Урок в 10 классе физико-математического профиля.
Гумбина Любовь Николаевна, учитель физики
МБОУ "Погореловская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области"
«Удивительное – рядом или приглашение к эксперименту и рассуждениям» -урок в 10 классе физико-математического профиля.
УМК:
Физика. 10 класс. Углубленный уровень : учебник / В.А.Касьянов,-М.: Дрофа,2013
ЕГЭ-2013: Физика: Самое полное издание типовых вариантов заданий /авт.-сост. В.А.Грибов.- Москва : Астрель,2013
Цели урока:
-вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков,
-формировать сравнение учениками результатов эксперимента с предположениями, формировать научное мировоззрение учащихся,
-развивать познавательный интерес, творческие способности , волю, эмоции, речь, память, восприятие творческого мышления.
Ход урока.
Девиз урока: Если можешь, иди вперед века,
Если не можешь, иди с веком,
Но никогда не будь позади века.
В.Брюсов
В каждом из нас «живёт» изобретатель. Вспомните ситуации, когда в самый не подходящий момент ломалась или не находилась очень необходимая вам вещь. Не секрет, что, часто на приобретение нужной в данный момент, вещи у нас нет финансов. И тут приходит на помощь живущий в нас изобретатель. Сегодня он вновь потребуется нам.
Ребята, вам хочется настоящей зимы, с морозом и сугробами. Взять санки, лыжи и на горку. Но только вооружившись знаниями по физике.
Вы когда-нибудь задумывались, с какой скоростью вы скатываетесь с горки. Сегодня на уроке, тема которого «Удивительное – рядом, или приглашение к эксперименту и рассуждениям», мы с вами постараемся рассчитать скорость. Перед вами наклонный желоб. Скажите, как определить скорость шарика в момент скатывания его с наклонного желоба?(на столе деревянный наклонный желоб и шары). Слушаю ответы ребят и выбираю следующие рассуждения:
Для того чтобы вычислить v, нужно измерить время и пройденный путь. Какие требуются инструменты? (секундомер и линейка). Проводим эксперимент, делаю замеры и вычисления.
Как еще можно определить скорость шара в конце желоба?
Из закона сохранения энергии.
Какой же способ более приемлем? Почему?
(Выставляю волнообразный желоб) Чем отличается этот наклонный желоб от первого? По какому желобу шарик скатится быстрее? (проводим эксперимент) Как вы думаете, почему? Насколько опережение?
А если изменить высоту, что- нибудь изменится? Опережение уменьшилось. Значит, мы ошиблись? Опустим желоб пониже, повторим опыт - опережение возросло. Но имеет ли это какое - то значение? Давайте рассуждать: длина желоба-1м, опережение составило-40 см., А если шарик будет катиться 100км.? Насколько он опередит «соседа»? А если катится не шарик, а автомобиль. Он приедет по волнообразному желобу быстрее, да еще сэкономит топливо. Но, почему - же не строят такие дороги? Не знают как это выгодно? Может быть.
Ответе мне на такой вопрос : у какого шарика скорость больше в конце желоба? Как это проверить? (ответы ребят) Давайте проверим при помощи эксперимента. Убеждаемся, что скорости шариков одинаковые. Как вы думаете, почему? И в какой момент произошло опережение? С этим вопросом обратимся к учителю информатики и вы смоделируете эти движения.
А теперь исследуем следующие задачи:
1. Шайба массой m начинает скольжение по желобу АВ из точки А из состояния покоя. Точка А расположена выше точки В на высоте 6 метров. В процессе движения по желобу механическая энергия из-за трения уменьшается на 2 Дж. В точке В шайба шайба вылетает из желоба под углом 15 градусов к горизонту и падает на землю в точке Д, находящейся на одной горизонтали с точкой В (см. рисунок). ВD = 4 м. Найдите массу шайбы m. Сопротивлением воздуха пренебречь.
2.При выполнении трюка «Летающий велосипедист» гонщик движется по трамплину под действием силы тяжести, начиная движение из состояния покоя с высоты Н (см. рисунок). На краю трамплина скорость гонщика направлена под таким углом к горизонту, что дальность его полёта максимальна. Пролетев по воздуху, гонщик приземляется на горизонтальный стол, находящийся на той же высоте, что и край трамплина. Какова высота полёта h на этом трамплине? Сопротивлением воздуха и трением пренебречь.
Исследование и решение задач.
Скажите, какие физические понятия чаще всего встречались сегодня на уроке? Сочините синквейн с этими словами.
Давайте опять обратимся к эксперименту. При движении шарика по песку, что оставляет шарик на песке? ( След)
А что такое след с точки зрения физики? ( Деформация)
Скоро вам предстоит выбирать свой путь и профессию. И кем бы вы не стали, пусть ваши деяния оставят добрый, незабываемый след в душах людей.
А ты, входя в дома любые
И серые, и голубые,
Прислушиваясь к звону клавиш,
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет,
И посмотрели косо вслед.
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет.
Что ты оставишь на Земле,
Где кроме горести и бед
Любви струится мягкий свет.
Какой же ты оставишь след?