Методические рекомендации Психологическое сопровождение реализации ФГОС в начальной школе
Психологическое сопровождение реализации ФГОС в начальной школе.
Не секрет, что еще совсем недавно главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. С 2011 г. вся система начального образования РФ перешла на образовательные стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС нового поколения становится более значимой. Психолог является связующим звеном между школьниками и их родителями, педагогами и администрацией, а если рассматривать более глобально, то между семьей, образовательным учреждением и в некоторой степени и государством. На психолога возлагается работа по изучению основных тенденций и индивидуальных особенностей, как групповых, так и индивидуальных; по разработке рекомендаций на основе проведенных мониторингов; по повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Новые веяния несут в себе большую работу, как над профессиональным уровнем самого психолога, так и над повышением психологической культуры всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Психолого-педагогическое обеспечение ФГОС НОО педагогом-психологом в нашей школе строится поэтапно. Эти традиционные этапы всегда присутствовали в работе школьного психолога, но сейчас они приобретают более структурированные и отработанные взаимосвязи.
Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС
Участие в разработке и реализации системы оценки УДД
участие в разработке системы оценивания УДД;
диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности;
помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов
Создание развивающей среды
просветительская и консультативная работа с родителями;
развивающая психологическая работа с педагогами Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми
групповая развивающая работа;
коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая);
участие в работе консилиумов
Алгоритм работы психолога включает в себя несколько блоков.
Первый блок – диагностический. В настоящее время Российской академией образования составлен и рекомендован к использованию пакет психологических методик по формированию и диагностике универсальных учебных действий. Представленные психологические методики диагностики позволяют дать качественно-количественную оценку сформированности каждого вида УУД на момент поступления (6-7 лет) в начальную школу и ее окончание (10-11 лет). Однако, они недостаточны для выявления причин трудностей формирования как личностных и метапредметных, так и предметных умений.
К каждому виду УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) были составлены диагностические пакеты, в которых представлен достаточно широкий набор диагностического инструментария. Не только тот, который непосредственно используется в мониторинге, но и возможные для использования диагностики. Такой подход к подбору методик позволяет делать выбор между ними, опираясь на цели конкретного мониторинга, возможностей проведения тестирования (индивидуального или группового), ответственного за проведения (учитель или педагог-психолог) и других условий. Диагностический блок позволил мне провести качественную и количественную оценку уровня развития УУД в течение двух лет в 1 и 2 классах.
Таким образом, диагностический этап позволяет собрать блок документов: 1) план мониторинга оценки сформированности личностных и метапредметных результатов; 2) четыре приложения к плану с диагностическим инструментарием; 3) специальный пакет методик для учителя, которые проводят непосредственно они (с четкой инструкцией, разработанными бланками, таблицами для отчета).
Аналитическая составляющая диагностического блока. На основе диагностического материала проводится глубокий анализ каждого параметра универсальных учебных действий, составляются справки о результатах уровня их развития (входные и итоговые), ведение индивидуальной карты обучающегося.
Индивидуальная карта обучающегося(№ в классном журнале или шифр)
Показатели сформированности универсальных учебных действий Педагогическая оценка Психо-
диагностика Оценка за выполненное комплексное задание Динамика (портфель достижений) Итог
I Сформированность личностных УУД 1.1 Самоопределение (самооценка, основы гражданственности) 1.2 Смыслообразование (учебно-познавательная мотивация) 1.3 Морально-этическая ориентация II Сформированность регулятивных УУД 2.1 Действие целеполагания2.2 Действие планирования 2.3 Действия контроля и коррекции 2.4 Действие оценки 2.5 СаморегуляцияIII Сформированность познавательных УУД 3.1 Общеучебные действия (запоминание, восприятие, знаково-символические действия, работа с источниками информации) 3.2 Логические учебные действия (сравнение, классификация, анализ, синтез, аналогия, установление причинно-следственных связей) 3.3 Общий прием решение задач, моделирование, постановка и решение проблем IV Сформированность коммуникативных УУД 4.1 Взаимодействие с окружающими (учет позиции собеседника) 4.2 Сотрудничество с педагогом и сверстниками в решении учебных задач 4.3 Умение передать свою мысль в устной речи, рефлексия речи Для оценки достижения личностных и метапредметных результатов переводим педагогическую оценку, оценки за выполнение комплексных заданий на межпредметной основе в систему показателей трех уровней: низкий (не достигнут базовый и опорный уровень), средний (овладел опорным уровнем), высокий (владеет действиями на повышенном уровне).
Второй блок – коррекционно-развивающий. По итогам мониторинга, согласно рекомендациям школьного консилиума, определения детей с ОВЗ набираются группы для коррекционно-развивающих занятий. На данном этапе работаю по коррекционно-развивающая программе «Учись учиться» для учащихся 1-х классов. Она направленна на коррекцию и развитие универсальных учебных действий (преимущественно познавательных и регулятивных). Коррекционный цикл состоит из 30 занятий, которые построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. По итогам занятий проводится повторный мониторинг для определения динамики развития.
Третий блок – профилактический. Профилактическая работа ведется с целью предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся. В рамках профилактики ведется психолого-педагогическая работа по обеспечению процесса адаптации обучающихся первых классов и при переходе учащихся в среднее звено.
Четвертый блок – консультационно-просветительский. В течение года проводятся консультации с родителями, чьи дети показали низкий уровень развития тех или иных параметров УУД, с разъяснением результатов мониторинга и рекомендациями для их развития. Кроме этого, педагог-психолог участвует в просветительской работе «Родительского всеобуча» с различными темами выступлений.
Все учителя начальных классов прошли обучающие курсы по введению и реализации ФГОС НОО. Поэтому консультативная работа педагога-психолога ведется в русле индивидуальных консультаций для пояснения психологической стороны нового стандарта и обобщенных результатов по классу, а также групповых консультаций для работы по диагностическому материалу.
Таким образом, можно отметить, что постепенно выстраивается новая система работы педагога-психолога по обеспечению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.
Профилактика
Коррекция и развитие
Мониторинг и оценка
Анализ
Консультация, просвещение
В целом формы работы остались прежними, но изменилось само содержание и инструментарий психолого-педагогического обеспечения. Главные отличительные особенности заключаются в том, что:
1. В условиях реализации ФГОС работа педагога-психолога становится важной частью системы реализации Программы формирования УУД и Программы коррекционной работы Основной образовательной программы.
2. Повышается роль и значимость психологического сопровождения образовательного процесса, поскольку результатами образовательного процесса, кроме предметных становятся личностные и метапредметные.
3. Расширился круг субъектов психолого-педагогического обеспечения: помимо педагога-психолога эту деятельность осуществляют и учителя, и классные руководители.
Таким образом, система работы педагога-психолога строится на базе традиционной системы, но наполнена новым содержанием и инструментарием.
Список литературы:
Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2003.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Бейн К. Доброе утро! Мы рады, что Ты здесь!: Пособие для педагогов по проведению Утреннего Сбора с детьми дошкольного и школьного возраста. - Самара: ООО «Офорт», 2004.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997.
Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.