Презентация по физической культуре на тему Методика тренировок вратарей

Методические указания для проведения тренировок вратарей 2000-2006г.р.

Введение:
В данном методическом указании исследованы основные принципы планирования и проведения тренировок. Учитывая возрастные особенности будущих вратарей, подобраны упражнения, при рассмотрении таких терминов как: -общая физическая подготовка; -специальная физическая подготовка; -прыгучесть; -ловкость; -координация; -скорость; -сила; -выносливость; -гибкость; -быстрота реакции;
Следующим этапом планируется составление схематического плана тренировок, учитывая особенности возрастного развития и условий проведения тренировок, для более наглядного представления.




Программирование - это система действий, целью которых является нахождение наиболее эффективных способов перевода состояния спортсмена на новый максимально доступный и устойчивый уровень. Программирование спортивной тренировки складывается из упорядоченных логических операций и основывается на базе знаний, в большей своей части не поддающихся формализации. Решение задачи эффективного программирования тренировки возможно за счет формализации самого процесса программирования и разработки алгоритмов, составляющих технологию программирования.
Программирование тренировочного процесса опирается на: 1) специфику двигательно-тактической деятельности; 2) особенности календарных соревнований; 3) стратегию и закономерности процессов адаптации организма к тренировочным нагрузкам; 4) их индивидуальные особенности, связаны с динамикой развития двигательных способностей (темпы роста, характером взаимосвязей и времени удержания); 5) взаимосвязь специальной физической и технико-тактической подготовок.
Из анализа литературы следует, что специальная физическая подготовленность, как юных, так и квалифицированных футболистов в значительной степени определяется скоростно-силовыми возможностями спортсменов, а также степенью адаптации организма к особенностям игровой деятельности
Процесс обучения - это взаимосвязанная деятельность тренера и спортсмена. В процессе тренировки тренер должен не только сообщить ученикам те или иные сведения, но и управлять его активной деятельностью. Отсутствие же целенаправленности воздействий означает по сути дела отсутствие управления процессом общения или тренировки. Чем конкретнее поставлена цель и задачи ее выполнения, тем выше вероятность эффективности обучения.
Отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Знание структуры и динамики физических качеств можно использовать для целенаправленного развития отдельных двигательных способностей и их сочетаний в те возрастные периоды, которые наиболее благоприятны для такого развития.
Необходимо постоянно опираться на возрастные закономерности становления спортивного мастерства. В этой связи нужно учитывать возраст начала занятий, начало специализации, возрастные критерии наиболее эффективного развития физических качеств и двигательных навыков.

Преимущественная направленность в работе - не в объеме специфических беговых упражнений, а в количестве приобретенных двигательных навыков. Перечисленная этапность обусловлена, прежде всего, закономерностями -возрастного развития, моторики детей. В этом процессе имеются период ускоренного и замедленного роста отдельных качеств. Процесс овладения техникой и обучение навыков можно условно разделить на три основные части:
1. Создание представления о движении. 2. Изучение движения. 3. Закрепление и совершенствование. Приступая к планированию, необходимо видеть четкую перспективу работы по всем разделам подготовки. Имея перед собой целевые задачи, составляется план, в котором отображается содержание, последовательность задач тренировки и их взаимодействие между собой. План должен согласовать все содержание учебно-тренировочного процесса, что даст возможность отчетливо видеть и управлять ходом занятий. Тренировочный процесс может и должен корректироваться, поскольку в системе тренировок процесс всегда отклоняется от оптимального режима.
1. Начальная подготовка -9-12 лет. 2. Начальная специализация -13-14 лет 3. Углубленная подготовка - 15 - 16 лет. 4. Спортивное совершенствование - 17-18 лет. На 1-м этапе средства подготовки должны охватывать самый широкий круг упражнений и игр. Подготовка исключает специфическое воздействие на одно из многих необходимых качеств. На 2-м и 3-м этапах обучения происходит формирование футбольных способностей и футбольного потенциала, с разучиванием и закреплением отдельных технических элементов и приемов. Футболисту необходимо приобрести и закрепить прочные навыки для решения технических и двигательных задач в игре. Задачи 4-го этапа - совершенствования - заключаются в обеспечении физическим потенциалом, приобретенным на базе технических и тактических навыков. Совершенствование всех качеств, которые были достигнуты на предыдущих этапах, а также реализацию индивидуальных возможностей футболистов в игре. В будущем все умения и навыки должны использоваться в более сложных тренировочных условиях и соревновательных играх.
В понятие «подготовка» входят три таких основных раздела, как физическая, техническая и тактическая подготовка.

Общая физическая подготовка обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность начинающих футболистов. Она представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Цель общей физической подготовки – создание у занимающейся двигательной подготовленности, фундамента специальной подготовки. В качестве средств развития физической подготовленности рекомендуется использовать физические упражнения общего воздействия, упражнения из других видов спорта. Такое разнообразие упражнений направлено на расширение у начинающих футболистов двигательных возможностей. При этом нужно учитывать закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Они могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Например, с увеличением силы у занимающихся увеличивается скорость, улучшается координация движений, точность ударов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре основным игровым приемам навыки, которые совпадают с игровым режимом мышечной работы. Общая физическая подготовка достигнет своих целей только тогда, когда в работе тренирующихся соблюдается постоянство и непрерывность. Она вымогается как обязательная составная часть учебно-тренировочных занятий на всех этапах и во все периоды подготовки футболистов. Конечно, наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки. С возрастом и повышением уровня спортивного мастерства ее доля уменьшается и, напротив, доля специальной подготовки увеличивается. Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов. Специальная физическая подготовка способствует овладению техническими приемами игры, повышению тактического мастерства занимающегося, достижению ими спортивной формы, а также совершенствованию психической подготовленности. Ее основная цель – максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве. Для решения этих задач рекомендуются специальные подготовительные упражнения с характерами для игры в футбол напряжением, координации, темпом и ритмом движения. Для этого более всего подходят упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные игры, упражнения из других видов спорта и, конечно, сама игра в футбол. Специальная физическая подготовка базируется на общей двигательной подготовленности. К решению ее задач рекомендуется переходить только после достижения спортсмена определенного уровня общего развития.
Прыгучесть - это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний.
   Упражнения для развития прыгучести и быстроты
     Ежедневные подскоки на носках, прыгая все выше и выше! Чтобы икроножные мышцы не травмировались, 34 раза в день по 50 раз с перерывами (утром, днем, вечером). Начинать с 20 подскоков на зарядке, затем, прибавляя в день по одному, довести их число до 50. После перерыва повторить упражнение, прибавляя количество подскоков по одному.       Параллельно        а) упражнения на растяжение икроножных мышц (любое из трех по выбору).       Упражнение 1. Упереться руками о стену, а ноги отодвинуть от нее. Приподняться на носок одной ноги и опустить пятку на пол. То же самое проделать другой ногой. Чем дальше отодвигать ноги от стены, тем сильнее будут растягиваться икроножные мышцы.       Упражнение 2. Подавать колени вперед, не отрывая пятки от пола.       Упражнение 3. Положить на пол доску, встать на нее на носки. То приподниматься, то опускаться на носках, доставая пятками до пола (толщину доски можно постепенно увеличивать);
Для подготовки спортсменов в видах спорта, где прыгучесть - одно из ведущих качеств, мы предлагаем ряд тестов, использование которых в совокупности обеспечит получение информативных данных.
ТЕСТ 1 - измерение высоты выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.
На пролет гимнастической стенки крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см.
Занимающийся становится боком к разметке в основной стойке и по сигналу учителя выполняет прыжок. Оценивается высота выпрыгивания.
ТЕСТ 2 - измерение высоты выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки.
Стоя боком к разметке, прикрепленной к пролету гимнастической стенки, испытуемый делает шаг вперед и выполняет прыжок вверх с сильным взмахом руками, касаясь разметки пальцами. Оценивается высота выпрыгивания.
ТЕСТ 3 - измерение дальности прыжка в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками.
На полу вдоль границы баскетбольной площадки крепится бумажная (или из плотной ткани) лента длиной 300 м с разметкой через каждый сантиметр.
Занимающийся становится у начала разметки и по команде учителя выполняет прыжок вперед толчком двумя ногами со взмахом руками. Дальность выпрыгивания оценивается с точностью до 1 см.
ТЕСТ 4 - измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом руками. В спортивной практике многие прыжковые упражнения: прыжок в высоту, в длину, с шестом, тройной и другие - выполняются толчком одной, более сильной, ногой. Поэтому выпрыгивание вверх из приседа на одной ноге - информативный тест для определения прыгучести.
Напротив пролета гимнастической стенки с разметкой по сигналу тренера занимающийся приседает на одной ноге и выполняет прыжок вверх со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.
ТЕСТ 5 - измерение высоты выпрыгивания вверх после прыжка в глубину.
Перемещение тела вверх после прыжка в глубину - достаточно сильный раздражитель нервно-мышечного аппарата, предъявляющий большие требования не только к силовым и скоростным возможностям спортсмена, но и к координационным. Поэтому данный тест используется для определения уровня прыгучести квалифицированных спортсменов.
Перпендикулярно гимнастической стенке на расстоянии 1 м от пролета с разметкой ставится скамейка. По сигналу тренера спортсмен, спрыгнув со скамейки, выполняет прыжок вверх толчком двумя ногами со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что прыгучесть - одно из наиболее сложных двигательно-координационных качеств, имеющих многочисленные проявления. Наряду с такими координационными качествами, как ловкость, подвижность, гибкость и другие, прыгучесть имеет большое практическое значение в жизни человека, особенно в прикладной деятельности. Одна из характерных особенностей данного качества - продолжительное время, необходимое для его развития и совершенствования и очень быстрое снижение показателей при прекращении регулярных целенаправленных занятий. Это следует учитывать тренерам при планировании различных периодов тренировки в тех видах спорта, где прыгучесть - профилирующее качество.

Ловкость - это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся игровой ситуацией.
Ловкость - комплексное качество, в котором сочетаются проявление быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приемами.
Ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения.
1. "Конвеер". Выполняется с партнером. Оба медленно бегут вратарь спиной, партнер лицом. У них два мяча, которыми они перебрасываются как можно быстрее. Чем меньше расстояние до партнера, тем сложнее делать.  2. Примерно то же самое. Берутся два мяча одинаковой накаченности и встаете к стене. Бросаете в нее мяч, пока он летит и отскакивает - бросаете другой. Потом ловите первый и снова его бросаете в стену. Со вторым так же. Выполнять, пока не ошибетесь (или не устанете, но это бывает редко). Чем ближе к стене - тем сложнее.  3. Для вратарей мини, но, наверное, и для большого сгодится. Вратарь встает в ворота 2*3 метра (стандартные). Партнер - с мячом на расст. 2 метра. Бросает вратарю мяч. Тот его ловит, отдает обратно, делает пару приставных шагов к штанге так, чтобы мог ее коснуться, касается рукой штанги, касается рукой пола (земли - без разницы) - снова делает приставной шаг в середину ворот, куда партнер уже снова кинул мяч. Повторяет то же самое к другой штанге. И все естественно как можно быстрее. Выполняется 3 серии по 20-25 повторений.  4. Из стойки делаете упор присев, потом упор лежа, отжимание, потом упор присев, потом выпрыгивание из приседа и сначала. Тоже выполняется сериями по 8-15 и в быстрейшем возможном темпе.  Развитию ловкости помогают такие игры, как настольный теннис(помогает концентрировать внимание на шарике), баскетбол - это позволит выработать хватку, и всегда ожидать удара, т.к. в баскетболе всегда делаются неожиданные пасы..  жонглирование теннисными мячами. Одной рукой 2-3 мячика, 2 руками и т.п. Потом перейти на мини футбольные мячи, а потом на большие.
Упражнения для развития ловкости без мяча
Кувырки вперед и назад из упора присев.
Серии кувырков: один вперед, один назад.
Кувырки вперед и назад через плечо.
Опорные   прыжки   ноги   врозь   и   согнув   ноги   через «козла».
Продвижение   прыжками   между   стойками    (камнями, флажками).
Прыжки  через набивные  мячи  и другие препятствия.
Бег между деревьями   (стойками,  мячами, флажками, камнями).
Прыжки вверх-вперед после разбега и толчка с мостика (трамплина) и ловля теннисного (футбольного) мяча во время полета мяч набрасывается партнером.
С футбольным мячом
Кувырки вперед и назад с мячом в руках.
Подбросить мяч руками вверх, сделать кувырок вперед, поймать опускающийся мяч.
То же,  но  после  кувырка  быстро встать,  прыгнуть вверх и поймать мяч.
Жонглирование мячом ногами, бедром, головой.
Ведение  мяча   между  фишками, флажками  на различной скорости.
Подбросить мяч руками вперед-вверх, сделать кувырок вперед   (на  траве,  мате), встать и, после того  как мяч коснется  земли,  вести его,  меняя  направление движения.
С  расстояния  78  шагов  руками   из-за   головы   направьте мяч в стенку, сделайте кувырок вперед и поймайте отскочивший от стенки мяч.
Ведение мяча двумя руками
Ходьба на руках с качением мяча перед собой. Партнер поддерживает ноги.
Встаньте с партнером в 3 шагах друг от друга и жонглируйте мячом ногами. По сигналу третьего игрока легкими ударами направляйте мяч друг другу, приняв мяч, продолжайте жонглировать и т. д.
Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.
Ходьба по гимнастическому бревну с одновременным жонглированием двумя мячами.
Прыжки через скакалку с ведением мяча. Крутящие скакалку тоже ведут мяч.
Прыжки через длинную скакалку в парах с передачами мяча. Крутящие скакалку игроки тоже отдают пас друг другу.
Бег на месте с одновременным оборотом мяча вокруг корпуса и отбиванием мяча головой
Координация это согласованность действий различных частей тела, например, обеих рук, руки и ноги в выполнении одновременных и последовательных движений.
Скорость это умение совершать законченные движения за короткий отрезок времени.
Быстрота - это способность выполнять двигательные действия с большой скоростью
Сила это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Для футболиста особенно важно развивать силу ног. Однако во время тренировок также необходимо в достаточной степени уделять внимание и развитию мышц шеи, плечевого пояса, туловища, спины, живота. Словом, футболист должен обладать такой силой, которая поможет ему осуществлять рывки за мячом и на свободное место, прыжки за мячом, даст возможность внезапно остановиться и резко поменять направление движения, сильно бить по мячу. В то же время развитие силы не должно идти в ущерб гибкости, быстроте, умению точно воспринимать игру. Наибольшие темпы развития силы наблюдаются в основном в младшем и подростковом возрасте: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 14 до 15 лет. При этом в возрасте 811 лет рекомендуется использовать прыжковые, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах. Для 1214-летних можно применять динамические упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, толкание ядра. Для 1516-летних количество упражнений с отягощениями заметно увеличивается. После каждого интенсивного упражнения рекомендуется короткий отдых (2030 с). В паузах для отдыха целесообразно выполнять упражнения на расслабление.
Упражнения для развития мышц шеи
1. Из различных исходных положений (основная стойка, лежа на спине, лежа на животе и пр.) наклоны и повороты головы, круговые движения головой. То же, но с сопротивлением руками. Например, лежа на животе, руки за головой, отвести голову назад, оказывая сопротивление руками, и затем, нажимая руками, наклонить голову вперед, оказывая сопротивление напряжением мышц шеи. 2. Встать с партнером друг против друга, взять его за шею и попробовать наклонить к себе. Партнер, стоящий в положении ноги врозь (одна нога вперед), пытается сопротивляться. Поменяться ролями.
Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса
1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя, в упоре лежа. 2. Лазание по канату с помощью ног и без участия ног. 3. Встать с партнером друг против друга, взяться за палку двумя руками. Держа палку на вытянутых руках, перетягивать друг друга, преодолевая сопротивление партнера. 4. Встать с партнером друг против друга и, опираясь о ладони друг друга, попеременно сгибать и выпрямлять руки с сопротивлением. 5. Броски набивного мяча двумя руками: снизу, от груди, из-за головы, из-за спины, через голову, между ногами с наклоном вперед. 6. Перебрасывание набивного мяча из руки в руку. 7. Толчки набивного мяча одной рукой.
Упражнения для развития мышц живота
1. Из положения упор сидя сделать прямыми ногами «ножницы». 2. Лечь на спину. Попросить партнера прижать к земле (полу) ваши ноги. Медленно поднимать и опускать туловище. 3. Из положения вис на гимнастической стенке (спиной к ней) поднять ноги как можно выше и медленно опускать.
Упражнения для развития мышц туловища
1. Из положения ноги врозь, руки вверх, трижды наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить в каждую сторону по 68 упражнений. 2. Встать на колени, руки вверх, круговые движения туловища вправо, затем влево. Выполнить по 68 кругов в каждую сторону. Упражнение можно делать с небольшими гантелями. 3. Прижать набивной мяч руками сзади к шее и делать наклоны туловища в стороны и повороты направо и налево. 4. Встать с партнером спиной друг к другу, руки вверх. Взявшись за руки, наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить 57 раз в каждую сторону.
Упражнения для развития мышц спины
1. Лечь на живот, руки вверх. Делать одновременно встречные движения назад ногами и руками, стараясь хорошо прогнуться. Повторить 6-8 раз. 2. Лечь на живот, руки вверх, ноги хорошо закрепить (или партнер держит за ноги). Прогнуться 57 раз. 3. Принять положение упор лежа на согнутых руках. Выпрямить руки, прогнуться так, чтобы бедра касались земли. Повторить 58 раз.
Упражнения для развития мышц ног
1. Бег в гору с высоким подниманием бедра в среднем и быстром темпе. Обращать особое внимание на выпрямление опорной ноги. 2. Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком (по глубокому снегу, по воде), с отягощением и без него, на месте и с незначительным продвижением вперед, в различном темпе. 3. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, песок, торфяной грунт) в различном темпе, в гору, по ступенькам лестницы вверх. Следует обращать внимание на законченность движений при отталкивании. 4. Прыжки на прямых ногах. Поочередное отталкивание правой и левой ногой производится за счет сгибания и разгибания в голеностопных суставах. Выполняется в медленном и среднем темпе с незначительным продвижением вперед по мягкому грунту. При этом следует обращать внимание на отталкивание только стопой с максимальным сгибанием ноги в коленном суставе. 5. Прыжки на одной ноге. Мощно отталкиваясь ногой, продвигаться вперед. При этом следить, чтобы руки работали, как при беге. Дистанция 1530 м. 6. Упражнение для укрепления мышц задней поверхности бедра. Лежа на животе, партнер держит ноги за голеностопные суставы. Медленно поднимать туловище назад до положения стоя на коленях и медленно возвращаться в исходное положение. Выполняя упражнение, следить за подниманием прямого туловища (можно прогнувшись). 7. Упражнение для укрепления мышц передней поверхности бедра. Стоя на коленях, медленно наклоняться назад до касания головой пола и медленно выпрямляться до исходного положения. 8. Из основной стойки сделать на три такта пружинистые приседания, на четвертый такт вернуться в исходное положение. Повторить 1215 раз. 9. Из основной стойки, руки за спиной, присесть на носках (ноги сомкнуть, спину прогнуть, вперед не наклоняться). Повторить 10-12 раз. 10. Из основной стойки присесть поочередно то на одной, то на другой ноге. Повторить 6-8 раз. 11. В приседе прыжки вперед, назад, в стороны. 12. Встать с партнером друг к другу спиной, взяться за руки и сделать глубокий присед. Повторить 68 раз. 13. Зажать ступнями мяч (футбольный или набивной) и выполнить прыжки вперед или в стороны. 14. Лечь на спину и подтягивать к груди колени. Отбивать ногами мяч, который набрасывается верхом. После 68 попыток поменяться ролями с партнером. 15. Из основной стойки присесть с отягощением (гантели, набивной мяч, мешочки с песком) с последующим быстрым выпрямлением. 16. Выполнять ногой броски набивного мяча. 17. Удары по мячу ногой на дальность.

 Мышечная сила - одно из важнейших физических качеств, которое представляет собой способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Комплексы упражнений для развития силы
 
Упражнения с мячом
1. Стоя, ноги на ширине плеч, мяч у груди, руки согнуты. Толкнуть мяч от груди двумя руками.
2. Стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках внизу. Бросить мяч через голову назад.
 
Упражнения без предметов
1. Стоя на коленях, руки на полу. Согнуть руки, выпрямить
2. Лежа на животе, руки согнуты, ладони на полу у груди. Приподнять плечи и голову, выпрямляя руки, снова лечь.
4. Лежа на животе. Поднять обе руки и помахать ими несколько раз, на локти не опираться. Воспитатель считает до 3-5 раз, затем короткая пауза для отдыха. Упражнение повторить ещё 2-3 раза.
5. Стоя лицом друг к другу и упираясь ладонями о ладони партнера, попеременное и одновременное сгибание и разгибание рук с сопротивлением.
6. Стоя спиной друг к другу, держась за руки, опускание на пол и возвращение в исходное положение.


Упражнения с набивными мячами (вес 700-1000г)
1Сидя, скрестив ноги, мяч в двух руках. Поднять мяч, сгибая руки, опустить за голову, снова поднять и опустить
2. Стоя, ноги на ширине плеч, мяч у груди держать хватов ладони наружу, локти не опускать. Толкнуть мяч от груди двумя руками.
3. Стоя, ноги на ширине плеч, мяч в двух руках внизу. Бросать мяч через голову назад. Упражнение выполнять в сторону стены.
4. Сидя, ноги согнуты, стоят на мяче. Подкатывать и откатывать мяч от себя, перебирая стопами.
5. Стоя, мяч на полу, ноги вместе, руки слегка отведены назад. Прыжки на двух ногах через мяч. Стараться прыгать как можно дальше, а не выше.
 
Упражнения преимущественно для мышц ног и таза
1. Различные виды ходьбы (на носках, пятках, внешнем крае стопы) 2. Приседания на носках и на всей стопе (ноги вместе и врозь). 3. Приседание на одной ноге с опорой и без опоры руками 4. Выпады (вперед, назад, в сторону) на месте и с продвижением

 Выносливостью – это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности человека без снижения ее эффективности, т.е. способность противостоять утомлению.
Гибкость – это подвижность в суставах, способствующая расслаблению мышц и выполнению движений с большой амплитудой.
Упражнения на гибкость рекомендуется выполнять в каждом тренировочном занятии. При этом следует учитывать, что чрезмерная нагрузка может привести к повреждению мышц и связок. Поэтому перед выполнением упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреть мышцы с помощью общеразвивающих упражнений. Упражнения на гибкость следует выполнять многократно, в то же время не забывая о паузах для отдыха. В паузах рекомендуется выполнять упражнения на расслабление.
Без мяча
1.Круговые движения стопами в положении сидя, ноги вверх, а также в положении лежа на спине, ноги вверх. 2.Круговые (восьмеркообразные) движения стопой в положении стойка на одной ноге, другая нога вперед. 3.Вращение барабана стопами в положении лежа на спине, ноги вверх 4.Балансирование, стоя на качалке на полной ступне 5.Катание барабана ногами вперед 6.Из различных исходных положений (руки вверх, вниз, в стороны, перед грудью, соединены за спиной и т. п.) отведение прямых рук назад пружинящими и рывковыми движениями. То же с легкими гантелями. 7.В положении «мост» покачивание вперед-назад, выпрямляя и сгибая ноги. 8.Из положения сидя (ноги вместе, врозь) наклоны вперед, доставая или захватывая носки ног. 9.Из различных исходных положений (ноги вместе, врозь, стоя на коленях) максимальные наклоны назад. 10.Во время медленного бега прыжки вверх, имитируя удары головой по мячу. 11. Во время медленного бега прыжки вверх с поворотом на 90-180°.
С футбольным мячом
1. Захват стопами вытянутых ног мяча с подниманием ног на 45° 2. То же, с последующим сгибанием-разгибанием стоп. 3. Доставание в прыжке подвешенного к стойке мяча. 4. Доставание носком вытянутой ноги в положении лежа на спине (или в упоре сзади с согнутыми ногами) постепенно поднимаемого партнером вверх мяча . 5. Повороты стоп наружу-внутрь. При этом носки ног прижимают к голеням мячи 6. Приседания в парах спиной друг к другу с зажатым между спинами мячом. 7. То же, но с двумя мячами. 8. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах с зажатым между стопами мячом (лежа на животе). При этом пятки касаются ягодиц. 9. Прыжки вверх с зажатым между стопами мячом, стараясь коснуться коленями груди 10.Бросания голенями при прыжке вверх зажатого между стопами мяча в направлении через себя - вперед 11. Сгибание ног до касания носками поверхности поля за головой из положения на спине с зажатыми между стопами мячом 12. Махи вперед-назад в парах (стоять боком к партнеру с опорой руками о его плечо) с доставанием вытянутым носком мяча, постепенно поднимаемого третьим партнером 13. То же, но с доставанием мяча пяткой 14. Борьба за опускающийся мяч в парах. Мяч подбрасывается третьим партнером 15. Остановка опускающегося мяча, набрасываемого партнером 16. Пружинящие наклоны назад хватом за пятки из положения стоя на коленях с выполнением остановки опускающегося мяча грудью. Мяч набрасывается партнером 17. Лежа на животе (в руках и между ступнями ног зажаты мячи) прогнуться 18. Одновременное поднимание ног с зажатым между стопами мячом и туловищем из положения лежа на боку 19. Опускание ног с зажатым между стопами мячом влево-вправо из положения лежа на спине. Руки фиксируются партнером
Быстрота реакции определяется промежутком времени, необходимым для того, чтобы начать действие, когда появилась потребность в нем.
Подними согнутую правую руку: предплечье параллельно полу, пальцы касаются уха. Положи монету на предплечье у самого локтя. Быстро опусти локоть, урони (но не бросай!) монету и поймай ее в ладонь правой руки, не дав упасть на пол.
В группах начальной подготовки (дети 7-10 лет) особенное внимание уделяется общей физической подготовке и укреплению здоровья и физических возможностей детей. В таком возрасте особенно хорошо развивается ловкость, гибкость, координация движений. Ребята обязательно выполняют разминку, в которую входят упражнения с элементами акробатики, гимнастики, легкой атлетики. В программу включена растяжка, упражнения на пресс, подтягивания, отжимания, прыжки через скакалку. Дети играют в подвижные игры ручной мяч, волейбол, салки. Устраиваются эстафеты.
Выносливость это способность организма продолжительное время выполнять физическую работу в условиях игровой деятельности. Выносливость во многом определяется не только функциональными возможностями организма, но и рациональной техникой игрока, его волевыми качествами. Развитие этого физического качества происходит на протяжении всего школьного периода, за исключением периодов с 12 до 13 лет и с 15 до 16 лет. Заметно возрастает выносливость с 13 до 15 лет, а наиболее интенсивно с 16 до 17 лет. Выносливость можно развивать тогда, когда во время тренировки организм занимающегося доводится до состояния утомления. Основными средствами воспитания общей выносливости являются бег в равномерном темпе, сочетание бега с ходьбой, плавание, езда на велосипеде. В то же время сама игра в футбол прекрасно развивает это качество. Объем и интенсивность упражнений на выносливость целесообразно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса. Число ударов сердечных сокращений в минуту не должно превышать 190. Длительность интервала отдыха при пробежке коротких отрезков (3080 м) может быть от 1 до 1,5 мин. При пробежке от 150 до 250 м интервал увеличивается до 34 мин. Запомните, что в результате выполнения в течение длительного времени подобных упражнений заметно улучшается деятельность органов дыхания и кровообращения, а также увеличивается общая сила мышц и улучшается координация движений. А с помощью игровых упражнений с мячом развивается специальная выносливость, необходимая для решения игровых проблем в ходе матча.
Упражнения на развитие выносливости
Без мяча
1. Бег по пересеченной местности в чередовании с ходьбой в течение 2040 мин. 2. Бег в чередовании с ходьбой: 100 м ходьба медленная, 300 м бег медленный, 100 м ходьба ускоренная, 300 м бег в среднем темпе, 50 м резкое ускорение. 3. Игра в баскетбол. 4. Плавание. 5. Участие в разнообразных подвижных играх.
С футбольным мячом
1. Ведение мяча в равномерном темпе на расстоянии 5060 шагов. 2. Ведение мяча от одних ворот до других с последующим ударом по воротам с расстояния 15 шагов. После удара вновь ведение, но уже к другим воротам. Упражнение выполняется на поле уменьшенных размеров. Повторить 34 раза. 3. Набрасывать мяч партнеру так, чтобы он в прыжке ударом головой отправлял мяч назад. Расстояние между партнерами 45 шагов. После 2025 раз поменяться ролями. 4. Встать в 67 шагах от партнера, продвигаться вперед на расстояние 5060 шагов, на ходу передавая друг другу мяч. 5. Игра «Отбери мяч». На поле обозначается четырехугольник 10x20 шагов. Вести мяч по четырехугольнику, стараясь, чтобы партнер как можно дольше не мог отобрать мяч. После отбора мяча партнеры меняются ролями. 6. Игра «Точная передача». В каждой команде равное число играющих (46 человек). По жребию одна из команд начинает игру. Игроки этой команды стараются сделать друг другу как можно больше передач, чтобы мяч не перехватили соперники. За каждую передачу команде начисляется одно очко. По истечении установленного времени команды меняется ролями. Если соперники перехватили мяч, одно очко начисляется им, а мяч вновь передается команде, которая выполняет передачи. В итоге победа присуждается команде, набравшей больше очков. 7. Игра «На полполя». В составах команд по 6 человек. Команды играют без вратарей. Ворота изготовляются из стоек шириной 3 м. Игроки играют 3 периода с паузами для отдыха 2 мин. Продолжительность каждого периода 8 мин. 8. Игра «На все поле». В составах команд по 9 игроков. Они играют на стандартном поле два тайма по 25 мин. каждый.
После ряда таких упражнений рекомендуется применять упражнения на расслабление. 1. Встряхивание рук с опусканием их вниз и наклоном вперед из исходного положения руки вверху. 2. Встряхивание ног, согнутых в коленных суставах, лежа на спине. Упражнение можно делать с партнером. 3. Встряхивание рук, отведенных в стороны. 4. Махи расслабленной ногой вперед и назад с подскоками на другой ноге. 5. Встряхивание ноги, выполняющей движения в различных плоскостях, в исходном положении, стоя в упоре на другой ноге. 6. Расслабленные движения рук вперед и назад из положения одна рука спереди, другая сзади. 7. Расслабленные движения рук скрестно перед собой с отведением их в стороны. 8. Опускание расслабленных рук через стороны вниз с наклоном туловища вперед и скрестным движением рук перед собой. 9. Маховое движение расслабленной ногой вперед и назад. 10. Встряхивание ног, поднятых вверх, из исходного положения лежа на спине. 11. Встряхивание ног, поднятых вверх, в стойке на лопатках с поддержкой туловища руками. 12. Поочередные подскоки на одной и другой ноге со встряхиванием свободной ноги, туловища и опущенных вниз рук. 13. Повороты туловища влево и вправо с расслабленными движениями обеих рук назад. 14. Встряхивание руки с помощью партнера, держащего ее за кисть в горизонтальном положении (или держащего руку у локтевого сустава в вертикальном положении). 15. Встряхивание ноги с помощью партнера (удерживающего ее за голеностопный сустав) из исходного положения лежа на спине
Техника игры вратаря Ловля высоких мячей, идущих в стороне от вратаря.  Ловля таких мячей чаще всего сочетается с одним или несколькими шагами в сторону и последующим прыжком.    Передвижение до толчка производится одним из следующих способов: приставным шагом, скрестным или простым после поворота в сторону движения. Выбор способа передвижения до толчка зависит от индивидуальных способностей вратаря.    Во всех случаях толчок после движения надо делать вслед за тем, как ступни повернулись носками в направлении прыжка. Небольшая потеря времени для принятия этого положения с избытком возмещается дальностью прыжка.  До толчка руки все время помогают и перемещению, и толчку. Только после толчка они выносятся навстречу мячу, с таким расчетом, чтобы встретить его и последующим движением притянуть к корпусу. Прием высоких мячей, идущих в сторону, связан чаще всего с падением на землю. Большое значение имеет своевременное, до падения на землю, притягивание мяча к корпусу.  Ловля низких мячей с падением.  Мячи, идущие в сторону от вратаря, добежать до которых он не может, принимаются следующим способом.  Вратарь перемещается в нужном направлении приставньм скрестным или обыкновенным, после поворота, шагом и, произведя энергичный толчок, движется над землей к мячу. Руки, до толчка помогавшие ему, резко выносятся вверх. Тыльные части ладоней обращены назад. Как только мяч прикоснулся к рукам, вратарь энергичным движением подтягивает его к корпусу. В момент падения нога, находящаяся сверху, должна быть согнута в колене. Затем она выносится вперед для защиты области живота и паха, а также для удобства вставания. Это движение ногой надо делать так чтобы оно не представляло опасности для нападающих игроков.  В тех случаях, когда падение производится без предварительных перемещений, перед толчком ставят ступни носками в направлении движения. Это значительно увеличивает силу толчка.  Вратари должны избегать падений плашмя. Во всех случаях необходимо изгибать свое тело во фронтальной плоскости настолько, чтобы падение происходило как бы перекатом, причем сначала земли касается голень, затем бедро, таз, бок, руки.   При далеких, трудно доставаемых мячах, перекатываются через руки (если мяч идет по самой земле) или через плечо (если мяч уже подтянут), бок, таз и в последней фазе ноги.
.



Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415