Работа ШМО учителей физико-математического цикла
Анализ работы методического объединения учителей математики, физики и информатики МБОУ СОШ №4 г.о. Лосино-Петровский
за 2015-2016 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы МО и ее роли в процессе совершенствования уровня педагогического мастерства учителей данного методического объединения, их эрудиции и компетентности в области предмета.
Методическое объединение в 2015-2016 учебном году работало над темой: "Совершенствование профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС ООО и повышения качества образования".
Цель методической работы:
1. создание условий для личностного профессионального роста учителей математики, физики и информатики в условиях реализации ФГОС ООО;
2. продолжение работы по повышение качества образования по предметам ШМО.
Задачи методической работы:
1. изучение ФГОС ООО по математике, физике и информатике;
2. совершенствование материально-технической базы преподавания математики, физики и информатики в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС ООО;
3. внедрение новых педагогических технологий, форм и методов обучения при переходе на ФГОС ООО в 2015-2016 учебном году;
4. продолжение работы по внедрению Интернет-технологий по подготовке учителей к урокам;
5. продолжение внедрения в учебный процесс системы информационного обеспечения уроков;
6. обеспечение высокого методического уровня проведения уроков в соответствии с ФГОС ООО;
7. совершенствование форм и методов подготовки обучающихся к экзамену ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе;
8. совершенствование внеклассной работы по предметам ШМО;
9. совершенствование технологий и методик работы с отстающими и одаренными детьми;
10. обеспечение высокого уровня знаний у учащихся в классах информационно-технологического профиля;
11.углубление знаний учителей по вопросам педагогики, теории предметов ШМО, психологии.
Основные направления работы методического объединения было:
1. создание условий для профессионально-личностного роста педагогов;
2. организация работы ШМО при переходе на ФГОС ООО;
3. повышение качества образования по предметам ШМО, диагностика результативности;
4. организация предпрофильной и профильной подготовке обучающихся по направлению профиля;
5. развитие личностных компетентностей обучающихся:
внеурочная деятельность по предмету;
работа с детьми, проявляющимися интерес и способности по предметам ШМО.
В методическом объединении учителей математики, физики и информатики МБОУ СОШ №4 входят 4 учителя, которые имеют высшее педагогическое образование и следующие квалификационные категории: Рыбалко М.А. – учитель математики и информатики (высшая категория), Силинская С.Н. – учитель математики (высшая категория), Маликова В.А. – учитель математики (высшая категория), Полякова М.В. – учитель физики (высшая категория).
Курсы повышения квалификации в 2015-2016 учебном году прошли:
1. Рыбалко М.А. по темам «Педагогические технологии в методической работе учителя математики в условиях реализации ФГОС» в объеме 36 часов, «Подготовка экспертов ЕГЭ – членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года» в объеме 36 часов.
2. Силинская С.Н. по теме «Подготовка председателей ТПК и экспертов ОГЭ – членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года» в объеме 36 часов.
Было проведено 8 заседаний ШМО, на которых учителя математики, физики и информатики делились своими наработками, изучали опыт работы учителей-новаторов, знакомились с нормативными и инструктивными документами, проводили обзор научно-педагогической литературы, знакомились с полезными адресами сайтов по предмету.
Поставленные перед МО задачи решались через совершенствование методики проведения урока, личностно-ориентированного подхода в обучении, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие творческих способностей учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новыми инновационными технологиями обучения.
При планировании методической работы отбирались те формы работы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. Это занятия элективных курсов, предметные олимпиады, предметные недели, интернет-конкурсы.
Большую роль в педагогической деятельности всех учителей играла самообразовательная работа, в результате которой учителя накапливали опыт, реализовывали его на уроках, выступали на заседаниях МО. В 2015-2016 учебном году члены МО работали над следующими темами самообразования:
1. Рыбалко М.А. «Особенности использования ИКТ и электронных образовательных ресурсов на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»;
2. Маликова В.А. «Структура и элементы уроков математике в 5 классе по ФГОС ООО»;
3. Силинская С.Н. «Организация личностно-ориентированного обучения на уроках математики, как средство повышения качества образования»;
4. Полякова М.В. «Внеурочная работа по физике как способ создания оптимальной среды для развития способностей обучающихся к самоопределению».
Учителями ШМО в рамках распространения педагогического опыта были даны открытые уроки по темам:
1. Рыбалко М.А. «Умножение положительных и отрицательных чисел» 6 класс;
2. Маликова В.А. «Площадь параллелограмма» 9 класс;
3. Силинская С.Н. «Сложение и вычитание натуральных чисел»
5 класс;
4. Полякова М.В. «Кипение. Удельная теплота. Парообразование».
Традиционными видами работ является предметная неделя, которая позволяет как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В этом году предметная неделя проходила интересно и познавательно для ребят.
1. Рыбалко М.А. подготовила и провела викторину в 9 классах по теме «Своя игра в области математики, физики и информатики»;
2. Силинская С.Н. подготовила и провела игру по математике для 5-6 классов «Цветик - семицветик»;
3. Маликова В.А. подготовила и провела игру для 8-х классов по теме «Крестики - нолики»;
4. Полякова М.В. подготовила и провела викторину для 7-х классов по теме «Все о космосе». Для обучающихся начальной школы были проведены "Занимательные опыты по физике".
Очень важная работа проводилась членами МО в подготовке учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации. На начало учебного года ШМО был разработан план подготовки учащихся к итоговой аттестации к ГИА и ЕГЭ по математике, физике и информатики в 2015-2016 году:
№
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1
Утверждение плана графика подготовки к итоговой аттестации
сентябрь
рук. ШМО
2
Работа по ознакомлению со структурой КИМов
сентябрь
рук. ШМО, учителя математики
3
Ознакомление с открытым банком данных по математике и работа с ним
сентябрь
учителя математики
4
Выявление слабоуспевающих учащихся.
сентябрь- октябрь
рук. ШМО, учителя математики
5
Ознакомление с информацией на сайте ФИПИ для проведения в 2015 году итоговой аттестации, кодификаторы элементов содержания, демонстрационные варианты работ по математике, физике, информатики
октябрь
рук. ШМО, учителя математики
6
Создание перечня литературы и материалов по подготовке к итоговой аттестации
в течение года
рук. ШМО, учителя математики
7
Индивидуальные консультации с родителями
в течение года
рук. ШМО, учителя математики
8
Информационная работа
в течение года
рук. ШМО, учителя математики
9
Индивидуальное консультирование учеников
в течение года
рук. ШМО, учителя математики
10
Работа с задачами различной сложности
в течение года
рук. ШМО, учителя математики
11
Ознакомление с инструкциями по выполнению работ по математике
по графику
рук. ШМО, учителя математики
12
Работа с демо-вариантами и тренировочными работами
в течение года
учителя математики
13
Участие в диагностических и тренировочных работах, проводимых системой СтатГрад
по графику
рук. ШМО
14
Проведение диагностических работ
в течение года
рук. ШМО, учителя математики
15
Инструктаж с нормативно-правовой основой итоговой аттестации
по графику
рук. ШМО, учителя математики
16
Формирование банка педагогического опыта по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
в течение года
учителя математики
17
Организация повторения и обобщения
по графику
учителя математики
18
Мониторинг результатов итоговой аттестации
Июнь, постоянно в течение года
рук. ШМО, учителя математики
19
Планирование работы на следующий учебный год
июнь
члены ШМО, рук. ШМО
В соответствии с этим планом и осуществлялась подготовка к государственной итоговой аттестации.
Анализ участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде школьников в 2015-2016 учебном году.
Предмет: Математика (школьный тур)
Количество участников: 38
Количество 1,2,3 мест: 19
% от общего числа участников: 50%
Информация о педагогах, подготовивших победителей и призеров
№ п/п
Ф.И.О. учителя
Количество
1
Рыбалко М.А.
3
2
Силинская С.Н.
9
3
Маликова В.А.
7
Предмет: Физика (школьный тур)
Количество участников: 25
Количество 1,2,3 мест: 5
% от общего числа участников: 20%
Информация о педагогах, подготовивших победителей и призеров
№ п/п
Ф.И.О. учителя
Количество
1
Полякова М.В.
5
Предмет: Информатика (школьный тур)
Количество участников:10
Количество 1,2,3 мест: 7
% от общего числа участников: 70%
Информация о педагогах, подготовивших победителей и призеров
№ п/п
Ф.И.О. учителя
Количество
1
Рыбалко М.А.
7
На муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников участвовали:
1. математика – 16 обучающихся;
2. физика – 12 обучающихся;
3. информатика – 6 обучающихся.
Победителей и призеров на муниципальном этапе не было.
В международном конкурсе «Лисенок» участие приняли 6 обучающихся 6б класса (учитель Рыбалко М.А.). Из них Короткова Алина стала победителем, 4 обучающихся – призеры, 1 участник. Подтверждением являются дипломы, которые получили ребята.
В течении 2015-2016 учебного года МО проводило 3 промежуточные аттестации обучающихся:
Вводный контроль качества знаний;
Контроль качества знаний за 1 полугодие;
Контроль качества знаний за 2 полугодие.
Средние результаты качества по преподаваемым предметам:
1. Рыбалко Марина Александровна:
математика – 51%;
информатика – 38%.
2. Силинская Светлана Николаевна:
математика – 56%.
3. Маликова Вера Алексеевна:
математика – 41%.
4. Полякова Марина Владимировна:
физика – 65%.
Вывод: Анализ работы методического объединения показывает, что в течении 2015-2016 учебного года педагоги МО вели работу по повышению профессионализма и педагогического мастерства. Все активно принимали участие в деятельности школьного и городского методических объединений, использовали современные образовательные технологии для повышения качества обучения и подготовки учащихся к итоговой аттестации, добивались активного участия детей во внеурочной деятельности по предметам.
В 206-2017 учебном году считаем необходимым продолжить работу по теме "Совершенствование профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС ООО и повышения качества образования".
Руководитель ШМО М.А.Рыбалко
15