Вторая мировая война (1939-1945): причины, ход, значение
Вторая Мировая война1939-1945
Тема: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: ПРИЧИНЫ, ХОД, ЗНАЧЕНИЕ-Международные отношения и внешняя политика СССР накануне войны-Начало Второй мировой войны, ее причины и периодизация-Планы фашистской Германии в войне с СССР-Основные уроки Второй мировой войны, их актуальность в наши дни-Фальсификация истории Второй мировой войны-Мордовия в годы Второй Мировой войныпроверка д/з, анализ исторических документов, актуализация знанийиспользование презентациианализ исторических документовИндивидуальное сообщениеДискуссияПрезентация
Документ для 1-й группы: Шарль де Голль. Из воспоминаний «Гитлер не терял времени. Уже в октябре 1933 года он полностью порвал с Лигой Наций и произвольно предоставил себе полную свободу действий в области вооружений. В 1934—1935 годах Германия предприняла огромные усилия в производстве оружия и укомплектовании своих вооруженных сил. Национал-социалистический режим открыто заявил о своем намерении разорвать Версальский договор и завоевать «жизненное пространство». Гитлер, разумеется, готовил всеобщую мобилизацию. Вскоре после прихода к власти он ввел трудовую повинность, а затем и всеобщую воинскую повинность. Но, помимо этого, ему нужна была армия вторжения, чтобы разрубить гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве и одним ударом вонзить германский меч в сердце Франции. Для людей осведомленных не было секретом, что фюрер намерен воспитать германскую армию в духе своих идей. В ноябре 1934 года стало известно, что Германия создает первые три танковые дивизии». (Накануне. 1931—1939. Как мир был ввергнут в войну. — С. 43.)Вопросы и задания:О чем говорится в документе?Как французский генерал де Голль оценивает цели и действия Германии в первой половине 30-х гг.?Объясните, что имеется в виду под фразой: «…разрубить гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве…»Предположите, почему, зная о намерениях Германии во внешней политике, Франция, другие европейские страны и Лига Наций не предпринимали соответствующих шагов.По документу оцените ситуацию в Европе к сер. 30-х гг.
Заполните таблицуТри группы государств накануне Второй мировой войны{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Основные вопросыУчастники Тройственного пактаВеликобритания, Франция, СШАСССРЦели внешнеполитическогокурсаОсобенности политикиСфера внешнеполитических интересов
{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Основные вопросыУчастники Тройственного пактаВеликобритания, Франция, СШАСССРЦели внешнеполитическогокурсаПередел мира и мировое господство. Борьба с коммунизмомСохранение существующего мирового порядка. Противодействие коммунизмуУкрепление международных позиций СССР, стремление использовать противоречия в «лагере империализма»Особенности политикиОтказ Германии от условий Версальского договора, расширение территории в Европе. Развязывание локальных войн Италией и ЯпониейВеликобритания и Франция проводят политику умиротворения агрессора, США — изоляционистскую политикуДвойственность курса: стремление предотвратить войну и попытки активизировать коммунистическое движение через Коминтерн. Решение вопроса о возможном союзникеСфера внешнеполитических интересовРаздел мира на сферы влиянияМир с установившимися после Первой мировой войны границамиТерритория бывшей Российской империи, зона проливов
Документ для 2-й группы:М. М. Литвинов. Из речи в Лиге Наций в связи со вступлением СССР в эту организацию. «Советское правительство, следившее внимательно за всеми явлениями международной жизни, не могло не заметить усиливающуюся активность в Лиге Наций государств, заинтересованных в сохранении мира и в борьбе с агрессивными воинственными элементами. Более того, оно заметило, что эти агрессивные элементы считают для себя рамки Лиги стеснительными и стараются от них избавиться. Все это не могло не оказать влияния на отношение СССР к Лиге Наций в его поисках дальнейших путей к той организации мира, ради сотрудничества с которой мы приглашены в Лигу… Я далек от преувеличения возможностей и средств Лиги Наций по организации мира… Я знаю, что Лига Наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн. Я убежден, однако, в том, что при твердой воле и дружном сотрудничестве всех ее членов многое может быть сделано для максимального уменьшения шансов войны. Над этой задачей Советское правительство не переставало работать в течение всего времени своего существования. Отныне оно хочет объединить свои усилия с усилиями других государств, представленных в Лиге». (Накануне. 1931—1939. Как мир был ввергнут в войну. — C. 51—52.)Вопросы и задания:О каком событии говорит данный документ? Как оценивает автор документа цели Лиги Наций и цели вступления в нее Советского Союза?Как оценивает автор деятельность и возможности Лиги Наций? Предположите, почему он дает подобные оценки. Сформулируйте, какое место в международных отношениях 30-х гг. занимает событие, описанное в документе.
Документ для 3-й группы: Из воззвания Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала 1937 г. «Пролетарии и трудящиеся! Борьба испанского и китайского народов за свободу, независимость и мир — кровное дело международного пролетариата, дело всех народов. Ни один рабочий, ни один демократ не может не содействовать победе испанского и китайского народов. Нет более важной задачи всех искренних сторонников демократии и мира, чем всемирное содействие поражению германского и итальянского фашизма в Испании, японской фашистской военщины в Китае. Защищая сегодня Испанию и Китай, вы защищаете дело всеобщего мира, вы защищаете от фашистского нападения другие народы, вы защищаете себя, свой очаг, своих детей от разбоя фашизма. Не верьте лицемерам и обманщикам, которые говорят, что они своей политикой «невмешательства» спасают дело мира. Требуйте от всех правительств буржуазно-демократических стран решительной борьбы против фашистских агрессоров. Крепите ваш братский союз с СССР для беззаветной защиты дела мира». (Накануне. 1931—1939.Как мир был ввергнут в войну. — С. 114.)Вопросы и задания:О каких событиях международной политики упоминается в документе?Какие сторонники и противники мира перечисляются в документе?Какие пути сохранения мира предлагаются в документе? Проанализируйте эти пути борьбы с фашизмом.Подумайте, какое отношение в странах Европы мог вызвать этот документ и почему.Как вы можете оценить деятельность Коммунистического Интернационала в 30-е гг.? Свое мнение аргументируйте.
Документ для 4-й группы:У. Черчилль. Из беседы с И. Риббентропом «Однажды в 1937 году я встретился с германским послом в Англии Риббентропом. Наша беседа продолжалась более двух часов. Суть речей Риббентропа сводилась к тому, что Германия хочет дружбы с Англией. Германия оберегала бы все величие Британской империи. Немцы, быть может, и попросят вернуть им немецкие колонии, но это не кардинальный вопрос. Важнее было, чтобы Англия предоставила Германии свободу рук на востоке Европы. Германии нужно жизненное пространство. Поэтому она вынуждена поглотить Польшу и Данцигский коридор. Что касается Белоруссии и Украины, то эти территории абсолютно необходимы для обеспечения будущего существования германского рейха. Единственное, что немцы просили от Британского содружества и империи, — не вмешиваться. Я сразу же выразил свою уверенность в том, что английское правительство не согласится предоставить Германии свободу рук в Восточной Европе. Хотя мы ненавидели коммунизм не меньше, чем его ненавидел Гитлер, но Великобритания никогда бы не утратила интереса к судьбам континента настолько, чтобы позволить Германии установить свое господство над Центральной и Восточной Европой. Риббентроп сказал: «В таком случае война неизбежна. Иного выхода нет. Фюрер на это решился. Ничто его не остановит, и ничто не остановит нас». (Накануне. 1931—1939. Как мир был ввергнут в войну. — C. 134.)Вопросы и задания:О каких событиях и процессах международных отношений 30-х гг. говорится в документе? Сформулируйте позицию Германии и Великобритании в вопросах мировой политики, исходя из содержания документа. Как вы можете оценить позицию Германии и Великобритании?Какие аргументы в защиту своей позиции приводят немецкая и английская стороны? Проанализируйте эти доводы.Подумайте, какое место в развитии международных отношений занимают события, описанные в документе.Знание истории своей малой Родины, где родился, живешь и хочешь жить, формирует активную жизненную позицию человека – гражданина патриота и мотивацию его поведения. Учитывая эти факторы, а также этнорегиональный компонент разработала программу дисциплины: «Регионоведение: Республика Мордовия» на ее основе, составив электронное учебное пособие, которым увлеченно пользуются студенты. Данный спецкурс воспитывает чувство любви и гордости за свою малую родину, пропагандирует обычаи и традиции мордовского этноса , углубляет знания студентов по истории Мордовского края, основных этапах его развития, ведущих тенденциях и проблемах Знание истории своей малой Родины, где родился, живешь и хочешь жить, формирует активную жизненную позицию человека – гражданина патриота и мотивацию его поведения. Учитывая эти факторы, а также этнорегиональный компонент разработала программу дисциплины: «Регионоведение: Республика Мордовия» на ее основе, составив электронное учебное пособие, которым увлеченно пользуются студенты. Данный спецкурс воспитывает чувство любви и гордости за свою малую родину, пропагандирует обычаи и традиции мордовского этноса , углубляет знания студентов по истории Мордовского края, основных этапах его развития, ведущих тенденциях и проблемах
Я помню! Я горжусь!
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Ушло На фронтПогиблоГерои Советского СоюзаКавалеры ордена славы 3 степениСоветский Союз-27 млн.116331794Мордовия24100012000010425Рузаевка и Рузаевский район14403699551Рузаевцы на фронтах Великой отечественной войны
Великая Отечественная война1941-1945