Урок – практикум. Корректор 6 класс
Урок – практикум.
Цель: развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости.
Расход времени: 45 мин.
Оборудование: раздаточный материал, карточки с заданием, словари.
Организация урока:
I. Орг. момент.II. Сообщение темы и цели урока учителем.
III. Основная часть.
Задание 1. Цель работы – проверка орфографической зоркости.
Задание 2. «Лови ошибку».
Задание 3. Работа со словарем.
Задание 4. Вставить пропущенную букву готового текста. Доказать.
Задание 5. Словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах).
Задание 6. Работа по карточкам.
IV. Заключительное слово учителя.
Результативность: – совершенствуется орфографическая зоркость;
– формируется умение применять ранее полученные знания в знакомой ситуации к умению использовать их в несколько измененной ситуации.
3429002476506 класс
Цель урока – воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование правописных навыков, формирование норм правильной литературной речи. Урок проводится после изучения темы «Местоимение».
I. Урок открывается вступительным словом учителя:
– Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения?! Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.
И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.
Школьникам предлагается определить по словарю значение слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания.
II. Затем учитель объявляет учащимся, что в течение урока каждый из них будет выполнять обязанности корректора. Выясняется, какими качествами должен обладать корректор. Оказывается, кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.
III. Предлагаются следующие задания.
Задание 1. Выпишите из загадки, записанной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их, укажите вид, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм. (Цель работы — проверка орфографической зоркости.)
На окне стоит горшок,
А в горшке растет цветок.
Посмотреть– не разберешь:
Не растение, а еж. (Кактус.)
(Г. Шахнович).
Задание 2. Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, помагиТвоей плимяннице Оле,
А то небудет ее нагиВ этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И наставить мне пять.
1. Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.
2. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.
3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.
Задание 3. Верным помощником корректора является словарь.
С помощью словаря проверьте написание следующих слов:
Ф..ст..валь, пара..ели, а..орт..мент, а..игнование, д..фицит, р..нтабельность, ко..ерческий, д..тектив, р..клама, о..озиция. (В процессе проверки выясняется значение указанных слов.)
Задание 4. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
– Шесть порций орфографических ошибок.
– Этого подать не можем, не держим, ответил официант.
– Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (Можно пользоваться словарем)
Бу..он кури..ый с фр..кадельками.
Ра..ольник с к..лбасой.
Котлеты сви..ные.
П..льмени.
Шамп..ньоны в яично..масл..ом соусе.
К..мпот груш..во..алыч..вый.
Кисель клюкве..ый.
Коври..ка ржа..ая.
П..рожное б..сквитное.
Пиро..ки с печ..нкой.
Задание 5. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
– Предоставляю вам право выбора оружия.
– Превосходно, – ответил Пруст, – предпочитаю орфографию. Вы убиты. Проведем орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах).
Никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем расспрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, кому-то не по себе, несколько плодово-овощных баз, ни перед кем не пресмыкается, подрастали со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний.Задание 6. Расставьте знаки препинания (работа по карточкам, которые содержат 5-6 вариантов коротких текстов без знаков препинания.)
IV. Заключительное слово учителя.
Урок – конгресс в форме ролевой игры.
Цель: формировать у учащихся навыки монологической и дискуссионной речи.
Расход времени: 45 мин.
Оборудование: портреты, книги, таблицы – схемы, выставка научно-популярной литературы.
Организация урока:
I. Орг. момент. Распределение ролей в игре.
II. Сообщение темы и цели урока – конгресса.
III. Вступительное слово учителя (программа конгресса).
IV. Основная часть.
1. Доклад участника конгресса.
2. Сообщения «ученых».
3. Дискуссия по рассматриваемой проблеме.
4. Подведение итогов дискуссии.
V. Итог. Принятие резолюции. Закрытие конгресса.
Результативность: – активизируется мыслительная деятельность;
– обогащается словарный запас;
– раскрепощение детей через умение вести дискуссию.