Сценарий внеклассного мероприятия круглый стол «Жизнь-это…»
Сценарий внеклассного мероприятия
круглый стол «Жизнь-это…»
Дата проведения:
Учащиеся 9 -11 классов.
Цель: Дать представления подросткам о всех ракурсах жизни, с которыми встречаются подростки. Дать подросткам понятие, как надо относиться к своей жизни и жизни родных и близких людей, в чем смысл жизни. Развивать умение высказывать свое мнение. Профилактика аутодеструктивного поведения.
Предварительная подготовка: в ходе мероприятия двое учениц оформляют полосами по контуру (приклеивают), нарисованную на плакате вазу кругами, которые будут передавать ученики. Лицевая сторона баннера зрителям не видна.
Пока все рассаживаются - на экране слайд 1
Слайд 2.
Слайд 3.
Учитель. Мы живём среди людей. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг: люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой новую цель.
Иные живут, не зная, во имя чего они живут. Иные умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели. Вокруг нас и в нас происходит сложная, неисчерпаемая жизнь.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным. (Надсон)
Просмотр музыкального клипа «Жизнь» (Лигалайз).
Учитель:Люди во все времена задумывались о том, что такое жизнь, в чём её смысл. Чтобы поразмышлять над этой нелёгкой проблемой, мы и собрались сегодня на этом мероприятии, которое называется:
Слайд 4 «Философский круглый стол: «Жизнь – это…».
Показ слайдов с 5 по 13.
А вот вы определили жизнь так:
Слайд 14.
И вот, что говорили о жизни известные мудрецы
Слайды 15,16.
- Какие из них наиболее вам близки и понятны?
(высказывания детей)
Учитель:Несмотря на то, что мы понимаем, что жизнь важна, нам свойственно странное, противоречивое отношение к ней: с одной стороны, мы её любим, с другой – не ценим её каждодневно. Мы считаем – «Человек – это звучит гордо», но хорошо представляем себе, что гордиться многими из человеческих деяний не приходится.
Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.
Кто согласен с этим утверждением передайте жёлтые круги.
И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Предупреждаю сразу, что оно не из лёгких. Встаньте в круг несколько человек. Кто уверен в себе и хочет испытать себя – пусть встанет в центре.
Теперь ты стоишь один в центре, в окружении плотного круга людей, крепко держащихся за руки. Выражение их лиц тебе пока не ясно. За пределом этого круга – жизнь. Твоя задача – выйти в жизнь, доказать, что ты можешь и достоин этого. Но если ты не сделаешь этого за 1 минуту – ты погибнешь.
Для тех, кто в кругу: любой из вас в любой момент может разомкнуть руки без всяких проблем и выпустить этого, безусловно, хорошего и достойного человека, но это слишком легко. Ваша задача – выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен обществу, который обладает умом и характером.
Игра.
Как вы поняли, эта игра – прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Она показывает, какие мы разные, как мы по-разному стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвется силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, кто-то с открытым сердцем. Для людей характерны две жизненные позиции:
Жить для себя.
Жить для других.
Остановимся пока на первой позиции. Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук Михаил Ефремович Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас – это мы сами. Жить нужно для себя и это принесёт пользу другим.
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» - гласит библейская заповедь. Это значит, что ты будешь любить ближнего только в том случае, если полюбишь себя.
- Кто из вас согласен с мнением врача передайте синие круги.
Проведём своеобразный блиц-опрос. Ответьте, пожалуйста, слух на вопрос:
Слайд 17.
(Заслушиваются аргументированные мнения ребят)
Вывод.
О чём бы вы ни думали сегодня, вы неизбежно думаете о будущем.
Но ваша будущая жизнь предполагает наличие разных поступков. Именно они определяют, по какой позиции живёт человек – «для себя» или «для других».
Учитель: Рассмотрим следующую ситуацию: юноша, проходя вдоль реки, увидел тонущего человека. Он остановился, посмотрел на него, взывающего о помощи, и…пошёл дальше.
Одна группа – «обвинители». Доказывают вину обвиняемого.
Вторая – «защитники». Оправдывают поступок.
Слайд 18.
- Если вас убедили обвинители, передайте красные круги.
- Какая позиция была у юноши?
(Заслушивается мнение ребят)
Смыслом жизни людей другой позиции является жизнь «для других». Может быть, великое счастье человека именно в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в переломные моменты истории и в трудных жизненных ситуациях было и есть немало: и среди них не только известные учёные, философы, врачи, люди искусства, а и те, кто помогает и остаётся неузнанным.
- Можете привести примеры?
(примеры ребят)
Слайды 19, 20.
- А какое качество характера лежит в основе поступков этих людей?
- Жертвенность
Слайд 21.
- Послушайте китайскую сказку и ответьте на вопросы:
Каждый ли человек способен на жертву?
Почему?
Какими качествами характера должен обладать такой человек?
Китайская сказка «Колокол».
Много веков назад китайский император приказал построить новый
город.
Я назову его Пекин, - сказал император, - и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии.
Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врага. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол.
Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный император сказал:
Если неудача постигнет тебя в третий раз, - простись со своей головой!
Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в глазах его радости, а в руках - твердости.
Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказала о горе своего отца. Только на одну минуту задумался старый мудрец, а потом сказал:
Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю.
Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжиматься ее сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет себя в жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивать стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом.
Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности его не было ни единой трещины. По старинному обычаю, старый мастер первым ударил в колокол, и сладкозвучный голос его наполнил все сердца радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными.
Когда враг под звуки набата ворвался в Китай, навстречу ему поднялся весь народ. Чужеземцы были разбиты. Тела их заросли жгучей крапивой, а имена стерлись в людской памяти. Так было и так будет: в сердце народа всегда звучит голос тех, кто умер за счастье родной земли.
Слайд 22.
- Если, как вам кажется, вы СПОСОБНЫ на жертвенность, передайте розовые круги.
Учитель: Послушайте внимательно: о чём я сейчас вам расскажу?
Нельзя человеку без этого жить. Она всегда сама в нём просыпается и им овладевает. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам не свойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению нам не дано с ней справиться, но жить без неё тоже не дано.
- О чём я?
- Что вы можете сказать об этом чувстве?
- Почему мы заговорили о любви, когда тема нашей философской беседы о жизни?
Главным законом человеческой жизни была и остаётся ЛЮБОВЬ.
Слайд 23.
Человек, бережно лелеющий и проносящий через всю свою жизнь и дела свою любовь к окружающему миру, людям и к себе, не совершит зла. Семья, основанная на любви, не впустит в свой дом ненависти. Человечество может сохранить себя и жизнь на планете только тогда, когда поймёт и внутренне почувствует, что он МОЖЕТ ЖИТЬ ТОЛЬКО В ЛЮБВИ. Об этом нам расскажет Маленький Принц.
Инсценировка отрывка из повести Сент-Экзюпери.
Сценка.
Слайды 24, 25.
- Кто согласен с уроками Маленького Принца, передайте зелёные круги.
Исполнение песни ученицы под аккомпанемент гитары о любви.
(доклеивается ваза)
- А теперь посмотрите на нашу вазу Жизни. Какой она получилась? (баннер поворачивают «лицом» к аудитории)
Полосатой;
Яркой;
Красивой;
Именно такой и должна сложиться ваша жизнь.
Полосатость говорит о том, что мы не только видим и чувствуем, мы размышляем (ошибаемся и исправляем, ищем и находим)
Ильям Шекспир сказал: слайд 26.
« Размышляйте о жизни, о своём месте и предназначении, ищите смысл своего существования. Только в жизни, наполненной смыслом, человек может найти себя, быть счастливым и приносить счастье другим».
Слайд 27.
А вы уже начали задумываться о жизни и к сегодняшнему разговору ответили на некоторые важные вопросы. Вот ваши ответы:
Слайды 28 – 30.
Закончить я бы хотела словами Гамзатова.
Слайд 31.
И последнее, что хочу сделать – подарить вам всем по 13 фраз, которые сделают вашу жизнь счастливой.
Клип. («Самый лучший фильм»)
Раздаю распечатанные фразы детям.