Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира

Иншакова Ирина Валентиновна-учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №1 им. Н.И.Борцова» г. Лебедяни Липецкой области

Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Египет».

Урок построен и проведен в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода с применением средств ИКТ.
Урок построен в форме игры, что способствует реализации целей повторения и обобщения на уровне решения педагогических задач, активизации учебных действий каждого учащегося и класса в целом.
Урок структурно выдержан по методам, формам и приемам работы. Развивающий, способствующий активному участию каждого учащегося в закреплении полученных ЗУНов. В ходе урока каждый ученик имеет возможность показать свои знания по данной теме, и в то же время, учителю и учащимся легко узнать пробелы в знаниях, которые будут видны при выполнении заданий. На уроке учащиеся выполняют различные типы заданий, где каждый ребенок имеет возможность оценить свои знания и знания одноклассников в ходе взаимопроверки заданий, самооценки, что способствует воспитанию чувства дружбы, творчества, умению работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает отсутствие боязни сделать неправильный вывод, ошибиться. На уроке использован метод игротерапии в форме «веселой минутки» и «оживление» древнеегипетской песни. Удачные ответы детей поощряются не только оценкой, поставленной учителем, но и самооценкой ученика.
Цели и задачи:
создать условия для:
- обобщения и систематизации знаний учащихся по теме: «Древний Египет»;
- определения уровня полученных знаний, умения работать с разноуровневыми заданиями, навыками исторического анализа;
- развития словарного и терминологического запаса детей;
- воспитания интереса к учебе;
- формирования уважения друг к другу, толерантности.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: нестандартный урок с использованием мультимедийных технологий.
Ход урока:
Организация класса.
Основная часть.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Древнему Египту. Путь наш легким не будет. У меня в руках древнеегипетский свиток. Вам предстоит вскрыть семь печатей на этом загадочном свитке. Вы хотите узнать, что здесь написано? Тогда приступим к разгадыванию заданий, за которыми стоят печати.
1.Внимание на экран.
Посмотрев видеосюжет о Египте, скажите, с какими цветами ассоциируется у вас эта загадочная страна?
Говорят, на вкус и цвет товарищей нет. А вот в Древнем Египте земледельцы считали два цвета очень хорошими, а один совсем плохим.
Вопрос. Какие это цвета?
Почему египтяне любили черный и зеленый цвета, а не любили – желтый?
Цивилизация появилась в Древнем Египте раньше, чем в других районах мира. Назовите признаки цивилизации и завершите заполнение схемы с использованием атласов.
Проверим. Молодцы! Первая печать объявляется вскрытой.
2.В древности говорили «Египет-дар Нила». Не будь реки, не было бы и страны.
Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по Нилу, но экскурсоводами будете вы! Внимание на экран. Если вы правильно восстановите пропуски в тексте, то вторая печать будет у вас в руках. Итак, вперед!

Нил – одна из самых больших рек в мире. С обеих сторон она ограничена горами.
На своем пути течение Нила встречало ---------1.
Перед впадением в -------2. море, Нил разветвлялся на -------3, образуя широкую----4.
В долине Нила росли дикие.------5.,-------6., ----7., и высокий, в три человеческих роста.-------8.
Вдали от Нила среди пустыни лишь изредка попадались зеленые островки ----------9. рядом с источниками -----10. Когда осенью Нил возвращался в свои берега, на них оседал.-----11----12. Сами египтяне называли свою страну-----13, в противоположность ---------14 (пустыне).
3.Жизнь и природные условия заставляли египтян быть изобретательными. Чтобы получить третью печать, отправимся в египетский музей изобретений. Задача не из простых. Попробуйте отгадать, о чем идет речь?

Чтобы получить большой урожай, необходим был постоянный труд многих людей. В низинах после разлива Нила было много лишней воды. Но египтяне научились их защищать при помощи некоторых приспособлений. Каких? (дамб)
К высоким местам египтяне, наоборот, подводили воду. При помощи чего? (каналов)
Ученые насчитали 7 тысяч значков-рисунков, смысл которых долго оставался непонятным многим народам. Зато египтяне называли его «священным письмом». (иероглифы)
Писали египтяне на стеблях этого растения, разделяя его на тонкие полоски, склеивали их, а поперек накладывали другой ряд полосок. (папирус)
К началу ноября вода уходила с затопленных полей, крестьяне принимались пахать землю. На высокие места. Куда невозможно прорыть канал, воду египтяне поднимали при помощи некоторых приспособлений. Каких? (шадуфов)
Главную роль в египетском войске играло пешее войско, вооруженное медным и бронзовым оружием. Это была тяжеловооруженная пехота. А вот легковооруженные пешие воины были вооруженыЧем? (дротиками, т.е. короткими копьями)
Божественность фараона передавали не только огромными размерами его изображений. Рядом с тремя великими пирамидами до сих пор возвышается статуя, высеченная из целой скалы. Ее длина -57 метров, высота-20 метров. Настоящее чудовище с телом льва и головой человека. (Большой сфинкс)
Вы с честь выдержали третье испытание и печать по праву считается открытой. Молодцы!

4.Когда мы говорим о Египте, всегда в нашем представлении предстают знаменитые на весь мир пирамиды. Да и нельзя говорить о Египте без рассказа о пирамидах, этих огромных каменных глыбах, гробницах фараонов, одном из чудес света, так и неразгаданном и загадочном.
Внимание на экран. (сюжет о строительстве пирамид в древности и современных экскурсиях в Египет).
Вопрос. Узнали? Еще бы!
Сколько людей погибло при строительстве пирамид! А сколько терпения, физической силы, выносливости, точности требовалось от строителей при возведении этого чуда!
Задание классу. Перенесемся мысленно в 2600 год до н.э. и попробуем соорудить самую большую пирамиду в мире. А помогут вам в этом не физическая сила, а ваши знания.
Перед вами подобие каменных глыб. У каждой глыбы свой порядковый номер на лицевой стороне, а на обратной стороне вопрос, на который вы должны дать правильный ответ. Вспомните ваши знания по Древнему Египту и камень за камнем соберем пирамиду. А это значит, что мы вскроем четвертую печать!


камень - Неограниченный правитель в Египте, в переводе означает «большой дом» (фараон)
камень - Столица объединенного Египта (Мемфис)
камень- Имя фараона, в честь которого построена самая большая в мире пирамида (Хеопс)
камень – Из тела умершего удаляли внутренности, пропитывали их специальными веществами, пеленали тонкими бинтами. Так получалась? (мумия)
камень – Каменный гроб, в который клали мумию (саркофаг)
камень – Их фараон назначал правителями городов и областей, судьями, военачальниками (вельможи)
камень – Только им удалось подчинить сначала дельту Нила, а затем и весь Южный Египет. И почти на полтора века египтяне потеряли свою независимость (гиксосы)
камень – О событиях борьбы между Северным и Южным Египтом напомнит выпуклое изображение, высеченное на камне (рельеф)
камень – Единоличная, неограниченная власть фараона (деспотическая)
камень – Крестьяне-земледельцы и ремесленники отдавали в государственную казну часть урожая, ремесленные изделия, т.е. платили? (налоги)
5.Молодцы! Пирамида возведена. А я приглашаю вас посетить галерею письменных и вещественных археологических находок, найденных на Великой Древнеегипетской земле.

Ребята, о чем они могут нам рассказать? Вам достанется пятая печать, если вы раскроете тайны этих находок. Внимание на экран.
На одном из слайдов был изображен бог Солнца Амон-Ра, самый почитаемый бог у египтян. Я предлагаю вам оживить древнеегипетскую песню богу Солнца Амону-ра, заменяя слова движениями. Итак, физкультминутка. (Ребята сопровождают слова движениями).

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод. А на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу
6.Ребята, вы уже знаете, что не все население Древнего Египта трудилось. Одни жили за счет труда других людей. Перед вами различные категории населения, проживающие в Древнем Египте. Вы получите шестую печать, если справитесь с нелегким заданием. Вам предстоит составить схему управления в Древнем Египте, аргументируя выбранные вами позиции. Внимательно посмотрите на слайд и составьте логическую схему.

Ребята, каков бы не был разный состав населения в Древнем Египте, какое бы положение не занимали египтяне, все хотели кушать. У нас веселая минутка, которая поможет нам поскорее подойти к разгадыванию следующей печати.
Какое из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте?
«да» - хлопок в ладоши
«нет» - тишина
-виноград- да -картофель-нет -финики-да
-сушеная рыба-да -инжир-да -пироги с инжиром-да
-помидоры-нет -земляника-нет -печеный картофель-нет
-огурцы-нет -мед-да ячменные лепешки-да
-дыня-да -тыква-нет -пиво-да
-молоко-да
-ржаной хлеб-нет
-салат из фасоли-да
-отварное мясо-да
7.Но не так просто справиться с седьмой последней печатью.
Постройте в тетради линию времени.
Отметьте на линии времени следующие даты:
- 2600 год до н.э.
- 3000 год до н.э.
- 1700 год до н.э.
- 1822 год до н.э.
Определите, с какими событиями связаны эти даты?
( Построили пирамиду Хеопса
Окончание борьбы между Северным и Южным Египтом
Вторжение в Египет гиксосов
Расшифровка иероглифов Жаном Франсуа Шампольоном)
И последняя викторина. Внимание на экран.
«Кто лучше всех знает историю древнего Египта?»
Итак, все печати вскрыты. Но, чтобы правильно прочесть, что здесь написано, вспомните, как пользовались иероглифами древние египтяне. Теперь прочитайте послание сверху вниз. (Молодцы)
Сюжет фильма и стихотворение о Египте.
Итоги урока.
На листе каждый оценивает свою работу по следующим критериям:

Фамилия, имя


Где допустил ошибки?




У меня прочные знания!




Моя оценка по теме «Древний Египет»



Тема урока выбрана следующими соображениями:
Для пятиклассников урок с применением игровых ситуаций активизирует психические процессы участников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
На данном уроке происходит вовлечение каждого в активную работу. Даже интеллектуально пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему недоступен в обычной учебной ситуации. Отдельные этапы урока выполняют роль эмоционального ускорителя, развивают память, помогают логическому мышлению.
Элементы игры способствуют повышению личной уверенности у каждого ученика, его самореализации.
В ходе урока использованы следующие педагогические приемы:
- репродукция – вспомнить, что прошли
- анализ – текст с пропущенными словами
- сравнение-синтез – характеристика отдельных слоев населения
- адаптация – использование новых технологий усвоения информации