Разработка классного часа на тему Моя жизнь в моих руках (8 класс)
КГУ «Средняя щкола №4» отдела образования акимата г. Лисаковска.
Классный час
«Я и МОЯ жизнь!»
«Моя жизнь в моих руках!»
Подготовила: Ревенко С. А.
Классы: 8«А», 8«Б»
2016 – 2017 уч. год
Внеклассное мероприятие «Моя жизнь в моих руках!»
Пояснительная записка
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
В настоящее время приоритетной профилактикой злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде является позитивная профилактика.
Она состоит в применении воспитательно-педагогических методов, рассчитанных на:
формирование у учащихся представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни;
обучение навыкам ответственного принятия решений, навыкам эффективного общения;
привитие воспитанникам умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в процесс употребления наркотиков и антисоциальную деятельность.
Для предотвращения употребления детьми и подростками психоактивных веществ надо создавать условия для их самоутверждения и самовыражения, расширять сферу положительных интересов и увлечений. В жизни наших детей главное место должны занимать учеба и творчество, физкультура и спорт, любая активная жизнедеятельность.
Данное внеклассное мероприятие рассчитано на подростков 13-15 лет. Подростковый возраст – это «возраст созревания личности и миросозерцания», писал Л.С. Выготский. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. Личное отношение к ПАВ уже сформировано, но под влиянием группового мнения оно может быть изменено.
Таким образом, профилактика наркомании у подростков в настоящее время направлена на то, чтобы вызвать у них интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению сверстников.
Представленный ниже сценарий внеклассного мероприятия, построен с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста. При его составлении учтены аспекты современных профилактических программ, требования Концепции по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков в образовательной среде.
Цель: выработка у подростков навыков противодействия давлению со стороны других людей, чтобы они могли самостоятельно принять решение об отказе употребления ПАВ в соответствующей ситуации.
Задачи:
- сформировать ценностное и ответственное отношение детей к себе и своему здоровью
- научить распознавать попытки отрицательного влияния со стороны сверстников и противостоять их давлению, четко формулировать аргументы против вредных привычек.
- способствовать развитию критического мышления;
- воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
Целевая группа: подростки 13-15 лет
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, примерные тексты для информационного блока, листочки с распечатанными вопросами для самодиагностики (по количеству учеников), карточки со словами, листы А4 для акции «Мы против», памятки «Моя жизнь в моих руках» (по количеству учеников). Листы А4 для творческого задания, маркеры.
Занятие сопровождается презентацией.
Ход внеклассного мероприятия.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости. Только что мы вместе с вами радовались прекрасным моментам жизни. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте об этом, пожалуйста, и закончите фразу: «Счастливая жизнь – это»
(Ответы детей)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам построить лестницу счастливой успешной жизни, используя в качестве ступеней следующие понятия: труд, хорошая профессия, здоровье, путешествия, алкоголь, книги, семья, музыка, наркотики, новые встречи, спорт, курение, праздники (каждое слово записано на отдельной карточке). Какие слова вы не возьмете для своей лестницы? Почему? Дополните пустые карточки своими словами (Дети написали: любовь, дружба).
Ведущий 1: Действительно, ребята, нужно сделать свою жизнь интересной и счастливой без табака, алкоголя и наркотиков, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»
Скажите нам одно, скажите,
Зачем губить самих себя?
Ведь можно просто жить, поймите,
Нам жизнь один лишь раз дана.
Учитель: Сегодня у нас состоится серьезный разговор о том, что мешает человеку жить здоровой и счастливой жизнью.
Перед вами сейчас выступят наши выпускники, будущие студенты. (Выходят приглашенные выпускники школы)
1-ый: Я, как будущий врач, хочу сказать вам: алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей. Это тоже яд, он нарушает работу всех внутренних органов. Пьяный человек – зрелище отталкивающее. Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом своей вредной привычки. От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушается много семей, ломаются судьбы.
2-ой: Курение – это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду. Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Я, заверяю вас: все органы человеческого тела страдают от табака. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Научно доказано, что курение вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика; они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
1-ый: Наркотики – отрава еще более серьезная: она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги, чтобы поскорее умереть. Поверьте мне, наркомания действует своими ядами сильно и быстро – буквально с первого раза человек может стать наркоманом! Наркоман ради наркотиков готов пойти на любые преступления. У наркоманов три пути: тюрьма, психбольница, смерть.
2-ой: Наркотики – это болезнь цивилизации. На протяжении всей своей истории человечество преодолевало бесконечное число стихийных бедствий, кровавых войн, ужасных эпидемий. Но войны начинаются и заканчиваются, наводнения, ураганы и эпидемии, собрав свою страшную жатву, покидают опустошенные селения. Все бедствия, выпавшие на долю человечества, имели свое начало и свой конец, в то время как история страсти к одурманивающим средствам с каменного века до наших дней не прерывалась ни на день. В мировом масштабе число жертв этого порока, разрушающего судьбы и здоровье населения нашей планеты, больше, чем от всех известных войн и катастроф.
Учитель: Поблагодарим наших выпускников за полезную информацию!
Несмотря на самые современные средства борьбы с наркоманией, число добровольных рабов дурмана, желающих оказаться в искусственном раю, угрожающе растет. Мы должны знать о ней правду. Количество наркоманов в нашей стране угрожающе растет. Сегодня никто не застрахован от этой беды. Беда может прийти в каждый дом. Об этом мы должны сегодня знать и говорить, иначе завтра будет поздно.
Ученик: Существуют легенды о великих людях-наркоманах. Эти «легенды» возникли из-за невежества, неинформированности, и попытки убедить себя в благе наркотиков. Но ведь доподлинно известно, что именно наркотики погубили Элвиса Пресли и Мерлин Монро. Лидер группы «Нирвана» застрелился во время депрессии – в его крови было обнаружено количество наркотиков, в три раза превышающее смертельную дозу.
Так что, когда «бывалые» наркоманы будут расписывать вам прелести наркотиков, помните о последствиях! Они неизбежно наступают. О них не следует забывать
Просмотр видеоролика.
Учитель: Ребята, кто из вас хочет высказаться или как-то прокомментировать прослушанный рассказ?
Проходит обсуждение
Учитель: Ребята, следующее упражнение поможет нам задуматься над собственными жизненными целями. Каждая из вас группа получает по 7 листов А4. На них необходимо написать 2 цели, к которым вы стремитесь в жизни (по одной цели на листе), то, чего вы хотели бы достичь. Это могут быть материальные или духовные ценности, собственные чувства или отношения с окружающими. Также напишите 2 названия любимых занятий, 3 имени самых дорогих вам людей.
Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше представлять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить и не только деньги. Поэтому я прошу отдать мне по одной карточке.
Далее зависимость требует следующих жертв, поэтому отдайте мне ещё 3 листика и еще, и еще. (Учитель забирает листочки и рвет их)
Это символизирует то, что потребитель наркотиков не может сам контролировать ситуацию. Всё, что у вас осталось – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.
- Как себя чувствовали во время игры?
- Как себя чувствуете сейчас?
- С кем (с чем) труднее всего было расставаться?
Какие ощущения и переживания в процессе уничтожения ваших жизненных ценностей вы испытали?
- Что можно сделать, чтобы не потерять свои жизненные ценности?
Учитель:
Плыть по течению всегда легче, чем против него. Противостоять давлению всегда тяжело, но если ты твёрдо знаешь, чего хочешь достичь, ты сможешь преодолеть любые препятствия. А сможете ли вы противостоять давлению со стороны взрослых людей или сверстников? Предлагаю вам пройти самодиагностику. Откройте конверт №1. Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
Самодиагностика «Сможешь ли ты устоять?».
Вопросы:
1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?
3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
4. Можешь ли ты просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
6. Любишь ли ты уроки физкультуры?
7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
10. Друзья зовут тебя погулять, а ты еще не сделал уроки? Сможешь отказаться?
- Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили словом «да»? Умножьте полученное число на 5. Вы получили количество баллов. Итак:
0 – 15 баллов: вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди , вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред. Вас не так-то просто купить на всякую дешевку. У вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.
20 – 40 баллов: ваша «зона удовольствий» нередко вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает воли. Видимо, вы очень много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можете потерять очень много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.
40 – 50 баллов: вас, как говорится, можно брать голыми руками. Вы буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид «кайфа» вы будете готовы отдаться в рабство какому-нибудь подонку. Вам грозит беда!
Учитель:
Противостоять давлению всегда тяжело, но если ты твёрдо знаешь, чего хочешь достичь, ты сможешь преодолеть любые препятствия.
Учащиеся показывают миниатюру «Случай на дискотеке»
Учитель: Сталкивались ли вы с подобными ситуациями? Что бы вы сказали в ответ на такие предложения? (Ответы учащихся)
Молодцы! А теперь прочитайте на слайде какие еще варианты отказа можно использовать в ситуациях, когда предлагают наркотики или ПАВ:
«Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня».
«Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось».
«Спасибо, нет. Это не в моём стиле».
«Спасибо, нет. Мне надо на тренировку».
«Спасибо, нет. У тебя не найдётся ничего другого?»
«Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой».
Учитель: Ваш выбор сейчас определяет, как сложится ваша жизнь! Умейте сказать «Нет»! (Раздача памяток «Если вас уговаривают попробовать наркотики»
Но если вы все же попали в плен вредной привычки, старайтесь избавиться от нее изо всех сил. Если вам это удастся, вы настоящий герой!
Как гласит китайская мудрость: «Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен».
Ребята, если на вас оказывают давление, уговаривая или заставляя попробовать наркотики, и вы не знаете куда обратиться в трудной ситуации, запомните эти телефоны (на слайде).
Учитель: А сейчас я предлагаю вам прослушать одну мудрую притчу, а потом обсудим её. (Фильм - приложение 4)
«Добро и зло»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, сожаление, эгоизм, чревоугодие, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и здоровье.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель:
Какое впечатление на вас произвела притча?
Какой можно сделать вывод? (Каждый в жизни делает для себя выбор, причём постоянно и в любой ситуации. Какой будет наша жизнь, зависит от нас самих).
- Мир огромен. Ты песчинка в нём. Но и сам ты - целый мир. Ты можешь стать счастьем, опорой для людей, что рядом с тобой. А можешь стать и проклятием для них.
Ты можешь стать яркой личностью, а можешь - жалким подобием человека, мучительно умирающим в страшной зависимости от наркотика.
Всё зависит от тебя, только от тебя самого. Чтобы ни говорили о влиянии окружающих, о роковых случайностях, это не так. Ты сам решаешь свою судьбу, решаешь какой будет твоя жизнь.
Рефлексия.
Ребята, у вас на столах лежит А4 и фломастеры. Продолжите фразу, написанную на доске и запишите ее на ватмане
Если я буду участвовать в акции против наркотиков, то выберу девиз: .)
Каждая группа встает и хором называет девиз.
После занятия детям раздаются памятки.
Литература
Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5 - 7 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
Концепция по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков в образовательной среде.
Летнева О. В. Правовое воспитание школьников. 5 - 9 классы. Конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2005.
Лысогорская М. В., Михайлина М. Ю., Павлова М. А. Классные часы. 5 - 9 классы: «Сюрпризы переходного возраста». - Волгоград: Учитель, 2009.
Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди учащихся. Учебно-методическое пособие.- Воронеж, 2009
Шепелёва Т. В. Классные часы. 5 - 6 классы. - Волгоград: Учитель, 2007
Материалы Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]