Рефлексивные технологии воспитания Поколение 2016


Рефлексивные технологии воспитанияРодительское собрание «Поколение 2016» ЦЕННОСТЬ РЕБЕНКАмодель диады «мать-дитя», которая воспринимается ребенком как отношение к себе и к близком взрослым, которое дает возможность получить чувство защищенности и безопасности Воспитание по типу «кумир семьи» Ребёнком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчёты и проступки ребёнка. Любые его желания оказываются в центре внимания и удовлетворяютсяНежелательные стили воспитания: Воспитание в особо деспотичных условиях, когда ребёнок в семье ни от кого не получает эмоциональной поддержки, поощрения. По любому поводу в его адрес сыплются угрозы, порицания, наказанияВоспитание по типу «Золушка» Гиперопека Родитель исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребёнок, знают жизнь, опытней его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу наилучшее решение любых проблем и преодоления препятствий, беря все трудности на себя и лишая его права выбораНежелательные стили воспитания: Родители резко меняют первоначально выбранный стиль воспитания на противоположный («То кнут, то пряник») либо каждый из взрослых членов семьи стремиться воспитывать ребёнка по своему, считая только себя правым в вопросах педагогикиНепоследовательный и противоречивый стиль воспитания Гипоопёка Родители полагают, что ребёнок способен вырасти сам по себе. Существуют радио, телевиденье, детские учреждения, общение с ровесниками, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу. Такие родители практически самоустраняются от воспитанияНежелательные стили воспитания: Поучительско- снисходительный стиль Родители снисходительно смотрят на любые неблаговидные поступки своих детей, утверждая, что они сами были такими в детстве и тем не менее благополучно вырослиНежелательные стили воспитания: Демонстративный стиль. Родители постоянно жалуются на своего ребёнка как на «бандита», заявляют что не знают, что с ним делать, но в это же время не принимают никаких способов и жалуются показывают окружающим нестандартность ребёнка, свою обеспокоенность его поведением, но в глубине души не редко удовлетворенны и годы «проделками сорванца»Нежелательные стили воспитания: Позиция круговой обороны В ответ на любые претензии, замечания, советы и упрёки в адрес ребёнка со стороны посторонних людей родители сердятся, конфликтуют, утверждая, что их ребёнок правНежелательные стили воспитания: Педантично – подозрительный тип. Родители никогда и ни в чём не верят ребёнку, всё время назойливо контролируют его поведение в любых ситуациях, постоянно требуя полного отчета о всех желаниях, мыслях и действияхНежелательные стили воспитания: При подобного рода воспитании ребёнок лишается права голоса, возможности обсуждать проблемы в семье и, тем более, возражать. Любые варианты отклонения ребёнка от указаний взрослого жестоко подавляются, и он подвергается наказаниям (в том числе физическим)Жестко-авторитарный стиль: Родители при этом стиле воспитания только уговаривают и просят ребёнка о чём-либо, но проявляют полное безволие и беспомощность в попытках изменить его поведениеУвещевательный стиль: Это назойливое стремление родителей «Знать о ребёнке всё», Не оставлять ему ничего сугубо личного, тайного, выпытывая у него самое сокровенное, докучая советами в делах, которые должен решать сам ребёнокРасширение сферы сферы родительских чувств: Родители уверяют ребёнка, что они знают о чем он думает и чего хочет, утверждают, что они не допустят проявлений у него дурных качеств (лень, азарт, неряшливость и т.п.), хотя реально ничего подобного у ребёнка не наблюдаетсяПроекция на ребенка собственных нежелательных качеств : Такой стиль отношений проявляется в повышенной тревоге родителей за здоровье и жизнь ребёнка. Они везде его сопровождают. Уточняют по телефону, где он находится и через сколько минут его необходимо встречать остановке, е разрешают посещать места большого скопления людей из-за возможности заразиться какой-либо инфекцией, оказаться втянутым в инцидент, и т.п. Случаи малейшего заболевания ребёнка замучают бесконечными консультациями специалистов («на всякий случай»)Страх утраты ребенка: КАКИЕ ОНИ, НАШИ МАМЫ???? 1 Тип. – «Царевна Несмеяна» Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна и в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признаёт детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеётся, любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боятся избаловать ребёнка, не учитывает реальных обстоятельств (без души). Дети у таких матерей / воспитателей испытывают нехватку тёплых, доверительных отношений. Эмоционального комфорта, что приводит к ограничению психической активности у детей, к воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Такой стиль не способствующий формированию у них собственных побудительных мотивов, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивает развитие способностей .ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МАТЕРЕЙ/ПЕДАГОГОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МАТЕРЕЙ/ПЕДАГОГОВ2 Тип. – «Снежная королева» Повелевающая, держащая всех на расстоянии, жестокая и непреклонная. Внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считающая ошибки заблуждениями, недостатки – пороками, а любую критику в свой адрес – злым умыслом.Цель Снежной королевы – власть, а достичь власти она может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций («процесс ради процесса, лишенного смысла). Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному желанию. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров 3 Тип. – «Спящая красавица» Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, нарцистическая натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего принца, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстранённая от ребёнка и его потребностей, обращающаяся с ним как с дивой куклой. «Спящая красавица» фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми, предоставляется их самим себе. Известно, что для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. А предоставленные самим себе они варятся в «собственном соку», т. е перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. В следствие чего, дети становятся неорганизованными, разболтанными (не заканчивает начатое дело), т.е у детей отсутствует целенаправленная деятельность, как основной показатель психического развития. Итак, «Спящая красавица» приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитиеПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МАТЕРЕЙ/ПЕДАГОГОВ Есть нечто общее между тремя психологическими типами матери - тип «царевны»: - она всегда молода и прекрасна;- уделяет себе исключительно много времени;- исходит только из своей точки зрения;- хочет покровительствовать; - высокомерна, претенциозна по отношению к другим, которых всегда считает ниже себя;- стремиться во что бы то не стало господствовать или доминировать среди окружающих;- не переносит невнимания к себе и больше всего боится остаться одна, без восхищения и признания со стороны других 4 Тип. – «Унтер-Пришибеев». (У.П.) Недостаточно чуткая, часто грубая и без эмоциональная, во всем командует детьми, понукает, принижает чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневна и раздражительна, придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое. Для достижения своих целей использует следующие цели воздействия: окрик, диктант, наказание, наставление. Такая позиция матерей/воспитателей приводит: К тому, что у детей блокируется развитие способностей и вместо этого дети овладевают набором задаваемых З.У.Н.; У детей возникает двойственность думает одно, а говорит другое), которая в итоге приводит к двойной моралиПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МАТЕРЕЙ/ПЕДАГОГОВ 5 Тип. – «Суматошная мать» Неустойчивая, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, из ничего создаёт проблемы и на них же бурно реагирует.Такое противоречивое воспитание особенно пагубно для ребёнка и наносит удар по слабым сторонам его характера ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МАТЕРЕЙ/ПЕДАГОГОВ 6 Тип. – «Наседка» Тип – «мать наседка» - жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя. Сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых, в основном кажущихся ей трудностей, стремиться заменить собой сверстников, всё делать за ребёнка; но только не способствовать его самостоятельности и активности. При такой позиции воспитания, у детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудностиПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МАТЕРЕЙ/ПЕДАГОГОВ 7 Тип. – «Вечный ребёнок»Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей – обузой, себя – жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдаёт их « на поруки» кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности. В таком случае у ребёнка нарушается волевая регуляция поведения, регуляция собственных действийПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МАТЕРЕЙ/ПЕДАГОГОВ  «Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схемеАвтор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер. 1946 год.ТРИЗ – теория решения изобретательских задач в зоне интереса ребенка Спасибо за внимание!!!