Рабочая программа обучения по индивидуальному плану (на дому) учебного предмета «Биология» 9 класс
Главное управление образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алейская общеобразовательнаяшкола–интернат»
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
образовательного цикла
Протокол № _____
от «___» __________ 2016 г.
Руководитель ШМО
_____________ З.М.Дьячук
Утверждено в соответствии
с Положением о рабочей программе
Приказ № _____
от «___» ________ 2016 г.
Директор КГБ ОУ
«Алейская
общеобразовательная
школа-интернат»
__________ О. В. Крапп
Рабочая программа
обучения по индивидуальному плану (на дому)
учебного предмета «Биология»
9 класс
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Разработана: Н. В.Бугаковой,
учителем начальных классов
город Алейск, 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Ф. З. – 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 12
2.Устава КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат».
3.Учебного плана КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат».
4.Положение об интернате КГБОУ«Алейская общеобразовательная школа-интернат».
Программа составлена на основе:
Примерной программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой: М.: «Просвещение» 2011г.
По программе предусмотрен УМК, включающий:
- И. В. Романов, И. Б. Агафонова Биология. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».- М.: «Просвещение», 2009г.
Тип программы: образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащийся 9 класса КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 ч.
Форма обучения: очная (на дому)
Режим занятий: на изучение биологии в 9 классе (обучение на дому) отводится по 1 часу в неделю. Курс 9 класса составляет 34 часа.
Формы контроля: текущий (устный опрос), практическая работа, наблюдение.
Цель. Создать условия для повышения уровня общего развития учащегося; коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств; формирование знаний об элементарных сведениях о строении и жизнедеятельности основных органов и в
целом всего организма человека, использовать приобретенные знания о строении и жизнедеятельности человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья и предупреждения болезней;
Задачи:
-овладение основными знаниями о строении основных органов и организма человека в целом;
-формирование представлений о жизнедеятельности отдельных органов и организма в целом;
-проведение через весь курс знаний по профилактике вредных привычек и правил личной гигиены.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
Основные направления коррекционной работы:
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие слухового внимания и памяти;
3.Развитие основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации
-умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
4.Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления.
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие навыков адекватного общения.
6.Развитие связной устной речи
7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Учащемуся сообщаются элементарных сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека, и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят его нормальной жизнедеятельности. Даются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и
наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание учащегося на значение физической культуры, спорта, закаливания организма и для укрепления и сохранения здоровья.
Изучение биологии(человек) для учащегося позволяет лучше узнать свой организм, что позволяет бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих, улучшает социализацию и адаптацию в социум, ведёт к накоплению жизненного опыта.
Ценностные ориентиры отражают следующие целевые установки:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
—осознания ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, а значит и за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного.
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи, общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей;
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающегося на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;
Личностные:
• уметь оценивать свои и чужие поступки, результаты учебной деятельности;
• формировать положительное отношение к процессу познания;
Регулятивные:
• уметь формировать и удерживать цель деятельности длительное время;
• уметь планировать, контролировать и выполнять по заданному образцу;
•формировать контрольно-оценочную деятельность направленную на осуществление итогового контроля, оценку деятельности;
• уметь анализировать свою работу находить и устранять ошибки;
Познавательные:
• уметь использовать в работе методы наблюдения, моделирование;
• уметь находить дополнительную информацию с использованием компьютера;
• уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать, приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
• уметь работать с текстом – воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, отвечать на вопросы, работать с иллюстрациями.
• уметь пользоваться монологической и диалогической речью.
Предметные:
Учащийся должен знать:
-названия, строение и расположение основных органов организма человека;
-элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
-влияние физических нагрузок на организм;
-вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила.
Учащийся должны уметь:
-применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
-соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Содержание.
Раздел Содержание
Общий обзор организма человека Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Опора тела и движения Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Лабораторные работы
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
Действие слюны на крахмал.
Почки Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиёнические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.
Органы чувств Значение органов чувств: Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Тематическое планирование
№ п/пНазвание раздела Количество часов
I. Общий обзор организма человека. 1час
II. Опора и движение. 7 часов
III. Кровь и кровообращение. 4часа
IV. Дыхание. 4часа
V. Пищеварение. 6 часа
VI. Выделение. 2часа
VII. Кожа. 2часа
VIII. Нервная система. 4часа
IX. Органы чувств. 4 часа
Итого: 34часа
I четверть
Календарно - тематическое планирование
№ раздела №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту I. Общий обзор организма человека.
1.1 1. Клетка, ткани. Органы и системы органов. 1 07.09 Коррекция понятийной стороны речи. Развитие связной речи через построение рассказа с опорой на план и слова из текста.
II. Опора и движение.
2.1 2. Строение и состав костей.
Скелет человека. Соединение костей. 1 14.09 Накопление словаря. Коррекция понятийной стороны речи. Развитие связной речи через составление рассказа по плану.
2.2 3. Скелет головы, туловища. 1 21.09 Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, схеме.
2.3 4. Скелет конечностей. 1 28.09 Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, схеме.
2.4 5. Первая помощь при растяжении связок, вывихов суставов, переломах костей. 1 05.10 Формирование и развитие монологической речи через описание иллюстраций, рассказа по опорным словам.
2.5 6. Строение и значение мышц. Основные группы мышц. 1 12.10 Развитие монологической речи через составление рассказа – описания
2.6 7. Работа мышц. Утомление. Гигиена
физического труда. 1 19.10 Развитие монологической речи через описание иллюстраций, рассказа по опорным словам.
2.7 8. Предупреждение заболеваний опорно - двигательной системы. 1 26.10 Развитие монологической и диалогической речи через описание иллюстраций, рассказа по опорным словам.
Уроков по плану – 8ч. Дано фактически - Причина –
II четверть
Календарно - тематическое планирование
№ раздела №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту III. Кровь и кровообращение.
3.1 9. Значение крови и органы кровообращения. 1 09.11 Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам
3.2 10. Сердце: его строение и работа. 1 16.11 Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, иллюстрации, опорным словам.
3.3 11. Движение крови по сосудам. 1 23.11 Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам
3.4 12. Предупреждение заболеваний кровеносной системы. 1 30.11 Развитие монологической речи через составление рассказа описания
IV. Дыхание.
5.1 13. Значение дыхания. Органы дыхательной системы. 1 07.12 Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, иллюстрациям, опорным словам.
5.2 14. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. 1 14.12 Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, иллюстрации, опорным словам.
5.3 15. Болезни органов дыхания и их предупреждение. 1 21.12 Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам, плану.
5.4 16. Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. 1 28.12 Развитие монологической речи через составление рассказа описания.
Уроков по плану – 8ч. Дано фактически - Причина -
III четверть
Календарно - тематическое планирование
№ раздела №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту V. Пищеварение.
5.1 17. Значение и состав пищи. Органы пищеварения 1 11.01 Развитие монологической речи через составление рассказа описания с опорой на слова и иллюстрации.
5.2 18. Пищеварение в ротовой полости, Строение зубов и уход за ними. 1 18.01 Развитие монологической речи через составление рассказа описания с опорой на слова и иллюстрации.
5.3 19. Пищеварение в желудке и кишечнике. 1 25.01 Развитие монологической речи через составление рассказа описания с опорой на слова и иллюстрации.
5.4 20. Гигиена питания. 1 01.02 Развитие монологической речи через составление рассказа описания.
5.5 21. Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний. 1 08.02 Развитие монологической речи через составление рассказов описаний по иллюстрациям, жизненного опыта.
5.6 22. Предупреждение пищевых отравлений. 1 15.02 Развитие монологической речи через составление рассказов описаний по иллюстрациям, жизненного опыта.
VI. Выделение.
6.1 23. Строение и значение почек.
1 22.02 Развитие монологической речи через составление рассказов описаний по иллюстрациям, опорой на слова.
6.2 24. Предупреждение почечных заболеваний. 1 01.03 Развитие монологической речи через составление рассказов описаний по иллюстрациям, жизненного опыта.
VII. Кожа.
7.1 25. Кожа, её строение и значение. 1 15.03 Развитие монологической речи через работу с иллюстрациями.
7.2 26. Гигиена кожи. Оказание первой помощи при тепловом, солнечном ударах, ожогах и обморожениях. 1 22.03 Развитие монологической речи через составление рассказов описаний по иллюстрациям, жизненного опыта.
Уроков по плану – 10ч. Дано фактически - Причина -
IV четверть
Календарно - тематическое планирование
№ раздела №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту VIII. Нервная система.
8.1 27. Значение и строение
нервной системы. 1 05.04 Коррекция мыслительных операций (сравнение, анализ), мыслительной деятельности через составление схем и таблиц.
8.2 28. Спинной мозг, его строение и значение 1 12.04 Коррекция мыслительных операций (сравнение, анализ), мыслительной деятельности через составление схем и таблиц. Развитие монологической речи через составление рассказа по схеме и опорным словам.
8.3 29. Головной мозг, его строение и значение. 1 19.04 Развитие монологической речи через составление рассказа по схеме и опорным словам.
8.4 30. Гигиена нервной системы. Влияние вредных привычек на нервную систему. 1 26.04 Коррекция мыслительных операций (сравнение, анализ), мыслительной деятельности через составление схем и таблиц. Развитие монологической речи через составление рассказа по таблице, плану.
IX. Органы чувств.
9.1 31. Орган зрения. Гигиена зрения. 1 03.05 Коррекция мыслительной деятельности через работу с деформированным текстом, мыслительных операций сравнения Развитие монологической речи через составление рассказов описаний по иллюстрациям, схеме, 1плану..9.2 32. Орган слуха. Гигиена слуха. 1 10.05 Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам, плану.
9.3 33. Органы обоняния, осязания, вкуса и их гигиена. 1 17.05 Коррекция мыслительной деятельности через составление схемы. Развитие монологической речи через составление рассказа по схеме и опорным словам.
9.4 34. Органы чувств. Повторение и закрепление. 1 24.05 Коррекция мыслительной деятельности через составление схемы. Развитие монологической речи через составление рассказа по схеме и опорным словам.
Уроков по плану – 8ч. Дано фактически - Причина -
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся:
Базовая:
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой: М.: «Просвещение» 2011г.
2.А. И. Никишов, А. В. Теремов. Биология. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».- М.: «Просвещение», 2008г.
Дополнительная:
1.А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
2.А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Универсальное учебное пособие. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
Техническое обеспечение:
Компьютер.
Лист дополнений и изменений по предмету «Биология»
Дата внесения изменений Содержание Подпись лица, внёсшего запись