Урок математики Действия с многозначными числами. Решение задач по правильному питанию.


Тема урока. Действия с многозначными числами.
Решение задач по правильному питанию.
Цели урока:
* отработать вычислительные навыки при решении задач и совершенствовать умение решать простые и составные задачи, закреплять умения выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
* закрепить знания учащихся о полноценном питании как важном факторе нормального роста и развития школьника, его здоровья;
* формирование представлений о завтраке как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре;
* развивать самостоятельность, речь, память, логическое мышление;
* воспитывать ответственное отношение к здоровью.
Оборудование: магнитная доска, «Ромашка» (собранная из высказываний детей), презентация Power Point, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки для учащихся, классная доска.
Ход урока:
1 слайд
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, поприветствуйте друг друга улыбкой. Ведь только добрый настрой поможет нам сегодня на уроке сделать интересное открытие. Пожелаем друг другу, чтобы наш урок был интересным и познавательным. У нас сегодня необычный урок, мы продолжим разговор о том, что значит быть здоровым. 2 слайд
II. Актуализация изученного.
Учитель. Начнем наш урок с игры. Мы отправляемся с вами в магазин. Я буду продавцом, а вы - покупателями. Посмотрите на слайд. Ваша задача - купить продукты, которые вам необходимы, и разделить эти продукты на две группы.
( Дети в процессе игры делят продукты на две группы: полезные и неполезные).
3 слайд Учитель. Вы уже начали дома рассуждать на тему: «Что такое здоровье?» Собранные ваши определения я оформила в виде лепестков. Открываем ромашку. Работа на магнитной доске (приложение 1)
* здоровье – когда тебе хорошо
* здоровье – сила и ум
* здоровье – когда ничего не болит
* здоровье – когда человеку весело
* здоровье – нужно беречь
* здоровье – красота
* здоровье – богатство
* здоровье – правильное питание
* здоровье – выносливость
* здоровье – от слова «здорово»
Учитель. Подумайте, что же является главным для нашего здоровья и конкретно зависит от самого человека?
(здоровье – правильное питание)
Учитель. Ребята, вернемся к игре. Какие продукты вы выберете для правильного питания? (Дети выбирают группу полезных продуктов).
III. Целевая установка.
4 слайд
Учитель. Для того, чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам выполнить задание. Посмотрите на слайд. Какой из предложенных вариантов будет считаться правильным питанием. Почему?
(выслушиваются ответы детей …. Питание должно быть не только правильным, но и разнообразным, а для этого люди научились составлять меню).
Учитель. Для того, чтобы составить меню, нужно знать калорийность продуктов. Сможете ли вы, ребята, составить меню на завтрак? Знаете ли вы, сколько килокалорий дети должны употреблять на завтрак? (выслушиваются ответы детей …..)
Учитель. Сегодня на нашем уроке мы будем учиться решать задачи по правильному питанию и составим меню на завтрак.
Открываю тему на доске. Решение задач по правильному питанию.
IV. Блиц – турнир
5 слайд
Учитель. Продолжаем наш урок и следующий этап математическая зарядка. Проведем её в виде блиц – турнира. У вас на столах лежат задачи (приложение 2). На слайде записаны выражения. Если вы выберете правильное решение к задаче, рядом с решением появится предмет, о котором идет речь в задаче.
1. Один ящик с капустой весит а кг, а другой на с кг легче. Сколько весят оба ящика? Дети выбирают карточку
(a-c)+a --- появляется КАПУСТА
2. В одной вазе р груш, во второй вазе в 2 раза больше. На сколько в первой вазе меньше, чем во второй? Дети выбирают карточку (p*2)-p --- появляется ГРУША
3. На одной грядке b моркови, а на другой на 8 меньше. Во сколько раз на второй грядке меньше, чем на первой? Дети выбирают карточку b:(b-8) --- появляется МОРКОВЬ
4. У Коли а яблок, а у Пети b яблок, а у Андрея с яблок. Они сложили их и поделили поровну. Сколько оказалось у каждого? Дети выбирают карточку (a+b+c):3 --- появляется ЯБЛОКО
5. В одном мешке а кг лука, это в 2 раза меньше, чем в другом. На сколько кг лука во втором мешке больше, чем в первом? Дети выбирают карточку (a*2)-a --- появляется ЛУК
Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему для блиц – турнира на нашем уроке я подобрала задачи об овощах и фруктах? (выслушиваются ответы детей …..)
Да, действительно, во всех овощах и фруктах содержится большое количество витаминов. А мы с вами на предыдущих уроках говорили о том, что наша пища должна содержать необходимое количество витаминов, белков, жиров, углеводов, минеральных солей.
Хорошее состояние кожи, волос, ногтей, нормальная работа органов и систем человеческого организма – все это и многое другое зависит от правильного питания, от приема разнообразной и калорийной пищи.
V. Решение задач.
Учитель. Каждый продукт питания имеет энергетическую ценность, выраженную в калориях. Калория – это единица энергии, которую несет в себе любой продукт. Слово килокалория сокращают ккал --- на доске листок ккал!
Сейчас мы будем учиться рассчитывать калорийность вашей пищи на завтрак и обед (у детей на столе карточки с задачами).
6 слайд
Задача 1. 2400 килокалорий необходимо потреблять детям вашего возраста в день. Рассчитайте, сколько ккал необходимо получить с пищей на завтрак, чтобы обеспечить организм энергией, необходимой для занятий и отдыха в первой половине дня, если четвертая часть всех ккал приходится на завтрак (приложение 2). Решаем задачу. Ответ: 600 ккал
Задача 2. На завтрак приходится 600 ккал, на полдник - 360 ккал, на ужин 360 ккал. Сколько ккал вы должны получить с пищей на обед? (приложение 2) Решаем задачу. Ответ: 1 080 ккал
Учитель. Мы с вами узнали, сколько ккал необходимо вам на завтрак и обед. Зная это, мы сегодня будем грамотными при составлении меню на завтрак.
Пришло время отдохнуть.
VI. Физкультминутка
Кашка-малашка
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока.(“наливаем молоко”)Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)Кашку-малашку мы деткам даем. (дающее движение рук)Кашка-малашка, ты так хорошаЕсли добавить кувшин молока. (“держим кувшин двумя руками”)Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)Кашку-малашку мы мамам даем. (дающее движение рук)(Низким голосом)Кашка-малашка, ты так хороша,Если добавить ведро молока. (“с трудом наливаем”)Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)
VII. Минипроект.
Учитель. Ребята нашего класса проводили на прошлой неделе анкету. Предоставим им слово.
Дети. Одним из вопросов нашей анкеты был « Ваше любимое блюдо на завтрак?» Результаты анкетирования мы представили на слайде. В нашем классе есть дети, которые не завтракают. А как вы думаете, обязательно завтракать? (выслушиваются ответы детей …..)
7 слайд
бутерброд с маслом 10
бутерброд с колбасой 5
бутерброд с сыром 3
яичница 2
омлет 4
блины 3
каша 5
не завтракали 4
Учитель. Ребята, готовясь к уроку, я прочитала в «Большой книге интересных фактов» (показываю книгу), что дети, которые завтракают, легче справляются с учебой, с трудностями в течение дня, меньше болеют. После длительного ночного отдыха организму необходимо набрать энергии. В этом ему помогает завтрак.
VIII. Физкультминутка проходит в виде групповой игры.
8 – 14 слайды
Учитель. Поиграем в игру. Для этого мы разбиваемся на тройки. Правила игры следующие. Первый игрок называет вам растение. Второй игрок называет крупу, которую получают из этого растения, а третий игрок называет кашу, которую варят из этой крупы. ( Гречиха – гречка – гречневая каша, пшеница – манка – манная каша, рис – рис – рисовая каша, ячмень – перловка – перловая каша, ячмень – ячневая крупа - ячневая каша, просо – пшено – пшенная каша, овес – овсяная крупа – овсяная каша «Геркулес», кукуруза – кукурузная крупа – кукурузная каша)
15 слайд
Учитель. Кто из вас знает имя этого полководца? (выслушиваются ответы детей …..)
Учитель. А кто знает, как связана фамилия полководца с кашей? (выслушиваются ответы детей …..)
Прослушав сообщение, вы ответите на этот вопрос.
IX. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА: После одного из тяжёлых сражений, переходя Альпы, у солдат войска Суворова не оставалось сил, и в довершении ко всему закончилось пропитание. Командующий всю ночь не спал и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу. Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской.
Учитель. Что узнали, прослушав сообщение? (выслушиваются ответы детей) Учитель. Как вы думаете, чем полезны каши?(выслушиваются ответы детей) Учитель. Да, ребята, во-первых, каши достаточно сытны, и в виде завтрака просто идеальны. Во-вторых, они не способствуют появлению лишнего жира на нашем теле. В-третьих, утренние каши повышают концентрацию внимания на целый день.
Мы с вами выяснили, что каждый человек обязательно должен завтракать. У вас в конвертах лежат карточки с изображением блюд (приложение 3). Выберите те, которые можно употребить на завтрак. Ребята выбирают нужные карточки. Идет обсуждение.
X. Ролевая игра.
Учитель. Сейчас каждый из вас со своим соседом побудет в роли повара школьной столовой и составит меню на завтрак. Вспомните, сколько ккал необходимо вам получить с пищей на завтрак? (600 ккал)
16 слайд
Учитель. Составьте меню на завтрак, чтобы в сумме количество ккал составляло от 500 до 650.
Вам поможет таблица калорийности продуктов, которая находится у вас на столе. (Приложение 4).
Ребята работают в парах, составляют меню на завтрак. Через несколько минут проводится проверка составленных задач. (Варианты ответов детей: 1.Бутерброд с маслом, каша рисовая с маслом, какао --- 640 ккал. 2. Блины, чай с сахаром, бутерброд с маслом и сыром --- 650 ккал. 3. Яйцо вареное, каша «Геркулес» с маслом, какао, груша --- 520 ккал )
X. Домашнее задание.
Домашнее задание: составить меню на обед, чтобы в сумме количество ккал составляло от 1 000 до 1 180. Вам поможет таблица калорийности продуктов, таблицы у детей на столе) (приложение 5).
XI. Рефлексия.
Учитель. В начале урока на вопрос: сможете ли вы составить меню и знаете ли, сколько ккал можно употребить на завтрак?- вы затруднились ответить. А теперь, прорешав задачи и познакомившись с подсчетом ккал, вы, надеюсь, без труда это сделаете.
17 слайд
Учитель. Подведем итог нашего урока по таблице на слайде:
*узнал
* умею
* поделюсь
* понравилось на уроке
* затрудняюсь (выслушиваются ответы детей …..)
Будет идти время, будет меняться жизнь, но неизменным останется наш разумный подход к составлению своего рациона правильного питания, Ведь не зря ученые говорят: «Как мы питаемся, так и выглядим». А навыки правильного питания формируются с детства.