Элективный курс по математике в 9 классе Уроки здоровья в нашей жизни

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Озерки
Петровского района Саратовской области»
ПРИНЯТО
руководитель МО
_________/З.А. Занкина/
Протокол № _____
от «____» сентября 2015 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Озерки»
________/О.Б. Осипова/
«____» сентября 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ «СОШ с. Озерки»
__________/Т.П. Синенко/
Приказ № -ОД от «____» сентября 2015 г.





Уроки здоровья в задачах
по математике.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Осипова О.Б. – учитель математики МБОУ «СОШ с. Озерки»









с.Озерки
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
 
Важную роль на этапе предпрофильной подготовки учащихся по математике играют, интегрированные элективные курсы, находящиеся на стыке предметных и межпредметных связей, в основе преподавания которых лежит сочетание метаметодического и практико-ориентированных подходов к обучению.
Элективный курс предназначен для  предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Понятие “здоровье сберегающие технологии”, появившееся в последние годы, как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. С одной стороны, курс позволит углубить, обобщить имеющиеся у школьников знания по математике, с другой стороны – покажет широкие возможности применение математических знаний в практической деятельности, химии, биологии, экологии, ОЗОЖ, ОБЖ, информатике, в медицине, в быту, а с другой стороны подготовит хорошую базу для формирования жизненно значимых компетенций.
Элективный курс рассчитан на 10 часов. Программа курса предусматривает проведение 4ч. теоретических занятий, 5 ч. практических работ и итогового занятия.
Каждая практическая работа предполагает исследования определенной направленности и имеет различную степень сложности, содержит разный уровень познавательного интереса.
Данный курс способствует профессиональной ориентации обучающихся и способствует их самоопределению в выборе профиля обучения в школе 3-ей ступени естественно-математической направленности, отработки навыков решения практико-ориентированных задач.
Цель курса: расширить представления обучающихся о понятиях здорового образа жизни через решение разнообразных математических задач; способствовать осознанному выбору профиля дальнейшего обучения; повысить уровень математической компетентности.
Задачи курса:
Ознакомить  обучающихся с понятием культуры здоровья через решение математических задач.
Показать учащимся практическое применение математических в различных жизненных ситуациях (составление математических моделей и решение задач на смеси, растворы, концентрации).
Развивать способности учащихся к математической деятельности.
Совершенствовать навыки работы с графическим представлением информации.
Обогатить жизненный  опыт учащихся различными методами решения математических задач.
Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью рассматриваемых тем, что способствует повышению интереса учащихся к изучению предметов естественно-математической направленности, ориентирует их на выбор профессий, связанных с изучением данных предметов.
Для исследовательских работ учитель может предложить и другие темы. При подготовке учащихся к выполнению эксперимента необходимо помочь сформулировать цель работы, составить план исследования, предложить методику выполнения эксперимента и схему отчета.
Организация контроля учеников
В качестве контроля можно предложить обучающимся: аудиторное выполнение письменных работ, индивидуальные домашние задания (литература по данной учебной теме предлагает большое количество различных заданий). Возможна также подготовка учеником мини-докладов на заранее определенную учителем тему.
Организация итогового контроля по результатам изучения данного курса может быть проведена в нескольких вариантах.
1. Написание рефератов по выбранной теме.
2. Защита коллективных творческих работ или мини-проектов по результатам групповой или индивидуальной исследовательской деятельности учащихся.

Учебно-тематическое планирование.

 
№ п/п
Название темы
Всего часов
Лекция
Практ. раб.
Форма проведения
Образовательный
продукт

1
Введение. Цели и содержание курса «Уроки здоровья в математических задачах». Содержание программы
1
1

Беседа, демонстрация,
 выбор тем исследования проектов
План лекции

2
Рациональное питание. (решение задач на расчет потребляемых калорий).
2
1
1
Лекция, групповая работа, творческие задания
Исследовательская работа: «Составление меню рационального питания на неделю. Анализ собственного меню».

3
Решение задач на смеси, концентрацию и растворы. (Основные понятия в задачах на смеси, концентрацию. Основные этапы решения задач. Урок-практикум).
3
1
2
 Лекция, групповая работа
 Самостоятельная работа. Решение задач из ГИА.

4
Представление информации в виде графиков и диаграмм. (Виды диаграмм. Чтение и составление диаграмм).
3
1
2
 Лекция, групповая работа, демонстрационный эксперимент, творческие задания
Исследовательская работа: «Влияние компьютера на здоровье подростка».

5
Итоговое занятие: Защита проекта «Неболей-ка!». Обобщение исследовательских работ. 
1

1
Защита проектных работ
Проектная работа.

 
Итого
10
4
6
 
 

 
Содержание программы.
 
Тема 1: Введение (1 ч).
Цели и содержание курса. Методы и формы работы. Понятие культуры здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Примеры решения задач, направленные на приобщение обучающихся к ЗОЖ.
Тема 2: Рациональное питание. (3 ч).
Пища, её роль для организма химический состав пищи, питательные вещества, пищевых продуктов, классификация продуктов питания. Решение на расчет потребляемых калорий в зависимости от вида деятельности. Исследовательская работа: «Составление меню рационального питания на неделю. Анализ собственного меню».
Тема 3: Решение задач на смеси, концентрацию и растворы.
Основные понятия в задачах на смеси, концентрацию. Основные этапы решения задач. Формула зависимости массы или объёма вещества в смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на смеси, растворы и её значение для составления математической модели. Концентрация вещества. Процентное содержание. Решение задач.       
Тема 4: Представление информации в виде графиков и диаграмм.
Графическое представление данных различных процессов, а также величин, рассчитанных на их основе. Необходимость графической интерпретации данных. Средства графического представления данных. Создание диаграмм и графиков. Назначение и возможности Мастера диаграмм. Выбор типа диаграммы в зависимости от характера данных. Виды диаграмм. Интерпретация данных, представленных в графическом виде. Отдельные элементы диаграммы. Изменение диаграмм и графиков, их детализация. Возможности комбинирования диаграмм. Исследовательская работа: «Влияние компьютера на здоровье подростка».
Тема 5: Итоговое занятие. Защита проекта «Неболей-ка!».
Темы выступлений:
Гигиена труда и отдыха
Питание и здоровье
Гигиена питания
Профилактика инфекционных заболеваний

Перечень литературы
Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.
Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 59 классы: Методическое пособие М 2003. 160 с.
Алгебра: Учебники для 7, 8,9 классов общеобразовательных учреждений./ Под редакцией С.А. Теляковского. М., 1998.
Алгебра: Учебники для 7, 8,9 классов общеобразовательных учреждений./ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. М. 2010
Алгебра: Задачники для 7, 8,9 классов общеобразовательных учреждений. /А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская, Т.Н. Мишустина. М., 1997
Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. /Под редакцией В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. М., 2001
Биология: Энциклопедия для детей. М., 1997.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115