Доклад по теме Рефлексивные методы и приёмы на уроках русского языка и литературы

Доклад на тему:
«Рефлексивные методы и приёмы на уроках русского языка и литературы»

Одной из главных задачей современного обучения сегодня должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов. В основе данной компетенции лежит развитая рефлексивная деятельность.

Смысл данной методики заключается в том, чтобы обучающийся смог “спроектировать” полученные знания на свой внутренний мир, задача преподавателя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке необходимо научить выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

Существует ряд приемов, которые раньше использовались эпизодически, а теперь сложились в систему.

1. Работа над темой урока. Возможные варианты

Начиная новую тему (а также продолжая или завершая ее), преподаватель фиксирует ее формулировку на доске, а обучающиеся выделяют главное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие является таковым.

Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения темы. В таком случае обучающиеся самостоятельно выделяют ключевые понятия, определяют порядок и направленность учебной работы над темой.

На основе формулировки темы обучающимся предлагается самостоятельно вычленить ведущую проблему урока, объяснить заложенное в названии противоречие и самим выбрать способы её решения.

Формулирование обучающимися темы в конце урока с последующим прогнозированием собственной и коллективной деятельности

2. Анализ монологического ответа обучающегося

Дан ли ответ на поставленный вопрос? (Полный или неполный, правильный или неправильный)

Выдержана ли структура ответа? (Вступление, основная часть, заключение)

Наличие аргументов (факты, цитаты, источники, аналогии и т.д.)

Логика ответа

Грамотность речи


3. Подведение итогов урока (рефлексия в конце урока может быть как традиционной, так и творческой.
Над чем работали?

Как думали?

Что нового узнали?

Что получилось? Что не получилось?

Над чем нужно работать?

Организация учебной деятельности на уроках русского языка имеет свои особенности. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» (М., 2001) определили ключевые компетентности, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку, а именно: формирование языковой (владение нормами русского литературного языка), лингвистической (знание языка), и коммуникативной (владение языковыми средствами) и социокультурной (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе) компетенций. Поэтому, моделируя урок, необходимо использовать такие формы и методы, которые обеспечат компетентностный подход в обучении, а именно:
лекции с различными видами заданий;
доклады, рефераты, сообщения и их защита обучающимися;
беседы;
работа в больших и малых группах;
самостоятельная работа обучающихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;
упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);
исследование текстов с точки зрения различных языковых явлений;
самостоятельный отбор материала (запись речи окружающих, в том числе молодежного сленга, диалектной речи);
выборка материала из художественной литературы, его анализ;
чтение рекомендованной научно-популярной лингвистической литературы;
проведение деловых игр по типу конгрессов, научных конференций, практикумов.

Работа с текстом лежит в основе практически каждого урока русского языка. Остановимся на одном из таких приёмов.

1) Предварительно, выполнив анализ стартовой диагностической работы, преподаватель фиксирует те трудности, которые испытывают обучающиеся при выполнении заданий.

2) На уроке рефлексии обучающиеся создают коллективную работу, отражающие те пробелы в знаниях, в способах действия, которые требуют коррекции.

3) С учётом проделанной работы преподаватель корректирует уроки повторения изученного и разрабатывает задание для комплексного повторения. В нашем случае оно выглядит таким образом:


- фонетический анализ слова
- морфемный и словообразовательный анализ слова
– морфологический анализ слова
– синтаксический анализ предложения
– лексический анализ слова
– орфографический анализ слова
– графический анализ предложения (конструирование схемы)

4) Текст используется как для работы в классе, так и в качестве домашнего задания.

5) В случае выполнения задания в качестве домашнего, на уроке слушаем, анализируем монологический ответ учащегося.

6) Завершающий этап работы над текстом – диктант: обучающиеся записывают под диктовку текст, работа над которым велась на предыдущих уроках.

7) Как один из вариантов - самопроверка (взаимопроверка) диктанта.

В чём эффективность такой работы?
Возможность получить низкую оценку сводится к минимуму;
Обучающийся осознаёт свои действия – конечный результат зависит от его усилий, затраченных на предыдущих уроках, при этом выставляется оценка, т.е первичной становится функция контроля, а не диагностики) .
Предложенная работа позволяет целенаправленно работать над пробелами в знаниях, корректировать те или иные способы действия.
Работа над текстом позволяет формировать все виды компетенций.
Практически на каждом этапе присутствует рефлексия, что способствует повышению мотивации к учению.

Цель педагогического процесса - обеспечить формирование у обучающихся отношения к языку и литературе как важнейшей сфере человеческого бытия, способу самовыражения и посреднику между «Я» и миром, средству, отражающему и созидающему мир личности.

Условия достижения цели:

1. Направленность образовательного процесса на формирование и развитие ценностно-смысловых отношений обучающихся к миру и себе:

а) создание особой системы учебных занятий по русскому языку и литературе, связанной с осознанием смысла изучения данных предметов;

б) предъявление обучающимся системы вопросов и заданий, направленных на построение собственных смыслов изучения конкретных учебных тем (например, мастерская «Сложные мысли» заканчивается вопросом: «Зачем мне нужно изучать сложные предложения?»);

в) использование в рамках любой мастерской особого приема - индуктора, ориентированного на воспроизведение значимых для учащихся фрагментов их личного опыта и стимулирующего возникновение интереса к познавательному процессу и его содержанию.

2. Использование в качестве основной формы организации образовательного процесса мастерской - учебного занятия, отличного и по целевой ориентации, и по структуре, и по содержанию от традиционного урока.

Принципы обучения русскому языку и литературе:

1. Интеграция курса русского языка и литературы с выходом на проблемы философии, психологии, МХК.

2. Ценностно-смысловое равенство всех участников образовательного процесса. Мнение мастера (т.е. учителя) не является единственно правильным, оно - одно из многих.

3. Право каждого участника на ошибку, самостоятельное ее преодоление.

4. Принцип безотметочности и безоценочности. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника процесса, создание условий для эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

5. Обязательный учет индивидуально-личностных смыслов участников процесса.

6. Принцип нелинейности, который подразумевает непредсказуемость педагогического акта, присутствие элемента неопределенности, импровизации.

7. Предоставление свободы в рамках принятых правил (например, право действовать по своему усмотрению, без дополнительных инструкций учителя, выполняя то или иное задание). Возможность составить свою собственную программу изучения данной темы, выбрать уровень усвоения знаний, умений, навыков и соответствующую ему контрольную работу.

8. Принцип целостности. Реализуется на уровне вопроса - лейтмотива, сверхзадачи мастера, которые связывают между собой отдельные задания, этапы мастерской. Участникам предоставляется возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

9. Диалогичность как главный принцип взаимодействия и сотрудничества. Диалог участников мастерской друг с другом, диалог с научным или художественным авторитетом (автором текста), внутренний диалог и т.д.

10. Принцип рефлексивности. Рефлексия (как внешняя, так и внутренняя) направлена на осознание пройденного пути. Суждения рефлексивного характера сопровождают практически все этапы мастерской. Это позволяет связать воедино личные взгляды, мнения, впечатления, углубить собственное понимание в свете высказываний других, сделать свои открытия.

Методы и приемы, наиболее часто используемых на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся.

Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении обучающимся связей между объектом и его символом.

Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д.

Метод «Если бы». Обучающимся предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится.
Метод «ключевых слов». Данный метод помогает обучающимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.

Метод эвристического исследования.

Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.

Метод смысловых ассоциаций

Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений обучающийся пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри.

Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих обучающихся на попытку эмоционально- образного видения и изображения объекта.

Особое внимание необходимо уделить сочинениям, поскольку они способствуют раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся: отражают эмоциональное восприятие, формируют мышление, умение размышлять над разными фактами и явлениями, развивают потребность в самовыражении и сопереживании.

Такая система работы позволяет создать условия, побуждающие обучающихся к деятельности через востребованность их знаний, способствует развитию критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки. Использование рефлексивных методов и приёмов способствует формированию творческого самостоятельного мышления, развивают воображение и творческие способности, способствуют раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15