Буклет Учебная мотивация от начальной школы до выпуска
направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Виды мотивации:
Познавательные:
Широкие мотивы (овладевание знаниями).
Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).
Социальные:
Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).
Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).
Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге Марковой А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя». –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с., где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.
Младший школьный возраст.
Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
Учебно-познавательные мотивы – интерес к способам приобретения знаний.
Мотивы самообразования – простая форма – интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическому чтению дополнительных книг.
Широкие социальные мотивы – значимость учения, глубокое осознание причин необходимости учиться.
Позиционные социальные мотивы – желание ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.
Младшие школьники научаются понимать и принимать цели исходящие от учителя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют действия по инструкции. Начинают складываться умения соотнесения цели со своими возможностями.
Средний возраст.
Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.
Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).
Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.
Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.
Старший школьный возраст.
Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).
Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.
Перед учителем стоят задачи:
Опираться на достижения предыдущего возраста.
Стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста.
Очень важно подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
А. Е. фЕДЯНИНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 66
имени Героя Советского Союза С.П. Меркулова
г. Липецка
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ
ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ДО ВЫПУСКА
Заголовок 2Заголовок 415