Научная работа на тему Политическое сознание современной молодежи
Городская научно-практическая конференции школьников «Юность и наука – третье тысячелетие»
Полное название темы работы
Политическое сознание современной молодежи
Название секции
Общественные науки и философия
Тип работы
Научно-исследовательская работа
Фамилия имя отчество (полностью)автора,
дата рождения
(день, месяц, год)
Ерофеева Арина Евгеньевна, 29.04.1999
Черникова Ольга Валерьевна, 16.09.1998
Домашний адрес автора
г. Норильск, район Талнах, улица Игарская, дом 60, квартира 6, индекс 663332
г. Норильск, район Талнах, улица Игарская, дом 46, квартира 22, индекс 663332
Место учебы
МБОУ «СШ №39»
Класс
10 «А»
Место выполнения работы
МБОУ «СШ №39»
Руководитель ОУ
Кабакова Виктория Викторовна,
директор МБОУ «СШ №39»
Научный руководитель
Залетина Тамара Григорьевна, учитель истории и обществознания высшей категории
e-mail (обязательно)Контактный телефон
Автора и руководителя работы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
+79134924410
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
+79039894258
ОГЛАВЛЕНИЕ
I
ВВЕДЕНИЕ
3
II
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
5
1
Сущность и особенности общественного сознания
5
2
Структура общественного сознания
6
3
Политическое сознание: его функции и уровни
6
4
Политическая культура: ее структура и функции
9
5
Факторы, влияющие на формирование политического сознания
10
III
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
12
1
Проведение опросов и анализ их результатов
12
2
План беседы с одноклассниками на тему «Кто, если не мы?»
15
IV
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
I. ВВЕДЕНИЕ
Правильно сформированное политическое сознание общества играет важную роль в демократическом государстве. Ведь именно от осознания политики ее субъектами зависит то, кто будет стоять у власти, а значит то, как будет развиваться данное государство и каков уровень жизни будет в нем.
Передовой, движущей частью народа, самостоятельно решающего свою судьбу, должна быть молодежь, и благодаря своему максимализму, стремлению, силе духа должна создать такое государство, в котором было бы его субъектам комфортно, уютно жить, самореализовываться, растить следующее поколение.
Но проблема заключается в том, что политическая осведомленность молодежи, ее заинтересованность в своем будущем через призму принятия участия в политике той страны, где она живет, оставляет желать лучшего, что у молодежи недостаточно развито политическое сознание. По данным «Левада-Центра» во время последних региональных выборов на избирательные участки пришло всего 30% избирателей. «Но и эти 30% трудно причислить к политически сознательной части народа: почти треть из них ходили голосовать не потому, что сделали свой выбор, а «потому, что так принято». Определенная часть населения вообще не следила за избирательной кампанией, т.е. самоустранилась от политики» [10]. Не исключено, что среди «самоустранившихся» была и немалая часть молодежи. А ведь выборы – это возможность почувствовать свою политическую значимость и ответственность.
Решение этой проблемы и явилось причиной выбора нашей темы «Политическое сознание современной молодежи». В нашей школе уже есть несколько человек, достигших совершеннолетия и имеющих право по Конституции РФ принимать участие в выборах. Понимают ли наши сверстники, каково их отношение к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства. Поэтому данная тема является для нас и наших сверстников актуальной.
После определения темы мы поставили перед собой цель: выявить причины, оказывающие негативное влияние на формирование политического сознания и незаинтересованности молодежи в управлении делами общества и государства.
В соответствии с целью были определены задачи:
Изучить определение общественного сознания и политического сознания как одной из его структур.
Изучить факторы, влияющие на определение политического сознания.
Провести опрос среди молодежи по выявлению причин низкой политической активности.
Предложить пути разрешения проблемы недостаточного политического сознания среди молодежи.
Провести беседу с одноклассниками на тему «Кто, если не мы?».
Объектом нашего исследования являются молодые парни и девушки, которые уже способны принимать участие в жизнедеятельности государства посредством выборов, т.е. старше 18-ти лет и молодежь, которой скоро придется с этим столкнуться: 16-17 лет; а предметом исследования – их политическое сознание.
В работе над поставленной целью мы сформулировала гипотезу, на которую будем в дальнейшем опираться.
Гипотеза: если начинать воспитывать патриотизм и объяснять важность принятия участия в политической жизни детям с младшего школьного возраста, то к своему совершеннолетию они уже будут образованы, политически подкованы, а значит способны строить развитое гражданское общество, приверженное демократическим принципам и ценностям.
Занимаясь изучением темы, мы использовала следующие методы:
Изучение литературных источников в личных библиотеках, в сети Интернет, обработка полученной информации.
Проведение опроса молодежи в 10-11 классах МБОУ СШ № 39 и в Норильском индустриальном институте I-III курсов, обработка результатов, составление диаграмм и графиков.
Анализ и синтез всей полученной информации.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Сознание – то средство,
вне которого нет ни знания, ни опыта, ни человеческого бытия»
К. Ясперс
1. Сущность и особенности общественного сознания.
Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. Общественное сознание в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и выражает его духовную сторону [1].
Но среди ученых нет единства в отношении этой категории жизни общества. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия – сознание.
Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу [2].
Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем, - это сознание, и все, что мы осознаем, – знание.
Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается.
Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной деятельности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, традиции, особенности.
Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.
С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества. С другой – необходимо, чтобы теории, идеи, взгляды, находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество [1].
Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.
Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это воздействие появляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи – новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания [1].
2. Структура общественного сознания.
Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Одним из таких оснований может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах. Каждая из этих форм общественного сознания имеет свою специфику, по-своему отражает сложность общественного бытия, отдельные его стороны, процессы жизнедеятельности общества, имеет свое общественной назначение и свои функции.
Политическое сознание обслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели.
Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию.
Правовое сознание – совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему.
Мораль включает нравственные принципы общества, нормы поведения, способы формирования у человека нравственных чувств.
Искусство формирует в обществе эстетическое сознание, любовь к прекрасному.
Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями, правильным пониманием действительности.
Религия формирует религиозное сознание, веру в Бога [1].
3. Политическое сознание: его функции и уровни.
Политическое сознание, как мы уже отметили ранее – это одна из основных форм общественного сознания, которая возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства [7].
Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависят содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.
Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.
Функции политического сознания:
регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).
По глубине отражения действительности выделяют 2 следующих уровня политического сознания:
идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.);
психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).
В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:
массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);
групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней) [7].
В концентрированном виде политическое сознание содержится в массовых идеологиях. Идеология - это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности [7]. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы, которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.
Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она являет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.
В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным духовным образованием. Идеология - это ценностное сознание, ибо в ней происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного развития.
В отличие от науки, задачей которой является поиск истины, функции идеологии заключаются в следующем:
1) в овладении массовым политическим сознанием населения, внедрении в него своих критериев оценки происходящего, формировании программы, в соответствии с которой люди должны ориентироваться в политическом пространстве (идеология должна создавать позитивный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества);
2) в стимулировании целенаправленных действий субъектов политики;
3) в интегрировании общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п.
Идеология - это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в таких ее уровнях:
- теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства);
- программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения);
- поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения) [7].
Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства [7].
Идеология и политика в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, программ. Они неизбежно поляризуются на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на левые и правые, революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. Вместе с тем и идеология, и политика способны на компромиссы, взаимоприемлемые решения [7].
4. Политическая культура: ее структура и функции.
Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.
Характерные черты политической культуры:
1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;
4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;
5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;
7) характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.
Элементы структуры политической культуры:
– политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);
– политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);
– политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.).
Функции политической культуры:
познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).
Политическое участие – вовлечение личности в политические отношения, принятие решения и управление. Формами политическое участия может быть участие в выборах, в создании законов, в самоуправлении, в управлении, в митингах, деятельности политических партий. Выделяют легитимные (законные) и нелегитимные (незаконные) формы политического участия. Чем выше его степень, чем разнообразнее его легитимные нормы, тем более демократичный считается данный политический режим [7].
5. Факторы, влияющие на формирование политического сознания.
Говоря о процессе формирования политического сознания отдельного индивида, обычно отмечают четыре фактора, влияющих на этот процесс:
собственный жизненный опыт человека (включая социально-экономические условия его существования);
межличностные коммуникации, расширяющие индивидуальный опыт человека до совокупного опыта его референтной группы;
общественные институты (церковь, школа, партии и объединения и т. п.), тиражирующие очищенный до идеологии опыт различных социальных групп;
средства массовой коммуникации (СМК), предоставляющие возможность каждому воспользоваться опытом всех во всем многообразии форм и содержания.
Переходя от категории индивидуального к категории массового, можно сказать, что значение (вес) каждого из перечисленных факторов в формировании массового политического сознания существенно различно в различных обществах. Это обусловлено не только национально-культурными особенностями и историей того или иного общества (страны), уровнем его экономического, социального и технологического развития, но и переживаемой им в данный период конкретной социально-политической ситуацией [8].
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Так как речь в нашей работе идет о том, что современная молодежь проявляет пассивность в отношении участия в политической жизни своей страны, то для того, чтобы иметь конкретные сведения, числовые данные об этом, мы провели опрос среди студентов НИИ I-III курсов. Всего в опросе принимало участие 53 человека.
Наилучшим примером возможности участия в политической деятельности государства являются выборы. Своим респондентам мы задали такой вопрос: «Примете ли вы участие в предстоящих выборах в Государственную Думу?» (Диаграмма 1).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 1. Вопрос: «Примете ли вы участие в предстоящих выборах в Государственную Думу?»
Опираясь на данные этой диаграммы, можно сделать вывод, что больше половины молодых юношей и девушек – 58 %, конечно, не закрывают глаза на то, что их напрямую касается – а именно выбор правящей партии в своей стране. Но существует разница между ними и теми, кто, к сожалению, не считает важным посетить избирательный участок – 24%. К тому же, 18% наших респондентов не смогли однозначно ответить на заданный вопрос.
Но почему молодые люди так халатно относятся к тому, что по сути должно являться одним из самых важных государственных событий?
Для того, чтобы в этом разобраться, мы решили сначала узнать, от чего, по мнению молодежи, зависит формирование политического сознания. Этот вопрос мы задали уже не только студентам Норильского ВУЗа, но и молодым ребятам, учащимся 10-11 классов МБОУ «СШ №39», которые тоже скоро будут совершеннолетними и смогут попробовать повлиять на результаты вопросов государственной важности – то есть принять участие в выборах, референдумах. Обще количество респондентов составило 96 человек.
«От чего, на ваш взгляд, зависит формирование политического сознания?» (Диаграмма 2).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 2. Вопрос: «От чего, на ваш взгляд, зависит формирование политического сознания?»
Опрос показал, что на первом месте тем, от чего зависит политическое сознание – является патриотизм: беспокойство за будущее своего государства, «своего дома», – 37%. Несколько меньше зависит политическое сознание от общения родителей со своими детьми на политические темы, обсуждение с ними каких-либо новостей, изменений внутри государства и на международной арене – 29%. Хотя ведь и патриотизм развивают в детях, в первую очередь, родители разница между этими двумя вариантами ответов в том, что отношение к своему государству, своему народу формируется уже в раннем возрасте, и дети дальше живут с этими установками, которые им дали (или не дали) родители, а беседы требуется регулярно проводить в настоящее время. Они необходимы молодым людям для того, чтобы быть подкованными в каких-либо вопросах на различные темы, касающиеся политики, управлением государством. Ненамного от родителей отстали и СМИ – 22%. В наше время СМИ оказывают огромное влияние на общество, особенно на молодежь. И, если по всем телепрограммам, газетам, Интернету будут пестрить негативные высказывания, лозунги, например, в адреса баллотирующихся или тех органов, которые гарантируют безопасность того, что выборы пройдут с учетом всех положенных норм, то, естественно, ни о каком здоровом политическом сознании не может быть и речи. Так же не перестают играть роль и школьные уроки (история, география, обществознание, экономика), на которых ученики сталкиваются с политикой, политическими взглядами и т.д. И для очень малого количества молодежи мнения друзей, обсуждение с ними данной темы тоже имеет значение – 3%.
Но данный вопрос рассматривает лишь те факторы, которые оказывают влияние на формирование политического сознания. А в чем же заключается проблема такой низкой готовности молодежи принимать решения на уровне государства?
Мы спросили ребят: «От чего, на ваш взгляд, зависит низкий уровень политического сознания у молодежи?» (Диаграмма 3).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 3. Вопрос: «От чего, на ваш взгляд, зависит низкий уровень политического сознания у молодежи?»
Как ни ужасно это звучит, но по результатам опроса выходит, что современное поколение растет не совсем патриотическим – 34 %! Молодежь не совсем ценит свою Родину, не всегда проявляет уважение к ней в виде переживаний за ее благополучие. При том, что на вопрос о влиянии на сознание, респонденты решили, что патриотизм играет первую роль. Другой вариант ответа, похожий немного на первый - «нежелание улучшить качество» - набрал 23%. Наверное, следует обратить внимание на то, что четверти опрашиваемых людей кажется, что их голос вовсе не будет играть какую-либо роль – 25%. И путем распространения таких вот мнений в головах молодых людей и выходит, что «Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует» Л. Питер [9].
Не имеют своего мнения на ту или иную проблему, которую ставят перед нами выборы, и в связи с тем, что им нечего ответить, т.к. не знают – им приходится отмалчиваться в сторонке - 18% респондентов.
Конечно, для того, чтобы человек изменился, поменял какие-то свои взгляды, необходимо показать ему другую сторону того или иного объекта, о котором ведется речь, и попытаться его заинтересовать, переубедить, доказать, что другая сторона привлекательней той, на которой в данный момент человек находится. Поэтому мы предложили следующий вопрос, направленный на путь активизации политического сознания молодежи: «Как можно повысить интерес молодежи к внутренней политике государства?» (Диаграмма 4).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 4. Вопрос: «Как можно повысить интерес молодежи к внутренней политике государства?»
Можно сказать, что молодежи необходимы беседы. Самой популярной стала тема возможности обеспечить себе достойное будущее путем участия в выборах – 57%, беседы, направленные на воспитание патриотического духа - 37%, направленные на развитие осведомленности о политике государства лишь 12%.
Наверное, молодежь не понимает еще до конца важность того, что за них никто не будет творить им будущее; если они сами этого не сделают, то это за них не сделает никто.
Проанализировав результаты опроса, мы выяснили, что проблема низкого политического сознания заключается в отсутствии беспокойства за будуще страны, инфантильности молодежи.
Одним из путей решения проблемы низкой политической активности мы предлагаем проведение бесед, направленных на формирование патриотизма, начиная с младшего школьного возраста, что особено важно. На какие темы можно было бы их провести для повышения уровня заинтересованности молодежи в политических делах? Можно предложить следующие темы: «Воспитание патриотического духа» (гражданская позиция), «Знаю все» (политическая осведомленность), «Молодежь и выборы»(влияние на будущее) и др.
Одну такую беседу мы провели в своем классе.
План беседы с одноклассниками на тему «Кто, если не мы?»
«Часто человека подстерегает неудача
не в случае ошибочного выбора,
а при отказе от возможности его сделать»
Э. Севрус
Определение политического сознания.
Проблема недостаточно развитого политического сознания среди молодежи.
Признаки, влияющие на политическое сознание
Молодежь как движущая сила общества
Результат пассивности молодежи в политической сфере общества
Будущее в наших руках
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив отобранные и обработанные нами теоретические материалы, мы поняли не только важность, но и стопроцентную необходимость в принятии активного участия в политической жизни общества.
Проведя опрос, выявили факторы, влияющие на формирование политического сознания и культуры, а также причины, по которым оно может быть плохо развито или неправильно интерпретировано.
Предлагаем свои пути решения данной проблемы:
развивать в молодых людях патриотизм с малых лет (уважение, любовь и заботу к своей Родине);
объяснять, что голос каждого человека может стать решающим, что от его решения зависит будущее страны, в которой он живет;
объяснять, что абсентеизм не освободит их от результатов выборов;
проводить беседы, классные часы, развлекательные игры, направленные на формирование политического сознания;
предлагать темы для написания сочинений-рассуждений: «Я - часть государства, государство – часть меня» или «Мои выборы – время пришло» и т.д.;
привлекать на классные и внеклассные мероприятия публичных людей города (по принципу Уставных уроков).
Задачи, которые мы ставили перед собой, были полностью реализованы:
ознакомились с определением общественного и политического сознания;
изучили факторы, влияющие на определение политического сознания;
провели опрос среди молодежи по выявлению причин низкой политической активности;
предложили пути разрешения проблемы недостаточного политического сознания среди молодежи;
провели беседу с одноклассниками на тему «Кто, если не мы?».
Только, к сожалению, для проверки нашей гипотезы должно пройти время, в течение которого будут последовательно проводиться классные часы на тему формирования политического сознания и культуры, а влияние беседы «Кто, если не мы?» на одноклассников мы сможем уточнить после выборов в Государственную Думу (2016 г.) и президентских выборов, которые пройдут в 2018 году.
В политической сфере успешно действует лишь тот, кто обладает развитым политическим сознанием, кто понимает суть происходящих событий, их причины и возможные последствия [1].
ЛИТЕРАТУРА
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев «Обществознание. Профильный уровень. 11 класс». – «Просвещение», 2008. – 193-200, 203-219 с.
А.Ю. Лазебникова «Обществознание. Вступительные испытания». – «Экзамен» Москва, 2011. – 387 с.
Википедия – свободная энциклопедия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вопросы и ответы по политологии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вопросы и ответы по политологии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Медиаспрут. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Молодежь и выборы. Избирательная комиссия Красноярского края. Уставный урок. - 2с.
«Аргументы и факты», № 43, 2015 г.
13PAGE 15
13PAGE 141215
Root EntryArial Cyr Да, примусНет, не приму_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"ґ
·
·Arial Cyr1"ґ
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Да, приму
·
·Нет, не приму
·
·Затрудняюсь ответить
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·От переживаний о будущем страны
·
·От общения с родителями на политические темы
·
·От влияния СМИ
·
·От обсуждений в школе политики страны
·
·От общения со сверстниками
·
·Arial Cyr 25% От безразличия к%стране, в которойнОт нежелания%улучшить качествоОт мнения, что твойголос ничего неОт отсутствиясобственного мнения_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"б
·
·Arial Cyr1"б
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·От безразличия к стране, в которой живешь
·
·От нежелания улучшить качество жизни
·
·От мнения, что твой голос ничего не значит
·
·От отсутствия собственного мнения
·
·Arial Cyr Arial Cyr Беседы напатриотические темыПроведение Популяризация темы:и "Участие в выборах -15обеспечить своеудостойное будущее"