Психологическое сопровождение реализации ФГОС
Психологическое сопровождение реализации ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Цель психологического сопровождения реализации ФГОС Создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Задача психологического сопровождения реализации ФГОС Выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей в соответствии с их образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями. Федеральный государственный образовательный стандарт Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных компетенцийФормирование информационной компетентностиСистемно-деятельностный подходСохранение психического и физического здоровья детейВыполнение учебного плана Портрет выпускника Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности на протяжении всей жизни.Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение.Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие личности Внедрение здоровье-сберегающих технологий Развитие универсальных учебных действий (УУД) Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Универсальные учебные действия в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Формирование УУД Учитель – не урокодатель, а консультант, организующий различные виды деятельности на уроке. Профессиональное мастерство:Проектирование учебного процесса (идём от формируемых УУД и знаний, а не от темы урока)Анализ достигнутых результатовПроектирование «учебных ситуаций» (создание противоречий, интриги и т.д.)Организация работы учащихся в парах, группах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей (использование инд. плакатов)Оценочная деятельность. К.Д. Ушинский «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» Классификация УУД Личностные УУД Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихсяСамоопределениеСмыслообразованиеНравственно-эстетическая ориентация Регулятивные УУД Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельностиЦелеполаганиеПланированиеПрогнозированиеКонтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталономКоррекцияОценкаСаморегуляция Познавательные УУД Общеучебные УДВыделение и формулирование познавательной целиПоиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средствСтруктурирование знанийОсознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формеРефлексия способов и условий действияСмысловое чтениеПостановка и формулировка проблемыМоделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов. Познавательные УУД Логические УДАнализСинтезсравнение, классификация объектов подведение под понятие, выделение следствийУстановление причинно-следственных связейПостроение логической цепи рассужденийДоказательствоВыдвижение гипотез и их обоснованиеПостановка, создание способов решения, решение проблемы Психологическое сопровождение стандартов. Основные направления деятельности. ПрофилактикаПсихологическая диагностикаПросвещениеКоррекционно – развивающие направлениеКонсультационное направление. Направления деятельности психологов по сопровождению педагогов Повышение психологической компетентности учителей (в том числе и в сфере педагогического общения). Диагностика и профилактика профессионального выгорания (тестирование и проведение тренинговых занятий). Консультации учителей по результатам диагностики обучающихся. Направления деятельности психологов по сопровождению родителей информирование родителей обучающихся относительно психологических особенностей ФГОС и возрастных особенностях обучающихся; выработка рекомендаций родителям по вопросам адаптации ребенка к школе; диагностика стилей семейного воспитания (отношений в семье);консультации по результатам диагностики детей Направления деятельности психологов по сопровождению обучающимися проведение мониторинговых исследований,направленных на диагностику межпредметных и личностных результатов;диагностика личностного развития обучающихся; работа с социально дезадаптированными учениками и индивидуальные консультации одаренных детей, проведение тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков. Мониторинг личностных результатовобучающихся Принципы построения психологической диагностики.Этические принципы.Валидности.Разумной достаточностиСоответствие целям диагностики. Диагностика УУД (личностных и метапредметных)Необходимость программа диагностики. Психологическая диагностика Стандарт предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования). Исследуемые параметры психического развития Когнитивное развитие ( комплекс диагностических методик на изучение особенностей развития памяти, внимания, мышления, речи, развитие мелкой моторики). Психосоциальное развитие ( самооценка, уровень притязаний, особенности эмоциональной сферы, коммуникативное развитие, саморгуляция, самоконтроль). Коррекционно - развивающая работа с обучающимися Рекомендуемые программы:Битянова Р. М. «Адаптация ребенка к школе: Диагностика, коррекция , психологическая поодержка».Кривцова С.В. Обучение жизненным навыкам. Уроки психологии.Хухлаева О.В.Тропинка к своему Я.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.Н.П. Локалова. 120 уроков психологического развитияИндивидуальные и групповые коррекционные программы. СПАСИБО!