Система работы при подготовке к ЕГЭ


Система работы при подготовке к ЕГЭ Надырова Л. И. Успех детей на уроках. Мне хотелось бы рассмотреть в своем выступлении несколько моментов при подготовке к ЕГЭ, типичные проблемы, возникающие в них, и возможные пути их решения. Результативность данной работы во многом определяется от систематической комплексной творческой работы самого учителя. Конечно, нужно подчеркнуть , что на успешную работу детей влияют три фактора:1_Это познавательный уровень знаний человека.2_ Мотивационный- нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей.3_ Эмоциональный- способность выдержать напряженный экзаменационный марафон. Великий французский просветитель Вольтер был прав, сказав однажды:” Эмоции- это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может потопить его…” Поэтому нужно постараться учителю не передавать нашу тревогу детям, а вести их к эффективным результатам. Наше понимание и уверенность помогут детям. “ Учитесь властвовать собой” (А.С. Пушкин) Введение в языкознание. Думаю, что фундаментальная работа учителя русского языка и литературы начинается с приходом к нам пятиклассников. Дети из начальной школы приходят с разными уровнями знаний, умений , навыков. Чтобы собрать их в единое целое, уходит на это весь учебный год. Для меня этот год называется подготовительным периодом – введение детей в языкознание. Учащиеся 5-го класса изучают все разделы языка: фонетику, лексику, морфемику, морфологию, синтаксис, орфографию, пунктуацию, развитие речи на академическом уровне. Заметьте, дети в этом возрасте с любовью и желанием посещают уроки русского языка и литературы. Поэтому, на первом месте работы с ними должно быть эмоциональное воздействие. Следующими немало важными делами являются работа над каллиграфией, над выразительным чтением любого текста, инсценированием эпизодов прочитанного произведения, подходом к исследовательской и творческой работе. И самое главное, чтобы на уроках звучало живое слово, то есть всегда обращаться к первоисточникам. Разрешимые проблемы. Все наши проблемы при подготовке к ЕГЭ в старших классах начинаются именно с того, что учащиеся 6-7-8-ых классов не усваивают или плохо закрепляют учебный материал. Нужно помнить, что владение лингвистической, языковой и коммуникативной компетенциями- дело комплексное и формируемое годами. В шестом классе начинается деловая конкретная работа по морфемике, лексике, морфологии, орфографии. Дети должны научиться различать однокоренные слова от формы одного и того же слова, уметь делать словообразовательный анализ и разбор слова по составу. В разделе, где изучается” Лексика”, маленькими крупицами, с опорой на имеющиеся знания, начинается серьёзная работа над выразительными средствами языка. В этих классах уроки должны быть предельно плотными, с ежедневным контролем за усвоением пройденных тем. Проблемные темы 6 класс- Имя прилагательное- н, нн в суффиксах прилагательных - не с прилагательными - полные и краткие прилагательные - степени сравнения прилагательныхРазряды местоимений Глагол 7 класс- Причастие Деепричастие Наречие Причастный и деепричастный обороты 8 класс – Синтаксис - Связь слов в словосочетании - Односоставные предложения- Обособленные члены предложения- Уточняющие члены предложения9 класс – Сложные предложения и знаки препинания в них. Развитие культуры речи учащихся. В 8 и 9 классах я работаю над расширением лингвистической компетенции учащихся за счет дополнительных занятий. Это происходит во время подготовок к олимпиадам по русскому языку и литературе. Также особое внимание в этих классах уделяю развитию культуры речи учащихся, усвоению основных норм и коррекции речевых ошибок. В этом случае можно использовать разные типы тестов одного раздела в целях закрепления и контроля. С помощью тестов учащиеся смогут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, выявить слабые места в своих знаниях и вовремя устранить их. Эффективно проводить самостоятельную работу учащихся помогает лабораторная мастерская, в ней имеются различные наглядности, дидактический материал, справочники, учебники, художественные произведения и т.п. Завершающий этап. В 10 – 11 классах завершается изучение русского языка. На этом этапе необходимы систематизация изученного ранее и повторение на более сложном речевом материале. ЕГЭ включает в себя примерно третью часть вопросов, касающихся культуры речи ученика и оценивающих степень его речевой компетенции, причем именно они обычно вызывают затруднения. Поэтому в названных классах особо уделяю внимание культуре и развитию речи учащихся: орфоэпия, лексика и лексикография, морфология, нормы употребления различных частей речи, синтаксис и функциональная стилистика. В 11 классе полностью обращаюсь к части C- тексты и его строениям, в которых предлагается проанализировать тематическое и смысловое единство текста, определить средства выражения смысловых отношений между его частями, назвать основные изобразительно- выразительные средства языка. Учитывая то, что в старших классах совершенствуются все умения, которые формируются в 5 – 9 классах уроки строятся как лекции, практикумы, семинары, конференции, зачеты, контрольно- обобщающие. Искусство речи заключается не только в знании орфографических и пунктуационных правил, в умении анализировать чужой текст и определять типы выразительных средств, но и в способности создавать свои собственные монологические или диалогические, устные или письменные высказывания. Для выражения своих мыслей даю учащимся темы, сформулированные в афоризмах известных людей.- “Образование как деньги: его нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно”. (Л. Марса).- “Человек молод, когда он еще не боится делать глупостей.”(П.Капица).-”Враги- отличное стимулирующее средство”.(К. Хепберн ) Критерии оценки сочинения: объем текста, соответствие теме, стилю, жанру; полнота раскрытия темы; связность, композиционная оформленность; орфографическая, пунктуационная, речевая грамотность. Результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе 2010 года. Алексеева Саша- 88 баллов.Бадмацыренова Сэсэгма- 81 б.Баранова Настя- 71б.Баранова Ксения- 70 б.Бардамов Сергей- 55 б.Бевзенко Вова- 71 б.Березовская Нина- 68 б.Богданов Дима- 51 б.Зунтоев Женя- 44 б.Куприянов Захар-59 б.Матвеева Анна- 70 б.Москвитина Надя - 40 б.Петров Толя- 54 б.Петухова Таня- 69 б.Пиханова Вика- 65 б.Попов Алексей- 67 б.Рыжаков Максим- 54б.Садыкова Фаина- 76 б.Сапина Анна- 67 б.Соколова Анна- 75 б.Халбаев Роман- 67 б.Халтанова Элина -84 б.Хогоева Женя -69 б.Хохолов Сергей -49 б. Халтанова Элина-67 б.