Повторительно — обобщающий урок по физике на тему
Повторительно-обобщающий урок в 9 классе по теме
«Механические колебания и волны»
Галахова Татьяна Александровна, учитель физики
МОУ «СОШ №1 г. Пугачева Саратовской области»
Цели:
Повторить основные величины, характеризующие колебательное движение.
Обобщить, систематизировать знания по теме «Механические колебания и волны».
Совершенствовать навыки решения задач различного типа.
Расширить кругозор учащихся.
Задачи:
образовательные: отработать навыки вычисления расчетных задач ; умение работать с приборами: применять теоретические знания при решении задач различных видов;
развивающие: применять полученные знания на практике; делать выводы, анализировать; развивать познавательные интерес, логическое мышление;
воспитательные: содействовать формированию связи физики с другими науками; содействовать эстетическому воспитанию (аккуратность записей в тетрадях); воспитание самостоятельности и повышенного интереса в изучении физики.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование:
для учителя: мультимедиа система, штатив, нитяной маятник.
для обучающихся: штативы (5штук), нитяные маятники (5штук), карточки с задачами, тесты.
Ход урока.
1. Организационный момент
(дети разделены на 5 групп, в которых находятся как сильные так и слабые учащиеся)
А) приветствие
Б) сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы будем обобщать полученные знания по теме «Механические колебания и волны», применять эти знания при решении тестов, расчетных. Графических и экспериментальных задач и таким образом готовиться к контрольной работе.
В) план урока: работаем по группам, время каждого этапа выполнения задач ограничено, все вычисления фиксируем в тетрадь, в конце урока вы сами выставляете себе оценки.
Г) запись числа и темы урока
2. Физическая минутка (фронтальная устная работа)
А) решить задачи на соответствия (мультимедиа)
Физические приборы Физические величины
А Динамометр 1. Скорость
Б. Барометр 2. Мощность
В. Ваттметр 3. Сила
Г. Спидометр 4. Давление (какое давление?)
5. Объем
Б) перевод единиц измерений: 15км/ч; 10мА; 0,2МПа; 40см; 60см/с2; 40000Дж; 800см3
В) работа законами физики:
-Какой вклад внесли ученые, сформулировать закон: Георг Ом,
Роберт Гук,
Архимед,
Андре Мари Ампер,
Исаак Ньютон
Г) Вывод формул: λ=υνТ=tn (найти формулу для числа колебаний)
λ= υ (Вывести формулу для скорости)
ν
Т= 2π √ℓ (вывести формулу для длины нити)
g3. Обобщение по теме «Механические колебания и волны»
А) Проверка теоретических знаний
- У вас на листочках даны названия физических величин, через 2 минуты дать им определения . Рассказываем по номерам в карточках.(Приложение 1)
Б) работа с графиками (5минут)
-Каждой группе выдаются графики. К доске приглашаются представители от групп, они выполняют задание на доске, остальные ребята у себя в тетрадях. Проверка с доской
- Описать графики движения (Приложение 2)
Дополнительные вопросы ребятам у доски: Что означает частота колебаний 25 Гц? 5см? 2с?
В) Решение теста «Волны» (10минут) с последующей проверкой на мультимедиа (Приложение 3)
Г) Решение расчетных задач каждому участнику группы (слабым – на подстановку, сильным на вывод формулы)
-Вы должны решить задачи и найти сумму ваших ответов, общий ответ группы дать в виде числа. Округляем числа до тысячных, берем 4π2 ≈40 (Приложение 4)
Проверка ответов задач на мультимедиа по группам.
Д) экспериментальное задание.
-Вычислить период и частоту колебаний математического маятника, измерив время 10 полных колебаний. Оформить в виде задачи.
Первая группа: длина нити равна10см
Вторая группа: длина нити равна20см
Третья группа: длина нити равна 40см
Четвертая группа: длина нити равна 60см
Пятая группа: длина нити равна 100см
На доске общая таблица, где каждая группа записывает результаты своего опыта
На основании результатов опытов делаем вывод: как изменяется период и частота колебаний математического маятника с увеличением длины нити?
4.Домашнее задание:
1. Повторять тему «Механические колебания и волны»
2.Решить задачи: по известным величинам найти все недостающие характеристики
а) дан пружинный маятник m=200г; n=25; ν =0,5Гц; А=20см
б) дан нитяной маятник t =1мин; Т=0,2с; υ=10м/с
5. Подведение итогов.
-Итак, мы с вами сегодня очень продуктивно поработали. Каждый из вас осознал что он знает очень хорошо по данной теме, а что нужно доработать. Проанализируйте свою работу и работу ваших товарищей и поставьте оценки. Оценки выставляются в группах совместно. Озвучиваются оценки которые поставили ребята, учитывая комментарии учителя.
-Вы все молодцы! Спасибо за урок!
Приложение 1
Первая группа Вторая группа
2. Свободные колебания
7. Циклическая частота
12. Продольные волны
17. Эхо
1. колебательное движение
6.Частота
11. Волны
16. Инфразвук
3. Вынужденные колебания
8. Фаза колебаний
13. Поперечные волны
18. Упругие волны
Третья группа Четвертая группа
4. Амплитуда колебаний
9. Маятник
14. Длина волны
19. Пружинный маятник
Пятая группа
5. Период колебаний
10. Резонанс
15. Ультразвук
20. Математический маятник
Приложение 2
Группа 1 Группа2t, с
х, м0,08
0,1
Группа3
Группа 4 Группа5
left26670
Приложение 3
Тест по теме «ВОЛНЫ И ЗВУК»
1.Какие волны являются волнами сжатия и разряжения?
а) продольные б) поперечные в) электромагнитные г) все выше перечисленные
2.В какой среде могут распространяться упругие поперечные волны?
а) в твердых телах б) в жидкостях в) в газах г) в вакууме
3.В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне?
а) во всех направлениях б) вдоль направления распространения волны
в) перпендикулярно направлению распространения волны
4.В какой среде могут распространяться упругие продольные волны?
а) только в твердых телах б) только в жидкостях в) только в газах г) во всех средах
5.Каким параметром звуковых колебаний определяется громкость звука?
а) частотойб) периодомв) амплитудойг) скоростью распространения
6.Примером продольной волны является
а) звуковая волна в воздухеб) волна на поверхности моряв) радиоволна в воздухег) световая волна в воздухе
7.Как меняются частота и скорость звука при переходе звуковой волны из воздуха в воду?
а) частота не изменяется, скорость увеличиваетсяб) частота не изменяется, скорость уменьшаетсяв) частота увеличивается, скорость не изменяетсяг) частота уменьшается, скорость не изменяется
8.Звук не может распространяться
а) в жидкостяхб) в газахв) в твёрдых телахг) в отсутствие материальной среды (в вакууме)
9. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?
а) могут, например, звук выстрела в безвоздушном пространстве;
б) не могут: звуковые волны распространяются только в веществе;
в) могут, если звуковые волны поперечные.
10. От каких величин зависит высота тона?
а) от амплитуды
б) от частоты
в) от громкости
г) от скорости распространения звука
Приложение 3
Первая группа
1. При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите частоту сокращения сердечной мышцы.
2.Амплитуда свободных колебаний тела равна 50 см. Какой путь прошло это тело за 1/4 периода колебаний?
3.К пружине динамометра жесткостью 40 Н / м прикреплен груз массой 0,1 кг. Определите частоту колебаний груза на пружине
4.Найти жесткость пружины, если груз массой 320г., прикрепленный к пружине совершает 0,25 колебаний за 10 с.
5. .Найти длину математического маятника, период колебаний которого равен 4 с.
(сумма ответов: 1,25+0,5+0,008+0,008+4=6,766)
Вторая группа
1.При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите период сокращения сердечной мышцы.
2.Амплитуда свободных колебаний тела равна 3 см. Какой путь прошло это тело за 1/2 периода колебаний?
3.Найти частоту пружинного маятника, если жесткость пружины 400 Н/м, а масса груза 1 кг.
4.Тело массой 500 г подвешено к пружине и колеблется с периодом 0,28 с. Определите жесткость пружины.
5.Найти длину математического маятника, период колебаний которого равен 2 с.
(сумма ответов: 0,8+0,06+0,008+255,102+1=256,97)
Третья группа
1.Цикл вдоха-выдоха у ребенка составляет 36 раз в минуту. Определите частоту цикла
2.Амплитуда свободных колебаний тела равна 8 см. Какой путь прошло это тело за полный период колебаний?
3.Определите период колебания груза, подвешенного на нити длиной 1,6 м. Опыт проводится на Луне, где ускорение свободного падения равно 1,6 м/с2.
4. Найти длину математического маятника, период колебаний которого равен 16с.
5.Найти массу груза, который на пружине жесткостью 250 н/м делает 20 колебаний за 16 с(сумма ответов: 0,6+0,32+6,28+64+80=151,2)
Четвертая группа
1.Период колебаний тела на пружине равен 2мин. С какой частотой совершаются колебания?
2.Амплитуда свободных колебаний тела равна 80 см. Какой путь прошло это тело за полный период колебаний?
3. К пружине динамометра жесткостью 0,05к Н / м прикреплен груз массой 2 кг. Определите частоту колебаний груза на пружине
4.Найдите массу груза, который на пружине жесткостью 500н/м совершает колебания с периодом 2с.
5.Найти длину математического маятника, период колебаний которого равен 6,28с.
(сумма ответов: 0,008+3,2+1,256+ 25+6,28=35,744)
Пятая группа
1.Цикл вдоха-выдоха у ребенка составляет 36 раз в минуту. Определите период цикла
2.Амплитуда свободных колебаний тела равна 10 см. Какой путь прошло это тело за половину периода колебаний?
3.К пружине динамометра жесткостью 20 Н / м прикреплен груз массой 400г. Определите период колебаний груза на пружине
4.Найти длину математического маятника, который за 34 с. совершает 12 колебаний
5. Масса колеблющейся частицы на пружине 10 мг, частота колебаний 500 Гц. Определите жесткость пружины.
(сумма ответов: