ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ Интерактивные методы преподавания на уроках математики
Интерактивные методы преподавания на уроках математики "Основной целью образовательного процесса в школе является развитие каждого ученика. Мера этого развития выступает как мера оценки качества работы учителя, руководителя, школы в целом..." Inter (англ.) – взаимный, act (англ.) действие, interaction (англ.) – взаимодействие. Интерактивное обучение – это форма организации познавательной и коммуникативной деятельности путем двустороннего общения и диалога учителя с учащимися.Главное достоинство интерактивного обучения заключается в постоянном взаимодействии педагога и учащихся. Такое общение позволяет:всем активно участвовать в образовательном процессе, свободно высказывать свое мнение и анализировать свои решения, получать обратную связь не только от преподавателя, но и от одноклассников, облегчить процесс запоминания новой информации.развивать интеллектуальные способности учащихся, формировать у учащихся ответственность за собственное обучение. Методы интерактивного обучения КластерСинквейнСравнительная диаграммаПазлНаписание эссе Кластер (англ. Cluster – пучок, гроздь) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. В методике кластер – это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. этапы работы при составлении кластера 1-й этап – посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.2-й этап – учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг “разбрасываются” слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается.3-й этап – осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается. 4-й этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы систематизировать изученный материал Тема “Квадратные уравнения”, 7 класс. Задание учащимся: “Составить кластер с ключевыми словами “Квадратное уравнение” по ходу объяснения материала. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это стихотворение, состоящее из пяти строк Строка 1 – одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание синквейна.Строка 2 – два прилагательных, характеризующих данное понятие.Строка 3 – три глагола, показывающие действие понятия.Строка 4 – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение. Строка 5 – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу, и возможно на уроках по любому предмету. а) Синквейн, составленный учащимися 9 класса на уроках итогового повторения Задача.Сложная, текстовая.Сравнивает, анализирует, утверждает.Чтобы решить задачу, надо составить математическую модель.Ответ. Функция.Рациональная, четная (нечетная).Возрастает (убывает), имеет область определения, имеет производную.Рациональная функция непрерывна в каждой точке области определения.График. б) Синквейн, составленный учащимися 10 класса после изучения свойств функций Составление синквейна (11 класс) ПроизводнаяСложная, важнаяНаходить, вычислять, применятьРавна угловому коэффициенту касательнойПредел ПроизводнаяИсследуемая, сложнаяВычислить, найти, исследоватьЭто предел разностного отношенияскорость ГрафикПрямая, криваяВычислять, отмечать, строитьМножество точек координатной плоскостирисунок Составление синквейна (11 класс) ГрафикСимметричный, сложныйНаходим, отмечаем, строимЗависимость между переменными x и yчертеж Сравнительная диаграмма Сравнительная диаграмма – универсальный метод активизации учащихся в учебной деятельности, позволяющий им научиться находить общее и различное в изучаемых объектах, научиться находить параметры, по которым можно провести подробный анализ двух-трех рассматриваемых понятий (моделей).Работа по данному методу способствует активной мыслительной деятельности, улучшению памяти, совершенствует умение анализировать, осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.На практике учащимся предлагается составить сравнительную диаграмму свойств различных функций, свойств геометрических фигур, графиков нескольких функций. В зависимости от сложности изучаемого материала, уровня изученности темы задания могут уже включать параметры сравнения, возможно задание, при выполнении которого учащиеся сами определяют, что и как будут сравнивать. Эти задания можно выполнять индивидуально или в парах (группах), на уроках или на занятиях элективных курсов. Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод “пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.Учебный “пазл” можно составлять с учащимися на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе. Это может быть индивидуальная или коллективная работа. Тема “Параллельные прямые”, 7 класс. а) После изучения трех признаков параллельности прямых и трех теорем об углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, учащимся предоставляется набор из 24 карточек. Каждая теорема в этом комплекте представлена так: 1-я карточка – словесная формулировка,2-я карточка – чертеж к теореме,3-я карточка – краткая запись условия и заключения теоремы,4-я карточка – математическая запись доказательства.Ученику надо полностью собрать указанную ему теорему. В случае необходимости можно задать ученику несколько вопросов по собранной теореме б) Возможна модификация этого задания. Все 24 карточки нумеруются так, чтобы сумма чисел карточек одной теоремы отличалась от суммы чисел другой теоремы. Когда ученик соберет все карточки указанной теоремы, он складывает номера карточек и полученную сумму сообщает учителю. Учитель знает код (сумму номеров карточек) каждой теоремы, поэтому может быстро оценить результат работы ученика. Составление пазла (8 класс) Эссе - свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации: “Я пишу для того, чтобы понять, что я знаю, что я думаю” Примерные темы эссе5-й класс – “Математика в профессии моих родителей”.6-й класс – “Путешествие точки по координатной плоскости”.7-й класс – “Мир параллельных прямых”.8-й класс – “Государство параллелограмма”.9-й класс – “Я – теорема синусов” или “Я – теорема косинусов” (сказка о том, что важные теоремы могут рассказать о себе).10-й класс – “Свойства функций. А надо ли их знать?”.11-й класс – “Математика в моей будущей профессии”. Эссе, написанные учащимися 9 классов Приветствую тебя, мой друг!Я – теорема Синусов, королева страны синусов. Я глашу: “Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов” Ну что? Понял? То есть измеряешь сторону треугольника, находишь по таблицам синус угла, противолежащего этой стороне, и делишь первое на второе. И так поступаешь с тремя углами и тремя сторонами треугольника. А ответ у тебя три раза получится один и тот же. Удивительно? Но это так!Здесь нет никакой магии! Помнишь ли ты, дружочек, чему равна площадь треугольника? Напомню тебе:S = 0,5absinC или S = 0,5bcsinA или S = 0,5acsinB.Из первых двух равенств получаем: 0,5absinC = 0,5bcsinA. Тогда a:sinA = с: sinC (это ведь пропорция!) Так же из 2 и 3 равенств следует a:sinA = b:sinB. Получаем a:sinA = с:sinC = b:sinB. Надеюсь, ты понял!Я помогу тебе при решении треугольников, т.е. при нахождении сторон и углов треугольника по двум сторонам и углу, противолежащему одной из данных сторон, по двум углам и стороне.Также ты не должен забывать мою сестру – королеву страны Косинусов – теорему Косинусов и нашего брата – владыку прямоугольных треугольников – теорему Пифагора. Мы всегда готовы тебе помочь! Только выучи нас и не забывай! Позвольте представиться, я – теорема Косинусов. Со дня моего открытия помогаю людям решать геометрические задачи.Моя формулировка звучит так: “Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними”. Я помогаю решать задачи по нахождению стороны треугольника по двум другим сторонам и углу между ними, могу определить вид треугольника по трем сторонам, найти косинусы углов треугольника.К сожалению, моя формулировка сложна, поэтому ученики стараются чаще использовать в решении задач теорему синусов, что очень обидно. Я надеюсь, что ученики осознают мою безусловную важность и станут правильно применять при решении треугольников. Актуальность использования методов интерактивного обучения для самого учителя а) в теоретическом плане:пополнение теоретических знаний по использованию элементов мыследеятельностной педагогики при организации УВП;б) в познавательном плане:формирование нового взгляда на знания, умения и способности своих учеников;в) в практическом плане:развитие компетенций учителя в области работы с элементами мыследеятельностной педагогики на уроке и во внеучебное время,нестандартное отношение к организации образовательного процесса,формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.