Потенциальные возможности человека Цель: углубить представление учащихся о значении потенциальных возможностей человека и о важности их развития


Потенциальные возможности человека
Цель: углубить представление учащихся о значении потенциальных возможностей человека и о важности их развития.
Задачи:
– раскрытие роли созидательной активности человека в познании своих возможностей;
– развитие потребности в раскрытии своих возможностей;
– воспитание веры в свои силы.
 Круг радости
Учитель приглашает учащихся в круг исполнить песню А. Городницкого «Атланты».
Атланты
Александр Городницкий
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди.
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Держать его махину –
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины.
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то –
И небо упадёт.
Стоят они навеки,
Уперши лбы в беду.
Не боги – человеки,
Привыкшие к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.
Комментарий учителя к словам песни заключается в необходимости показать, что человеку по силам даже «держать небо», если он осознают ответственность своего действия, не боятся труда.
Беседа
Учитель предлагает учащимся обсудить вопросы, представленные в учебнике. Цель беседы – активизировать имеющиеся знания о возможностях человека и подготовить их к усвоению учебного материала. Все вопросы ориентированы на размышления о возможностях человека как источника природных задатков, способностей и склонностей.
1.      Как вы понимаете смысл выражения «возможности человека»?
2.      Как и когда проявляет человек свои возможности?
3.      Что значит утверждение «человеческие возможности безграничны»?
4.      Какие качества помогают человеку расширить свои возможности?
 
 Различные точки зрения учащихся в отношении заявленных вопросов в сочетании раскроют проблемы, актуальные для данного урока. Опираясь на жизненный опыт учащихся и первоначальные представления их о рассматриваемых вопросах, учитель инициирует дискуссию. Обобщая ответы учащихся важно подчеркнуть, что данные от природы способности человек может развивать всю жизнь, это и есть процесс совершенствования личности.
 
Задание
Учитель предлагает прочитать изречения нескольким ученикам.
      
Прочитайте изречения. Вычлените ключевую мысль в каждом из высказываний. Ответьте на вопросы.
 
Надо искать свою суть, свои человеческие истоки, свои внутренние силы, свои потенциалы. Мы должны пробудить те магические силы, о существовании которых в себе и сами не знаем, но которые есть у каждого,– сила Воли, Добра и Милосердия. К этому мы должны обратиться.
Хорхе Ливрага
 
Все, что вы делаете без Любви, вас утомляет, даже отравляет, и не удивляйтесь затем, что вы истощены, больны. Все делайте с Любовью! Старайтесь, это зависит от вас. Любовь пробуждает все силы в человеке.
Микаэль Айванхов
 
Те, у кого острое внимание, разбираются в тонкостях; те, чье стремление огромно, вбирают все в сердце; те, чье знание полно, знают все; те, чьи действия прямолинейны, делают все; те, кто обладают многочисленными способностями, всем руководят, а те, кто имеют мало интересов, сводят к минимуму все то, чем они владеют.
Лао-Цзы
1.       Как можно объяснить смысл выражения «возможности человека», если воспользоваться ключевыми мыслями данных высказываний?
2.      Что общего в этих изречениях?
Выполняя задание и обсуждая его результат, учащиеся коллегиально могут выделить следующие ключевые мысли:
       развитие воли, созидание добра, проявление милосердия может стать смыслом жизни каждого;
       любовь пробуждает все лучшие силы в человеке;
       жизненные интересы побуждают человека к развитию своих возможностей.
Отвечая на первый вопрос, учащиеся отмечают, что каждый человек обладает возможностью любить, быть добрым, милосердным, развивать свои интересы. Отвечая на второй, выделяют следующее общее положение всех изречений: человеку дано от природы многое, важно открыть это в себе!
Чтение
Учитель предлагает прочитать рассказ В.Драгунского по ролям. Действующие лица: Дениска, от лица которого ведётся повествование, папа.
Третье место
Виктор Драгунский
Когда я шёл из бассейна, у меня было очень хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, что они весёлые, и нравилось, что не жарко на улице, и ветерок холодит мою мокрую голову. Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе, – он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть во время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернётся?
И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился домой, и, когда я вошёл в комнату, мама спросила:
– Ты что так сияешь?
Я сказал:
– А у нас сегодня было соревнование.
Папа сказал:
– Это какое же?
– Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй…
Папа сказал:
– Ну и как?
– Третье место! – сказал я.
Папа прямо весь расцвёл.
– Ну да? – сказал он. – Вот здорово! – Он отложил в сторону газету. – Молодчина!
Я так и знал, что он обрадуется. У меня ещё лучше настроение стало.
– А кто же первое место занял? – спросил папа.
Я ответил:
– Первое место занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это нетрудно было…
– Ай да Вовка! – сказал папа. – Так, а кто же занял второе место?
– А второе, – сказал я, – занял рыженький один мальчишка, не знаю, как его зовут. На лягушонка похож, особенно в воде…
– А ты, значит, вышел на третье? – папа улыбнулся, и мне это было приятно. – Ну что ж, – сказал он, – все-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну а кто же на четвёртом остался? Кто занял четвёртое?
Я сказал:
– Четвёртое место никто не занял.
Он очень удивился:
– Это как же?
Я сказал:
– Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Климка, все-все. Мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!
Папа сказал:
– Ах вот оно что…. Всё понятно!..
И он снова уткнулся в газету. А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.
- Почему у мальчика было хорошее настроение, когда он вышел из бассейна?
-  Почему инструктор присудил всем восемнадцати ребятам третье место?
-  Что помогает человеку раскрыть свои возможности?
Анализ рассказа позволяет учащимся понять одну из важных сторон в проблеме развития возможностей человека. А именно: каждый человек уникален в способах познания своих возможностей и развития их. В раскрытии и развитии возможностей человека важным является не соревнование с другим, а вера в себя, позитивное отношение окружающих.
Учебная информация
Учебная информация может быть прочитана одним или несколькими учениками. Данная учебная информация систематизирует имеющиеся представления и приобретенные в ходе учебной деятельности новые знания по теме.
Возможности человека безграничны. Важно прислушаться к себе, понять свои желания и способности, проявлять интерес к окружающему миру для раскрытия своих возможностей. Вера в себя, в свои силы пробуждает в душе человека стремление к созиданию. Каждый глубоко индивидуален, и потому возможности личности уникальны. Такие известные люди, как Абай Кунанбаев, Каныш Сатпаев, Абылхан Кастеев обладали необыкновенным талантом. Отпущенные им природой возможности они направили на службу своему народу, что оставило незабываемый след в памяти потомков и современников.
Учитель может предложить учащимся рассказать о том, что знают они о названных людях, об их достижениях как результате реализации возможностей, о духовном наследстве, которое они завещали потомкам. При этом подчеркивается мысль о том, что в достижении человеком успеха большое значение имеет вера в себя и вера других.
 
Задание
Перечислите качества характера, которые, на ваш взгляд, могли бы помочь человеку раскрыть свои возможности.
 
Анализируя результат выполнения задания, учитель подчёркивает, что такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, любознательность, трудолюбие, вера в себя играют важную роль на пути познания своих возможностей.
Цитата урока
 
Великие возможности приходят ко всем, важно почувствовать их в себе.
Арчибальд Уильям Даннинг
  Согласны ли вы с утверждением американского историка?
Данная цитата позволит учащимся понять взаимосвязь познания себя в раскрытии возможностей. Размышления над смыслом изречения должны подвести учащихся к осмыслению того, что, познавая себя, человек своевременно раскрывает свои возможности, которые создают предпосылки для созидания счастья и благоденствия в жизни.
 
Задание
Расскажите об известных людях, которые удивили мир своими свершениями. Подумайте, почему мы помним их имена?
 Выполняя это задание, учащиеся смогут применить полученные на уроке знания. Важно, чтобы в рассказах прозвучала мысль о стремлении героев повествований делать добро, служить людям, познать себя.
 Резюме
 Учитель предлагает прочитать вывод в рубрике «Обращаем внимание» и дополнить теми, которые звучали в ходе урока.
Сила воли, светлый ум, добрые намерения расширяют возможности человека и помогают обрести веру в себя.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает встать в круг и высказать пожелание, в котором прозвучит выражение веры в своего одноклассника. Например: «Мне кажется, Арман, что твоя мечта получить чёрный пояс по карате сбудется, потому что ты много работаешь над собой, не боишься больших нагрузок и уверенно идёшь к своей цели».
«Жаңа Ғасыр» №175

Круглый стол
Дебат
Тема: « Потенциальные возможности человека»
8-е классы
Учитель:Умарова Н.Т.
Алматы-2014