Разработка урока алгебры по теме Математическая статистика
Класс: 8
Тема урока: Математическая статистика.
Цель:
Создать условия для применения знаний по математической статистике для составления статистического портрета класса.
Задачи:
1. Обобщить знания по теме "Математическая статистика" (статистические характеристики); совершенствовать умение читать круговые и столбчатые диаграммы, строить их по собранной информации; отрабатывать навык решения задач с использованием диаграмм.
2. Развивать разные виды мышления (логическое, критическое, наглядно-действенное), внимание. Развивать
интеллектуально-познавательую компетенцию,
коммуникативную компетенцию,
компетенцию решения проблем
через разрешение проблемной ситуации, самооценивание по предложенным критериям и выполнение комптентностно-ориентированного задания.
3. Воспитывать интерес к предмету, позитивную взаимозависимость членов группы.
Ожидаемый результат: в завершении урока обучающиеся
знают: содержание статистических характеристик (среднее арифметическое, размах, мода);
умеют: читать круговые и столбчатые диаграммы, строить их по собранной информации, решать задачи с использованием диаграмм;
применяют знания по математической статистике в повседневной жизни.
Ход урока.
I. Вызов (Актуализация ранее изученного материала. Определение темы урока. Целеполагание).
- Сегодня от работы каждого из вас зависит общий успех класса. Вы будете работать в парах и в течение урока оценивать себя по критериям.
- Для того, чтобы определить тему, повторим определения:
Что называется средним арифметическим нескольких чисел?
Размахом ряда данных чисел?
Что такое мода?
- А что их связывает? Давайте выясним. Для этого выполните задание:
Задание "Собери картинку"
Каждой группе предложен ряд чисел. Вы должны найти статистические характеристики:
а) среднее - арифметическое
б) размах
в) моду
В таблице найти полученный ответ и прикрепить свою карточку. В результате получается название темы урока - "Математическая статистика"
- Итак, тема урока - «Математическая статистика».
- Исходя из темы урока и используя опорные слова, поставьте перед собой цель на данный урок.
Учащиеся ставят цели по опорным словам:
- узнать....
- расширить свои знания....
- применить...
- связать....
-вспомнить...
- задать вопрос....
- найти.....
- установить....
- выяснить...
- оценить....
II. Осмысление.
- Обычно результаты обработанной информации представляют в виде диаграмм.
- Для чего используется круговая диаграмма? (для иллюстрации составных частей целого).
- А столбчатая? (для сравнения данных.)
- По данным диаграммам рассмотрим следующие задачи:
(приложение 2)
1) В социологическом опросе участвовало 200 молодых людей. Из них 25 % являются фанатами группы «Красный перец», 30% - «Грозные ребята» и 45% «Холодные сердца». Сколько человек являются фанатами каждой группы? (50,60,90)
2) Товарный поезд преодолел расстояние от А до В за 6 часов. Определите время стоянки. Почему? (1,5ч)
3) Катя, Роберт, Рита и Петр продавали билеты на школьный концерт. На диаграмме показано число билетов, которые продал каждый из ребят. Двое из них продали столько же билетов, сколько продала Катя. Запишите их имена.(Рита, Роберт)
4) Диаграмма изображает данные о массе 200 клубней картофеля. Чему равна средняя масса клубня? ( 33000: 200 = 165)
5) Сколько клубней имеют массу, меньше чем 180г? (80)
- Оцените себя. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл.
Выполнение компетентностно-ориентированного задания.
- Одна из задач математической статистики – это проверка статистических гипотез, сбор и обработка данных для получения научных и практических выводов.
- Сегодня на уроке мы с вами должны составить статистический портрет класса. Ребята, как вы считаете какой среднестатистический ученик 8 класса «Б»? Кто это? (пол, возраст, национальность, хорошист. . .)
- А теперь проверим вашу гипотезу, для этого сначала прочитайте инструкцию. (инструкции у каждого на парте)
Инструкция
Собрать информацию для подтверждения статистических характеристик. Провести анкетирование.
Обработать данную информацию.
Наглядно представить полученную информацию в виде круговых и столбчатых диаграмм.
- Но вначале выясним, изучением какого вопроса займется каждый из вас.
(каждая группа выбирает параметр для изучения:
1 - пол
2 - национальность
3 - возраст
4 - успеваемость за 1 четверть
5 - улица проживания
6 - месяц рождения
7 - место в школьной олимпиаде
8 - биоритмы
9 - вид спорта
10 - направленность (ЕМЦ, ОГЦ)
- Приступайте к работе. Результаты в виде диаграмм представьте на доске.
На выполнение задания вам дается 15 минут.
Учащиеся проводят анкетирование и составляют диаграммы.
- Итак, время истекло. Все закончили выполнять задание, представьте свои результаты. (вывешивают готовые диаграммы на доску)
- А теперь давайте выясним, какой же на самом деле среднестатистический ученик вашего класса.
III. Рефлексия.
- Верной ли сказалась наша гипотеза?
- Возвратимся к задачам урока, которые вы ставили в начале (опрос учащихся).
- Для чего же нужна математическая статистика? (чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения).
- Оцените свою работу в баллах исходя из критериев оценивания.
Критерии оценки выполнения задания
Баллы
Грамотно собрана и обработана информация для подтверждения статистических характеристик, правильно построены круговая и столбчатые диаграммы.
10
Грамотно собрана и обработана информация для подтверждения статистических характеристик, правильно построена одна из диаграмм.
7
Грамотно собрана и обработана информация для подтверждения статистических характеристик, допущены ошибки при построении диаграмм.
4
Допущены ошибки при обработке информации, приведшие к неправильно построенным диаграммам.
3
Другие случаи, не соответствующие указанным выше критериям.
0
Максимальный балл
10
Домашнее задание: Я думаю, что вам нетрудно будет составить статистический портрет вашей семьи.
15