Обобщающий урок по теме «Архимедова сила»
Обобщающий урок по теме « Архимедова сила»
Урок – путешествие « Вокруг света»
Разработала учитель физики МБОУ Ленинской СОШ 1 квалификационной категории Русова Маргарита Александровна.
Цель: а) обобщение и повторение темы « Архимедова сила», практическое применение закона Архимеда к решению задач;
б) воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, коллективизма, ответственности за свои поступки, сопереживания друг к другу;
в) развивать мышление, познавательный интерес детей к предмету, умение работать в группах.
Ход урока:
Организационный момент: организация учащихся для работы на уроке.
Работа по теме:
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в кругосветное путешествие на подводной лодке и в течение целого урока будем бороздить моря и океаны. Впереди нас ждут различные приключения и трудности.
Мы будем исследовать подводные глубины, обитателей подводного царства.
Вы знаете, что океан хранит множество тайн, но чтобы их разгадать, нам
необходимо запастись грузом, а это- ваши знания по теме « Архимедова сила».
Наша подводная лодка имеет 4 отсека, в которых все вы и будете находиться на протяжении всего плаванья. Мы постоянно будем поддерживать связь с морской базой, откуда будут поступать важные сведения и куда мы будем передавать информацию.
Но прежде чем отправиться в путь необходимо проверить, все ли члены нашего экипажа здоровы. Судовой врач, доложите о состоянии здоровья личного состава лодки. (Отсутствующие).
А теперь посмотрим, все ли готовы отправиться в путь. Для этого проведем разминку.
Разминка (дополни ответ)
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется………..(давление твердого тела).
Увеличивая силу, мы …………(увеличиваем) давление.
Уменьшая площадь, мы ……….(уменьшаем) давление.
Перевести в основные единицы:
1 кПа = (1000) Па
1 гПа = (100) Па
1 мПа =(0,001) Па.
5. Давление газа на стенки сосуда вызывается ……….. (ударами молекул).
6. Повышая температуру газа, мы (увеличиваем давление).
7. Давление, производимое на жидкость или газ, передается ………(по всем направлением одинаково).
8. Давление жидкости с глубиной ………(увеличивается)
9. Давление всей толщи воздуха, называется ……….(атмосферным).
10. На тело, погруженное в жидкость или газ, действует сила ……..(Архимеда).
Внимание! Слушай мою команду! Экипаж, по отсекам! Начинаем погружение! (звучит музыка). Ой, а что это за звук? Послушайте внимательно! Да это же вода действует на нашу лодку. А теперь задание всем отсекам! Рассчитайте давление на корпус лодки на разных глубинах.
Решение задач. Проверка решения на доске.
№ 427 (а), №427 (б), №432. № 434.
Ребята, давайте проверим свои решения и сведения передадим на базу.
(Сведения о подводных лодках «Занимательная физика», стр.311)
Итак, наша лодка движется со скоростью курьерского поезда без происшествий. Стоп машина! Перед нами подводная скала, обогнуть которую мы сможем, если объясним некоторые опыты.
Демонстрация опытов с объяснениями.
Мы благополучно обогнули подводную скалу и движемся дальше. Полный вперёд! Но вперёдсмотрящий подаёт сигналы, что впереди какая-то непроходимая тина. Вы должны сейчас попытаться её преодолеть. Поможет же вам в этом знание физических величин и формул.
Установить соответствие.
Молодцы! И эта преграда оказалась вам по плечу. Экипаж, внимание! Наши эхолоты запеленговали присутствие другого судна. Но что это за корабль? Мы сейчас отправим водолазов, чтобы обследовать это судно.
Ребята, а вы знаете, где покоятся затонувшие корабли? (« Занимательная физика» стр.311).
Но вот вернулись водолазы и сообщили, что перед нами ледокол «Садко», который затонул в 1916 году.
Ребята, как вы думаете, можно ли его поднять на поверхность,
не повредив корпуса, то есть целиком?
И мы сейчас своими знаниями попытаемся это сделать. Для чего вам необходимо выполнить 3 задания, которые находятся на карточке под №5.
« Подъем судна».
1. а.) Тело всплывает. Какое соотношение между силами тяжести и Архимеда?
б.) Тело плавает внутри жидкости. Каково соотношение сил тяжести и Архимедовой силы?
в.) Тело тонет. Каково соотношение между силами тяжести и Архимедовой силы?
г.) В какой воде легче плавать: в морской или речной?2. а.) В какой жидкости будет плавать кусок мрамора? (ртуть, жидкое олово). б.) В какой жидкости будет плавать кирпич? (серная кислота, ртуть).
в.) В какой жидкости будет плавать парафин? (масло, вода, молоко, мёд, серная кислота, ртуть). г.) в какой воде будет плавать пробка? (все виды жидкости).
3. Решение задач: №550, №551,№552, №553.
Скажите мне, сколько заданий выполнил каждый отсек корабля? А сколько всего? Именно столько понтонов было подведено под ледокол. В них нагнетался воздух, благодаря чему корабль был поднят на поверхность. 17 лет пролежал «Садко» под водой на глубине 25 метров. Но после поднятия, снова вступил в строй.
В данный момент мы входим в Таганрогский залив, а это говорит о том, что наше путешествие подходит к концу. Но до нашего хутора нужно добраться.
Скажите, можно ли в Ростовской области для передвижения использовать корабли? Развито у нас в области судоходство? Для чего используется водный транспорт? Какое воздействие на окружающую среду оказывает водный и воздушный транспорт?
На эти вопросы вы сможете ответить, подготовив доклады: «Использование водного и воздушного транспорта в Ростовской области», «Влияние водного и воздушного транспорта на окружающую среду».
Ну, вот мы и дома. Снова наша родная школа и знакомый кабинет физики. И мы опять ученики 7 класса. А для чего мы сегодня путешествовали? Верно, для того, чтобы повторить тему «Архимедова сила» и подготовиться к контрольной работе.
Ну, как, понравился вам урок? А что вам помогало в путешествии? Конечно, дружба!
Финальная песня.
Ребята, надо верить в чудеса,
Когда-нибудь вечерним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном (2 р.)
Поверьте мне, ведь это же не сон,
И алый парус в синей бухте реет.
В той бухте, где отважный Грей
Нашел свою Асоль.
В той бухте, где Асоль дождалась Грея (2.)
С друзьями легче море переплыть
И съесть всю соль, что нам с тобой досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже Алый парус (2р.)
Приложение 1 «Разминка »
1. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется…………….?
2. Увеличивая силу, мы ……………. давление?
3. Уменьшая площадь, мы …………. давление?
4. 1 кПа =…….. Па.
1 гПа =…….. Па.
1 мПа = …….. Па.
5. Давление газа на дно и стенки сосуда вызывается …………… молекул.
6. Повышая температуру, мы ……………. давление.
7. Давление, производимое на жидкость или газ, передается ……………… по всем направлениям.
8. Давление жидкости с глубиной изменяется. Как?
9. Давление всей толщи воздуха называется ………………..
10. На тело, погруженное в жидкость или газ, действует ……………..
Приложение 5 « Подъем судна .»
1. Тело всплывает. Каково соотношение сил тяжести и силы Архимеда?
2. В какой жидкости будет плавать кусок мрамора?
3. Задача №550.
1. Тело плавает внутри жидкости. Каково соотношение силы тяжести и силы Архимеда?
2. В какой жидкости будет плавать кирпич?
3. Задача № 551.
1. Тело тонет. Каково соотношение силы тяжести и силы Архимеда?
2. В какой жидкости будет плавать парафин?
3. Задача № 552.
1. В какой воде легче плавать? В морской или речной?
2. В какой жидкости будет плавать пробка?
3.Задача №553.
Алые паруса.
1. Ребята, надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном (2 р.)
2. Поверьте мне, ведь это же не сон,
И алый парус в синей бухте реет.
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Асоль,
В той бухте, где Асоль дождалась Грея (2 р.)
3. С друзьями легче море переплыть,
И съесть всю соль, что нам с тобой досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус (2Ф. И. О. Разминка Решение задач Объяснить опыт Установить соответствие Подъём судна