Воспитательная программа «Воспитание и труд – дивные всходы дают» (авторская)
ГБОУ СОШ посёлка Кировский Муниципального района Красноармейский Самарской области
Воспитательная программа
«Воспитание и труд – дивные всходы дают» (авторская)
Автор программы – Ракова Светлана Викторовна, учитель начальных классов
2008 – 20012
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
В.Г.Белинский
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. Я выбрала стратегию: направить воспитание на выращивание в каждом ученике развитой, самостоятельной, творческой личности.
Программа с применением современных педагогических технологий. Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям и индивидуальным особенностям учеников начальной школы.
Направлена на развитие и совершенствование положительных качеств ребёнка, на воспитание порядочных, высококультурных людей, добрых, уважающих жизнь, прислушивающихся к мнению других людей, ценящих человеческое достоинство, способных как самостоятельно, так и сообща решать поставленные задачи, чтобы подготовить ребёнка жить достойно и счастливо. Программа направлена на свободное развитие личности, чтобы создать условия для самоутверждения, самовыражения, самореализации. Практическая направленность программы актуальна потому, что дети должны не только знать об общепринятых нормах поведения, но применять их ежедневно, ежечасно. Ведь только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся по–доброму. Такого человека все любят и уважают, у него есть верные и надёжные друзья. Он любит свою семью, свою Родину и ведёт здоровый образ жизни.
Вежливость и умение вести себя зависят от общего развития, а интересный ли собеседник зависит от развития интеллекта.
Итогом воспитательной работы должно стать понимание ребёнком, что жизнь человека, его ум и здоровье – это великая ценность и, что счастье его самого, близких и окружающих людей зависят от желания работать над собой, стать воспитанным и трудолюбивым.
Для реализации программы необходима совместная работа семьи и школы. Прежде, чем написать программу, изучала мнения, интересы и возможности детей и их родителей. Изучала методику современных технологий для развития творческих способностей. Считаю, что таким образом можно воспитать личность, соответствующую современным требованиям. Программа рассчитана на 4 года для учащихся 1 – 4 классов на совместную работу семьи и школы и реализуется в учебной деятельности и во время внеурочной деятельности.
Социальный паспорт класса
1 .Всего детей – 14.
2. Количество многодетных семей – 4.
- в них детей учатся в школе – 7;
- находятся в дошкольном учреждении – 5.
3. Дети инвалиды: 0.
4. Семьи – беженцы – 0.
5 . Семьи, родители в которых безработные – 5.
6. Семьи – переселенцы из зон, где проживание невозможно – 0.
7. Количество малообеспеченных семей:
детей в школе – 1;
детей в дошкольных учреждениях – 2;
из них получают бесплатное питание – 0.
8. Количество семей, оставшихся без попечения родителей – 0.
9. Родители в заключении – 0.10. Неполные семьи – 4.
11. Матери – одиночки – 1.
12 . Неблагополучные семьи – 2.
13. Родители уклоняются от воспитания – 0.
14 . Родители, лишённые родительских прав – 0.
15. Количество девиантных детей – 0, стоят на учёте в КДН – 0, стоят на учёте
в школе – 0.
Диагностическая карта класса
1.Количество детей в классе – 14 человек.
2.Количество семей:
А) полных - 10;
Б) неполных – 4.
3.Количество родителей – 27.
4. Образовательный уровень родителей:
А) высшее образование – 7;
Б) средне специальное – 17;
В) 11 классов – 1;
Г) 9 классов – 1;
Д) меньше 9 классов – 1.
5. Количество детей в семье:
А) более 3 человек – 1;
Б) 3 человека – 3;
В) 2 человека – 8;
Г) 1 человек – 2.
6. Родители
Работают на государственных предприятиях – 13;
В частных организациях – 9;
Не работают нигде – 5.
7. Количество детей, имеющих нормальные жилищные условия – 13.
8. Количество семей, не имеющих нормальных жилищных условий – 1.
9. Материально обеспечены – 13.
10. Мало обеспечены – 1.
11. Количество родителей, имеющих разносторонние интересы – 20.
12. Количество родителей, не интересуются ничем – 0.
13. Наличие домашней библиотеки – 12.
14. Количество пьющих родителей – 0.
15. Оказывают помощь в подготовке уроков – 17.
16. Отношение родителей к дальнейшему образованию ребёнка :
А) получение высшего образования – 23;
Б) средне специального – 4.
Основные направления воспитательной работы
Здоровье
Интеллект
Память
Я и моя Родина
Я и мир
Культура
Цель воспитательной работы – содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Задачи воспитания:
Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся.
Поддерживать и обеспечивать становление личности, внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности.
Содействовать развитию адекватной самооценки и самоуважения.
Основополагающая идея построения воспитательной работы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес обучающихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания.
Принципы педагогического взаимодействия:
Свобода
Оптимизм
Требовательность к себе
Любознательность
Человеколюбие
Веселье
Сотворчество
Правила построения жизнедеятельности в классном коллективе
Воля и труд - дивные всходы дают.
Всякий человек по делу познается.
По мере трудов и награда.
Помогать товарищам по классу.
Веселье делу не помеха.
В хорошей артели каждый при деле.
С кем живешь, с тем и слывешь.
Здоров будешь – все добудешь.
Участники программы: 1.Учащиеся класса;
2. Родители, бабушки, дедушки;
3. Педагоги, администрация школы.
Формы работы:
Диагностика
Праздник
Деловая игра
Беседа
Беседа – практикум
Диспут
Тематические уроки и классные часы
Спартакиада
Викторина
КВН
Конкурсы сочинений, рисунков
Основу функционирования воспитательной системы составляет индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение.
Структура воспитательной работы:
жизненный опыт
отношение к себе
отношение к людям
отношение к вещам
отношение к деятельности
Прогнозируемые результаты: воспитать в каждом ребёнке личность, которая добровольно выполняет требования культуры, независимо от наличия или отсутствия контроля, способность «противостоять искушениям», потребности искать и умения находить правильные решения. Воспитать здоровых граждан нашего общества, ведущих здоровый образ жизни, умеющих отстоять свои интересы, способных здраво мыслить, готовых к взрослой жизни, к самореализации и самопознанию.
Направление «Здоровье»
Цели: 1. Создавать условия для полноценного физического развития
школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
2. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного
здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному
питанию, интереса и привычки к регулярному занятию спортом.
Воспитание уважительного отношения к людям, занимающимся
спортом, стремящимся вести здоровый образ жизни.
Реализация направления «Здоровье».
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
сентябрь
Осенний кросс.
Осенний кросс.
Осенний кросс.
Осенний кросс.
октябрь
«В счастье и в спорте радуйтесь, дети!» Малая олимпиада.
«Растём здоровыми». Игра – практикум.
«Чтобы зубы не болели». Беседа с врачом. Заочная экскурсия.
Конкурс сочинений на тему «Значение спорта в моей семье».
ноябрь
Весёлые старты.
Весёлые старты.
Весёлые старты.
Весёлые старты.
декабрь
«Здоровье – богатство на все времена». Беседа.
«Моё зрение. Вырастим здоровыми». Беседа.
Профилактика борьбы с простудой». Беседа.
Зимняя спартакиада совместно с родителями.
январь
«Мой весёлый звонкий мяч». Развлече
ние.
Подвижные игры на снеговой площадке. Катание на санках с горки.
«Компьютер и я». Беседа. Презентация слайдов.
Праздничные гуляния, игры на свежем воздухе. «Святки».
февраль
«Весёлые старты».
«Весёлые старты».
«Весёлые старты».
«Весёлые старты».
март
«Режим дня». Беседа.
Праздник скакалки. Эстафеты.
«Борьба за здоровый образ жизни в мире и у нас в стране». Беседа – диалог.
«Не начинай курить!» Практикум с элементами деловой игры.
апрель
«Закалива-
ние».
Беседа
«Утренняя гимнастика – это хорошо или плохо?»
Час подвижных игр на спортивной площадке.
Конкурс рисунков на тему «Я и спорт».
май
Поход «Всей семьёй на природу».
Поход. Праздник мяча.
Поход. Игры на свежем воздухе.
Поход. Игры у прощального костра.
Примечание:
Каждый день проводится:
Утренняя гимнастика
Физминутки (снятие локального и общего напряжения),
пальчиковая гимнастика, зрительные минутки по методике Шичко)
Дыхательная гимнастика
Динамические переменки
Ожидаемые результаты: воспитание здоровой, культурно – гигиенической личности с навыками здорового образа жизни.
Интеллект
Цели: 1. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
2. Развитие учебных интересов, умений учащихся.
3. Воспитание стремления стать образованным и культурным
человеком.
4. Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.
5. Во время внеклассной работы и проектной деятельности развитие
творческих способностей.
Реализация направления «Интеллект» .
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
сентябрь
Праздник первого звонка. Посвящение в первоклас-
сники.
«Путешествие в страну Знаний!»
«Путешествие в страну Знаний!»
«Путешествие в страну Знаний!»
октябрь
Праздник первой оценки.
Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».
Интеллектуальная игра «Звёздный час».
«Сказочное шоу». Игра по чтению.
ноябрь
Тренировка памяти. Урок практикум.
Олимпиады по предметам.
Олимпиады по предметам.
Олимпиады по предметам.
декабрь
«Приключе-
ния в царстве математики».
«О науке и грамотеях».
«Легко ли быть умным?»
«Математика вокруг нас». Заниматель-
ный урок.
январь
Сказочный концерт».
Праздник фонетики.
«Мульти- пульти – волшебная страна». Занимательное чтение.
Интеллектуальный марафон.
февраль
«Прощай, азбука!». Обобщающий урок.
«Любопытство и любознатель-
ность». Диспут.
Игра «Счастливый случай».
КВН «Хорошо ли мы пишем, читаем, считаем».
март
Математическая игра «Звёздный час».
Викторина «Хочу всё знать!»
«Самый, самый, самый». Конкурс сочинителей и художников.
Тестирование по предметам.
апрель
Праздничный урок «Литературное соревнование».
«Поле чудес по предметам».
Лингвистический турнир.
Праздник
Пунктуальных знаков.
май
Диагностика.
«Уровень воспитан-
ности».
Диагностика.
«Уровень воспитан-
ности».
Диагностика.
«Уровень воспитан-
ности».
Диагностика.
«Уровень воспитан-
ности».
Ожидаемые результаты: развитие хорошо читающей, интеллектуально-развитой личности, способной самостоятельно решать поставленные задачи, умеющей найти нужную информацию в разных источниках.
Память.
Цели: 1. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению,
национальным традициям и обычаям своего народа,
формирование духовности школьника.
2. Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким,
истории своей семьи.
3. Воспитание уважительного отношения к героям своей страны,
ветеранам войны и труда.
Реализация направления «Память».
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
сентябрь
«Путешествие в окружающий мир».
Проба пера. Рассказ о бабушке.
Заочное путешествие в город Самару.
Экскурсия в музей школы.
октябрь
Изготовление сувениров ко дню Пожилого человека.
Изготовление сувениров ко дню Пожилого человека.
Изготовление сувениров ко дню Пожилого человека.
Изготовление сувениров ко дню Пожилого человека.
ноябрь
Экскурсия в музей школы.
«Хочу всё знать!» Устный журнал.
«Самара на карте нашей Родины». Рассказ.
«Сила России в единстве». Беседа.
декабрь
Урок «Конституция – основной закон».
Урок «Права и обязанности ребёнка».
Урок «Символы России».
Марафон «Я – Россиянин».
январь
Праздник «Святки».
Моё семейное древо.
Экскурсия на Святой источник.
Проект «Из истории прошлого. Посиделки».
февраль
Беседа «Великая мать всего живого».
Просмотр слайдов «Пионеры-герои Великой Отечественной»
Конкурс сочинений «Мой дедушка».
Конкурс сочинений «Война в моей семье».
апрель
Беседа «Первый полёт в космос».
Семейный праздник «Не нужен клад, коли в семье лад».
Урок «Детство и юность Гагарина».
Выпуск альбома «Мои земляки воевали под Москвой».
май
Встреча с ветеранами.
Вечер военной песни.
« Города-герои». Город- герой Севастополь (презентация города на общешкольном празднике).
Встреча с ветеранами.
Ожидаемые результаты: воспитание личности, уважающей историю народа, чтящей традиции своей семьи, относящейся уважительно к людям.
Направление «Я и моя Родина».
Цель: 1. Воспитание патриотизма, интернационализма, терпимости и
уважительного отношения к людям, проживающим на территории
посёлка.
2. Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского
хозяйства.
3. Воспитание уважительного отношения к людям различных
национальностей.
4. Познакомиться с миром профессий.
Реализация программы «Я и моя Родина»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
октябрь
Урок толерантности.
Урок толерантности.
Урок толерантности.
Урок толерантности.
ноябрь
Урок « С чего начинается Родина?»
Урок «День народного единства».
Просмотр слайдов «Ими славится Россия».
Урок «Сила России в единстве».
декабрь
Беседа «С чего начинается Родина?»
«Конституция. Символы России».
« День Конституции. Права и обязанности школьника».
« Мы – Россияне».
январь
«Красавица – хохлома». Устный журнал.
«В гостях у знаменитых мастеров». Презентация.
Оформление стенда своими руками «Символы России».
Беседа «Сопережи
вай товарищам в делах и поступках».
февраль
Урок Мужества.
Урок Мужества.
Урок Мужества.
КВН «Мир, в котором я живу!»
март
Чтение стихотворения Маяковского «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
Презентация профессий своих родителей.
Познавательная программа «Пусть меня научат».
Сочинение на тему «Моя Россия!»
апрель
Встреча с педиатром. Знакомство с профессией.
«Первый полёт к звёздам». Беседаю Просмотр слайдов.
«Детство и юность Гагарина». Просмотр слайдов.
Игровая программа «Звездопад».
май
Рисование на тему «Нет войне!»
Инсценировка военной песни.
по городам – героям». Композиция.
Музыкально –литературная композиция «И помнит мир спасённый!»
Направление «Я и мир».
Цели: 1. Воспитание чувства собственного достоинства.
2. Формирование представлений об общечеловеческих нормах
морали
(сострадание, милосердие, терпимость) по отношению к другим
людям.
3. Воспитание уважительного отношения к правам и обязанностям
гражданина.
Реализация направления «Я и мир».
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
сентябрь
«Я - часть своей семьи». Урок.
Постановка целей дальних и ближних на год.
Постановка целей дальних и ближних на год.
Постановка целей дальних и ближних на год.
октябрь
Урок «Я – часть Моей страны».
Рисование на тему « Я и огромный мир!»
Диспут «Мне должны или я обязан?»
Сочинение на тему «Мои домашние питомцы».
ноябрь
Урок «Я – часть всего мира!»
Конституция. Символы России».
Просмотр слайдов «Ими славится Россия».
« Мы – Россияне».
декабрь
Урок «Самоопределение в жизни».
Беседа « Собака – друг человеа».
Урок «От самоуничтожения к самоутвержде-
нию».
Праздник вежливос
ти.
февраль
Урок « Вырабатываем законы дружбы».
Беседа «Поговорим о сострадание».
Игровая ситуация «Сказки творят добро».
КВН «Удивитель
ные дети».
март
Чтение и обсуждение рассказа «Мамины руки» В Емельянова.
Конкурс частушек о себе и своей семье.
Беседа «Если друг оказался вдруг».
Урок «воспитываем чувство собственного достоинства».
апрель
Неделя Добра.
Неделя Добра.
Неделя Добра.
Неделя Добра.
май
Сбор игрушек и вещей нуждающимся людям.
Сбор игрушек и вещей нуждающимся людям.
Сбор игрушек и вещей нуждающимся людям.
Сбор игрушек и вещей нуждающимся людям.
Ожидаемые результаты: воспитание личности с чувством собственного достоинства, с общечеловеческими нормами морали, выполняющими обязанности гражданина России.
Направление « Культура».
Цели: 1. Формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, во
время общения со сверстниками, в семье, общественных местах,
на природе.
2. Воспитание порядочности, точности и обязательности в обещаниях.
3. Соблюдение этикета, деликатности в отношениях с родными и
близкими, а так же с другими людьми.
Реализация направления «Культура».
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
сентябрь
Заучивание правил поведения в школе.
Инструктаж о профилактике дорожного травматизма, о поведении в школе, на спортивной площадке, в общественных местах.
Инструктаж о профилактике дорожного травматизма, о поведении в школе, на спортивной площадке, в общественных местах.
Инструктаж о профилактике дорожного травматизма, о поведении в школе, на спортивной площадке, в общественных местах.
октябрь
Беседа – игра «Мы в столовой».
«Правила пожар
ной безопасности». Из серии « Один дома».
«Правила пожар
ной безопасности». Из серии « Один дома».
Классный час – практикум «Как себя вести». Игровые ситуации.
ноябрь
Беседа – игра «Мы в столовой».
«Правила пожар
ной безопасности». Из серии « Один дома».
«Правила пожар
ной безопасности». Из серии « Один дома».
Классный час – практикум «Как себя вести». Игровые ситуации.
декабрь
«Правила поведения в обществен
ных местах». Беседа – игра.
« Правила поведения на пожаре». Беседа.
Чайные посиделки.
Праздник Вежливых ребят.
январь
Тестирова
ние детей на тему «Уровень воспитан
ности».
Тестирование детей на тему «Уровень воспитан
ности».
Тестирование детей на тему «Уровень воспитан
ности».
Тестирование детей на тему «Уровень воспитан
ности».
февраль
Выставка книг о вежливости, честност.
День приветствий.
Весёлый праздник этикета.
Беседа – размышление « О добросовестном отношении к труду».
апрель
Викторина «Мы давно не просто дети, мы послушные ученики».
Беседа «Вместе крепкая семья!»
Занятие «Мир души!»
КВН «Воспитан ли ты». Обобщение.
май
Инструктаж о правилах поведения летом.
Инструктаж о правилах поведения летом.
Инструктаж о правилах поведения летом.
Инструктаж о правилах поведения летом.
Ожидаемые результаты: воспитание личности, владеющей речевой культурой, нормами нравственного поведения, соблюдающей этикет.
15