Возможности интерактивной доски в подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике в рамках введения ФГОС
Возможности интерактивной доски в подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ
в рамках введения ФГОС
(мастер класс)
Подготовила: Маркова Т.А.
Российский национальный проект «Образование» включает в себя такие важные вопросы как применение инноваций и интерактивного оборудования. XXI век - век новых информационных технологий. С раннего возраста дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации. И с этим ничего не поделаешь, так ребенку гораздо легче воспринимать информацию. Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения, их использование расширяет стандартные методы обучения. Одним из таких средств является использование учебно-лабораторного оборудования на уроках математики. Его использование на уроках позволяет многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а детям успешно овладевать знаниями. Совместная работа – это ключевой момент современного образования. В идеале именно так, команда (учитель – ученик – родитель) должна решать проблемы, генерировать новые идеи, принимать важные решения. Работа с учебно-лабораторным оборудованием дает все необходимые инструменты, чтобы превратить любой обычный урок в эффективную командную работу. Кроме того, учебно-лабораторное оборудование приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Взаимодействие становится более наглядным и интересным, в результате более эффективным.
И, в этом неоценимую помощь оказывает интерактивная доска, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное усвоение материала на уроках математики и подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
«Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков» - сказал Д. Пойа. Такие трюки нам позволяет выполнять и придумывать интерактивная доска, с её богатыми возможностями программного обеспечения и коллекционных материалов галереи изображений. Интерактивная доска предоставляют широкие возможности для учителя, т.к. обеспечивает возможность применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как: - «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информации; - контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; - реализация анимационных эффектов; - деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения); - дискретная подача аудиовизуальной информации; - тонирование изображения; - фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения под «лупой»; - демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей» стараюсь применять, на своих уроках различные инструменты интерактивной доски. Ребятам очень нравятся такие как: лупа, фонарь, шторка, виртуальные цветные перья, палитра – для заливки определенным цветом части плоскости и «волшебное перо».
Остановлюсь на наиболее «популярных» для урока математики функциях интерактивной доски.
1) Встроенные шаблоны. Например, при повторении формул сокращенного умножения применяю следующий вид работы (слайд), при изучении темы «Сдвиг графика функции вдоль осей координат» в 9 классе достаточно построить только один шаблон параболы, чтобы потом отрабатывать движение функции в различных направлениях. На первом уроке по данной теме работа идет в индивидуальном и фронтальном режимах. За урок можно вызвать к доске большое количество учащихся, ведь время экономится за счет того, что не надо каждый раз строить новый график.
2) В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными (работа с интерактивной доской).
3) Интерактивные упражнения: интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений. Например, при изучении темы «Сечение многогранников» использую упражнение на нахождение сечения (слайд)
4) Графическая работа со слайдом. Часто доска используется как экран для проекции мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point. Но использование доски даже в таком режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др. В моей копилке имеются много презентации, выполненные мною лично (показать несколько слайдов работы по теме: «Теория вероятности»).5) И, конечно же, использование интерактивной доски в качестве обычной: по типу «пиши, стирай». Но к этому можно еще добавить особенности, которые очень выгодны на уроках математики: растянуть страницу (некоторые задачи в математике занимают много места на обычной доске, и приходится стирать начало, чтобы продолжить), можно так же вернуться к ранее созданной странице. И вообще сохранить страницы и использовать их на других уроках. При работе с доской нельзя забывать, что только деятельность ученика формирует у него необходимые умения.
Одно из важных интерактивных пособий по математике, которое я использую, является «Наглядная школа». Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных наглядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.
В рамках этих требований были созданы визуально яркие интерактивные учебные материалы, которые содержат разнообразные образовательные медиаобъекты:
- полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами;
- интерактивные ЗD - модели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение;
- анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы;
- интерактивные таблицы величин и параметров;
- интерактивные модели явлений, процессов, исследований и экспериментов;
- интерактивный задачник.
Материалы пособий соответствуют как базовому, так и профильному уровням подготовки учащихся по учебным дисциплинам. Учебные материалы серии «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» позволят мне продуктивно использовать свой творческий потенциал на любом этапе традиционного урока и в различных видах образовательной деятельности:
- во время открытия новых знаний, как качественный и высокотехнологичный наглядный материал;
- в качестве иллюстративной компоненты, сопровождающей доклады, сообщения, творческие эссе учащихся;
- во время фронтального опроса, с целью актуализации знаний учащихся по данной теме;
- для самостоятельной работы учащихся, как в компьютерном классе, так и во внеурочное время с домашним персональным компьютером (ПК) в качестве наглядного пособия по изучаемому предмету;
- для индивидуальной работы учащихся, как в компьютерном классе, так и во внеурочное время дома, в качестве материалов для самоконтроля и самопроверки;
- в качестве пояснительных материалов, используемых для сопровождения ответов учащихся во время индивидуального опроса.
Я на уроках математики, применяю эти диски для объяснения нового материала, для проверки знаний учащихся (рассмотреть диск «Графики функции»).
В 10-11 классах проблемная тема у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ решать геометрические задачи с сечениями и многогранниками. Этот диск помогает с использованием кнопки «Интерактив» запускать интерактивные модели. У учащихся появляется возможность видеть реалистические двухмерные и трехмерные объекты учебного материала, наблюдать их в динамике и даже управлять их свойствами (открыть диск «Наглядная школа» и показать некоторые виды работы, «Многогранники, круглые тела», сначала рассмотреть задачу «Многогранники, вписанные и описанные шары»).). Очевидно, что использование интерактивных технологий в обучении дает качественно новое решение для реализации эффективного наглядного преподавания школьных предметов.
Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.Несмотря на все преимущества интерактивной доски, будет справедливо отметить, необходимость сочетания ее применения на уроках с традиционными методами обучения. Учащиеся не должны утратить навыки работы с учебником, дополнительной литературой, наглядными пособиями.
Итак, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ необходимо применять уровневую дифференциацию обучающихся: различным по уровню подготовленности в ходе обучения ставить посильные учебные задачи и добиваться их выполнения с помощью различных дидактических средств (наглядных пособий, раздаточных материалов и другого), различных современных технологий (в частности использование электронной интерактивной доски).