СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ВТОРОЙ ЧАСТИ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ.
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ВТОРОЙ ЧАСТИ
Алексеева Тамара Николаевна,
учитель физики
Школы-интерната №9 ОАО «РЖД»

Качественно новая задача, стоящая перед школой – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего и адаптированного к новым условиям человека – предъявляет высокие требования и к обучению школьников физике, в том числе их подготовке к ЕГЭ.
Качественные  задачи типа №28 решаются путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики. Математические действия над физическими формулами, как правило, не производятся, но возможны ссылки на них.
Решение качественных задач включает пять этапов.
1. Знакомство с условием задачи (текст, чертеж, прибор и т.п.).
2. Осознание условия задачи (анализ данных, введение дополнительных условий, уяснение вопроса задачи).
3. Составление плана решения задачи (выбор и формулировка физического закона, соответствующего условию задачи, построение аналитической цепи умозаключений, начинающихся с вопроса задачи и оканчивающихся данными ее условия).
4. Осуществление плана решения задачи (синтез данных условия задачи с формулировкой закона, получение ответа на вопрос задачи).
5. Проверка ответа. Ответ можно проверить, сопоставив его с общими принципами физики (законами сохранения энергии, массы заряда и др.).
К сожалению, аналитико-синтетический метод не всем ученикам по силам. Поэтому, чтобы помочь всем, нужно качественным задачам уделять самое серьезное внимание. Совет: на каждом уроке разбирать не менее одной качественной задачи устно, дома ученики должны записать ее решение и решить еще одну задачу самостоятельно.
При решении количественных задач №№ 29-32 необходимо выполнять также пять принципиально важных этапов.
Анализ условия. Ученик должен не только запомнить условия, но и осознать его, выделить главные элементы.
Чтобы научить анализировать содержание задачи, советую применять систему контрольных вопросов:
– о каком объекте (материальная точка, твердое тело, идеальный газ, реальный газ, точечный заряд, заряженное тело, электрическое или магнитное поле и т. д.) идет речь в задаче?
– о каком явлении (движение, нагревание, охлаждение, расширение, сжатие и т. д.) идет речь в задаче?
– в каких условиях находится объект?
– в каких условиях протекает явление (процесс)?
– какую величину нужно найти?
– знаете ли Вы определение искомой величины?
– размерной или безразмерной является искомая величина?
– скалярной или векторной является искомая величина?
– известна ли Вам единица искомой величины?
– постоянна или переменна искомая величина в процессе, описанном в задаче?
– какие величины даны в условии задачи?
– знаете ли Вы определения заданных величин?
– содержит ли условие задачи величины, заданные в неявном виде?
– значения каких величин нужно взять из справочных таблиц?
– можно ли явление (процесс), описанное в задаче, изобразить схематически?
Полезно воспитать привычку: пока не выполнен всесторонний анализ содержания задачи, не произведена краткая запись, не построена (если это возможно) графическая модель заданной ситуации, не приступать к самому решению задачи. Условие задачи должно быть переписано в буквенных выражениях, а процесс изображен схематически.
Поиск решения. Ученик должен вспомнить физические законы, определения и составить план решения, правильно подобрав методы решения.
Как и любой творческий процесс, поиск способа решения, то сути своей, является напряженным поиском ответа на поставленный вопрос, т.е. представляет собой применение эвристического приема. Главный шаг на пути к решению задачи состоит в том, чтобы выработать идею плана. На достижение цели можно и нужно направить все интеллектуальные способности: догадку, интуицию, опыт, знания и разного рода правдоподобные рассуждения. Существуют весьма общие приемы, которые при умелом их использовании заметно облегчают решение многих трудных задач. Разработкой таких приемов занимается эвристика – учение о творческом мышлении человека и его мыслительных процессах. Без набора эвристических приемов вряд ли можно обойтись при преодолении второго этапа решения задачи.
Овладеть такими приемами поможет умение составлять систему целенаправленных вопросов. Примеры таких вопросов:
– имеется ли между искомой и заданными величинами прямая функциональная связь?
– имеется ли между искомой и заданными величинами косвенная функциональная связь?
– не решалась ли мною ранее аналогичная задача?
– можно ли и в данной задаче применять этот же метод решения?
– можно ли задачу разбить на несколько более простых?
– можно ли решить задачу в предельных случаях?
– нельзя ли задачу сформулировать иначе?
– можно ли придумать более доступную задачу? более общую? более частную?
Эти и подобные им вопросы, если их глубоко продумать, очень часто помогают правильно с самого начала направить ход мыслей. Они задают верный подход к решению задачи, позволяют выделять существенные моменты, определяют рациональную последовательность действий.
Однако не стоит думать, что они обладают магической силой и в состоянии помочь всегда! Если эти вопросы не помогают при решении какой-либо конкретной задачи, то нужно придумать более подходящие для ее решения вопросы. Таким и только таким образом можно научиться хорошо решать задачи!
Решение. Ученик должен преобразовать записанные формулы, осуществить намеченный план решения.
Для преодоления третьего этапа можно использовать только четкие научные знания и строгую логику. Здесь должна господствовать логическая последовательность, все действия должны быть обоснованы. Делать это нужно осознанно, т. е. уметь показать, а еще лучше доказать; почему именно это и никакое другое правило (закон, принцип, теория) должно быть использовано в данном конкретном случае. Лучше при этом привести формулировку соответствующего правила.
Если поиск способа решения (второй этап) можно вести с помощью бездоказательных эвристических приемов, то осуществление решения должно вестись только на основе строго научно обоснованных действий в строгой логической последовательности, а оформление решения должно соответствовать существующим требованиям.
Прошу обратить внимание, что оформление решений задач из второй части типа №№29-32 должно быть полным всегда. Не важно на уроке (где всегда катастрофически не хватает времени) или дополнительном занятии решаются эти задачи. Нельзя из-за экономии времени позволять себе и учащимся ограничиваться кратким решением. Мы должны приучить старшеклассников всегда четко выполнить все основные требования к оформлению задач.
Проверка результата - прикидка достоверности решения, сопоставление ответа с общими принципами физики (законами сохранения энергии, массы заряда, физическими константами и т.п.).
Исследование решения (анализ проведенного решения, отбор информации, полезной в дальнейшем). Ученик должен изменить немного задачу, поразмышлять, проанализировать, как еще можно было бы её решить.
Зачем нужно анализировать процесс решения задачи, если она уже решена?! Во-первых, всегда возможны ошибки. Поэтому дополнительная проверка решения всегда полезна. Во-вторых, если вспомнить цель решения учебных задач, то важно, чтобы школьник был приучен отвечать на вопрос: чему полезному и новому он научился в процессе решения данной конкретной задачи или серии задач данного типа.
Таким образом, заключительный этап – анализ решения задачи – необходим для приобретения следующих умений:
– выяснения недостатков решения, нахождения других, возможно, более рациональных способов решения;
– выделения главной идеи решения и существенных его моментов;
– обобщения решения и составления алгоритма решения всех задач данного типа;
– систематизации знаний, полученных в процессе решения задачи.
К сожалению, мы, учителя и тем более ученики обычно не обращают должного внимания на начальный и заключительный этапы решения задачи. Забывая о главной цели решения учебных задач, основное свое внимание уделяют поиску ответа и оформлению решения задачи.
Очень важно, чтобы на основе решенной задачи ученик составил более общую задачу, решил ее и разработал алгоритм решения задач данного типа.

Исследования ученых показали, что, умения учащихся не находятся в прямой зависимости от числа решенных задач. Можно перерешать большое количество отдельных задач, но до тех пор, пока не будет сформирован общий подход к решению: к анализу содержания задачи, поискам и осуществлению плана решения, проверке правильности и оформления решения и, наконец, к обсуждению и анализу проведенного решения, самостоятельно решать задачи школьник не научится.

Алексеева Тамара Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе частного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 9 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», учитель физики;
«Отличник народного просвещения»;
телефон: 927-20-11-79;
Е-mail: atn17031956@уandex.ru






Ссылки на литературу
Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе. О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов – М.: Просвещение, 1982.
Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика. О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005
Тесты по физике. В.А.Орлов – М.: Школа-Пресс, 1994.
Тесты. Физика. 7-9 классы. О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов – М.: Дрофа, 1994.
Тесты. Физика. 10-11 классы. О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов – М.: Дрофа, 1994.
Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки. В.А.Орлов – М.: Илекса, 2008.
Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ 2010. Физика. ФИПИ – М., 2010, «ЭКСМО».
ЕГЭ 2010. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Качественные задачи по физике в средней школе. М.Е.Тульчинский – М.: Просвещение, 1972.
Старинные занимательные задачи. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов – М.: Наука, 1985.
Логические задачи. Ж.-К. Байиф – М.: Мир, 1983.
Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Г.Дж. Айзенбек – АЙ КЬЮ, 1993.
Учебно-поисковые комплексы по физике. Е.А. Самойлов – Самара: Изд-во СГПУ, 2007.
Самостоятельная работа студентов при решении задач по физике. Методические указания. Сост. Ф. П. Кесаманлы, В. М. Коликова – Л., 1987.
15