КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА « ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ», 4 класс Тема: “Интеллектуальный лингвист

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА « ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ», 4 класс

Тема: “Интеллектуальный лингвист”(слайд 1)
Цели:
- систематизировать и углубить знания учащихся по разделам языка: фонетика, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, фразеология;
- создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
Оборудование:
карточки с заданиями;
компьютер;
медиапроектор;

1.Организационный момент.
Психологический настрой детей на урок.
- Ребята, посмотрите в наши словарики настроений и выберите своё настроение у вас сегодня перед началом урока.
Игра «Обмен настроением». (слайд 2) (У детей на партах лежат «Словарики настроений». Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
Дети: Мое настроение сегодня радостное. Я рада что у нас сегодня необычный урок и.т.д
Словарь настроений:
ожидающее
спокойное
приподнятое
ликующее
уверенное
грустное
радостное
таинственное
взволнованное

2. Подготовка к активной познавательной деятельности.

- Ребята, давайте вспомним из прошлых наших занятий, какие разделы языка мы с вами изучили? (слайд 3)

Дети: фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, фразеология.

- Сегодня мы продолжим работу по этим разделами и выявим, кто из вас самый лучший знаток русского языка. Посмотрим, кто быстрее разгадает мудрые языковые загадки, кто среди любителей языка самый знающий, находчивый и остроумный, тот станет сегодня «Интеллектуальным лингвистом» и получит медаль.
Тема урока: «Интеллектуальный лингвист».
- Уточним по толковому словарю Ожегова, что означает слово интеллект и интеллектуальный.
- Кто такой лингвист?
( лингвист – специалист по лингвистике, языковед).
- Сегодня мы будем решать разные орфографические задачи по разделам русского языка.

3. Целепологание.(слайд 5)
- Какие цели поставите?
- А я поставила такие цели:
- систематизировать и углубить ваши знания по разделам языка: фонетика, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, фразеология;
- выявить лучших знатоков русского языка и присвоить звание «Интеллектуальный лингвист»;

-Что вам понадобиться, чтобы достичь своих целей?

Дети: знания, смекалка, внимание.

4. Учебно – познавательная деятельность. Закрепление.
(слайд 6)
-Психологический настрой:
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

- Итак, дерзайте, думайте, размышляйте! Мы начинаем!

- И 1 раздел фонетика. (слайд 7)
- Что изучает фонетика?
Дети: фонетика – ( от греческого phonэ (фонэ) – звук, звучание) – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги.
(слайд 8)
- Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (буква Ё)
- Что слышится в начале УРОКА? (звук У)
- Укажите слово, в котором произносится [с]: ИЗМОРОСЬ, ИЗМОРОЗЬ, ПОЕЗД, СИДЕТЬ
- Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв: ГРУСТНЫЙ, МАЯЧИТЬ, ЯРОСТНЫЙ, НАСТРОЕНИЕ
- В каком слове 40 гласных? сорока - Сто согласных в слове? стол

- 2 раздел русского языка лексикология. (слайд 9)
- Что изучает лексикология?
Дети: лексикология – раздел языкознания, наука о словарном составе языка.
(слайд 10)
Продолжите пословицу “УМ ХОРОШО, ” (а два лучше.)
На смелого собака лает, а (трусливого кусает.)
Волков бояться, (в лес не ходить.)
Семь раз примерь, (один раз отмерь.)
Не так страшен чёрт, как (его малюют.)
(слайд 11)
Какой фразеологический оборот имеет значение “совершать необдуманные поступки”?
1) петь дифирамбы
2) терять голову
3) биться, как рыба об лёд

- 3 раздел русского языка словообразование. (слайд 12)
- Что изучает словообразование?
Дети: словообразование – раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов ( из каких частей они состоят).
- Что называют морфемами? (слайд 9)
Дети: морфемы - это приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
(слайд 13)
- В каком слове выделяется приставка ЗА-: ЗАКОННЫЙ, ЗАМШЕВЫЙ, ЗАНОЗ`ИТЬ, ЗАЛЕЖЬ?
- Назовите как можно больше сложных слов, называющих предметы домашнего обихода (пылесос, полотёр, мясорубка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, хлеборезка, скороварка, самовар и др.)

Мозговая гимнастика. (слайд 14)
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):
«наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, затем обоими руками.
«Зоркие глазки» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

- Следующий раздел русского языка – морфология. (слайд 15)
- Что изучает морфология?
Дети: морфология – (от греческого morphe – форма и iogos – учение) – раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи.
(слайд 16)
- Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа: САПОГ, НОСОК, ПРОСТЫНЯ, ЧУЛОК.
(сапог, носков, простынь, чулок)
- Какое из существительных в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание –Ы (-И): ДОКТОР, ЮНКЕР, ШОФЁР, ДИРЕКТОР, КАТЕР?
Подберите прилагательные к данным существительным, правильно согласуя их в роде и числе: КОФЕ, ШАМПУНЬ, КАКАДУ, ТЮЛЬ, КЕНГУРУ (чёрный кофе, новый шампунь, красивый какаду, широкий тюль, молодой кенгуру)

- Следующий раздел русского языка – синтаксис и пунктуация.
(слайд 17)
- Что изучает синтаксис?
Дети: синтаксис (от греческого syntaxis – построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.
- Что изучает пунктуация?
Дети: пунктуация (от латинского punctum - точка) – все првила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте.
(слайд 18)
- Укажите, на месте, каких цифр в предложении должны стоять запятые.(1,2,3)
Вот передо мною (1) чудный сад цветёт (2) в том саду (3) большое дерево растёт. Весенний ручей (1)струится по зелёной травке (2) и в него капает сок (3) из поломанной ветки берёзы.
- Вставь подходящие корни слов так, чтобы получились предложения:

Д..очка по..ила ..ышко.
Вы.ло на ..о ое .ышко.


- Следующий раздел русского языка – фразеология. (слайд 19)
- Что изучает фразеология?
Дети: Фразеология – особый раздел лингвистической науки. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – "выражение" и логос – "учение". Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке.
- Что такое фразеологизмы?
Дети: фразеологизмы – устойчивые выражения с самостоятельным значением.
(слайд 20)
Замени фразеологизмы одним глаголом.
Клевать носом - засыпать зарубить на носу - запомнить чесать языки – разговаривать, болтать, сплетничать выходить из себя - злиться дать стрекача - бежать бить баклуши - бездельничать ломать голову – думать

Формула повышения активности и трудоспособности.
(на регуляцию психического состояния)(слайд 21)
В ситуации, когда работа предстоит трудная. Проведём коррекцию психического состояния на повышение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно вслух. Глаза закрыты.

Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силён,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово я сдержу!

5. Самостоятельная работа.
У. Сейчас я хочу предложить вам выполнить очень интересные задания в рубрике «Трудное задание». (У каждого ученика лежат на столе карточки с заданиями.)

6. Проверка самостоятельной работы. .(слайды 22 – 27) Награждение.
- Кто набрал 20 – 24 балла сегодня становятся «Интеллектуальным лингвистом»! Прошу получить медали.
7. Итог занятия. Рефлексия.(слайд 28)
- Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой сегодня на уроке. Достигли ли мы этих целей?
- Что ты делал?
- Зачем ты делал?
- Как мы достигли поставленной цели?
- Вернёмся к словарику настроений. Какое у вас сейчас настроение?
(слайд 29)
15