и СЧЕТ);
oМАКС (Число 1; [Число 2]; …) – позволяет найти максимальное число в заданной области;
oМИН (Число 1; [Число 2]; …) – позволяет найти минимальное число в заданной области;
Также отдельно следует указать функцию ЕСЛИ(условие; значение_правда; значение_ложь), которая, при соблюдении условия, выводит либо результат из значение_правда, либо при нарушении выводит результат из значение_ложь. «результативные» ячейки могут содержать не просто число, но и те или иные расчеты.
Функция ЕСЛИ применима и к указанным функциям, при этом они начинают выглядеть так:
oСУММЕСЛИ (Диапазон_сравнение; Критерий) – позволяет найти сумму нескольких чисел, удовлетворяющих критерию.
oСЧЕТ (Диапазон_сравнение; Критерий) – позволяет найти количество не пустых ячеек в заданной области, удовлетворяющих критерию;
oСРЗНАЧ (Диапазон_сравнение; Критерий) – позволяет найти среднее значение нескольких чисел; удовлетворяющих критерию.
Прим. 1 – для функций МИН и МАКС условия не используются;
Прим. 2 – критерий пишется только в двойных кавычках. Объясняет новый материал в соответствии, демонстрирует презентацию.Организует беседу по теме урока. Участвуют в беседе. Слушают объяснение учителя, смотрят презентацию.
Самоорганизация Выделение важной информации. Контроль и самоконтроль правильности ответов обучающихся. умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать. Обсуждают выводы. Умение структурировать знания; развитие представлений о статистике и её базовых элементах. Взаимопроверка. Оценивание учителем.
На данном этапе уместна оценка и отметка обучающихся, так как ответы при составлении функций у доски существенны.Закрепление полученных знаний (работа в группах)
Задание № 1.
Обсудите в своей группе возможную предметную область для обработки статистики.
Задание № 2.
Определите, что в вашей области может быть данными, и что можно проанализировать.
Задание № 3.
Подумайте, какие функции вам могут понадобиться для обработки данных, какие графики возможно построить. Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением Работают в группах, анализируют окружающий мир на предметную область. представители групп защищают свой проект. Развитие логического мышления Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. Развитие диалоговой и монологической речи; умение работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать своё; понимать на слух ответы обучающихся. Умение использовать знания о внешнем мире для верного составления выводов. Взаимопроверка. Оценивание учителем.
Домашнее задание
«Откройте дневники и запишем домашнее задание: собрать данные о вашей предметной области». Формулирует домашнее задание, инструктирует по его выполнению.
Слушают учителя, записывают домашнее задание. Работа с дневниками. Самоопределение. Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимодействие с учителем. Взаимодействие с учителем. Итог урока
«Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, что вам понравилось, что запомнилось, достигли ли поставленных целей?» Формулирует вопросы.
Анализирует работу на уроке, выставляет отметки.
Отвечают на вопросы. Смыслообразование. Осознание качества и уровня усвоения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Осознание того, что уже усвоено. Оценка и отметка учителя.