ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наиболее важными аспектами психологического сопровождения воспитательного процесса в школе являются: Учет интересов ребенка;Добровольность посещаемости занятий;Индивидуальный подход к каждому;Учет психологических особенностей;Вариативность подходов к учащимся. Формы: Основными формами деятельности школьной психологической службы на настоящий момент являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование. Цель психологической службы: психологическое сопровождение образовательного процесса Сопровождать — значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество — адаптивность. Актуальными направлениями реализации вышеперечисленных форм деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении являются: 1.Создание благоприятных условий для успешного обучения, личностного развития и укрепления психофизического здоровья школьников.2. Определение психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, коррекция и профилактика их возникновения. 3. Развитие сотрудничества и взаимодействия между психологом, педагогами и родителями в процессе обучения и воспитания ребёнка в школе. 4. Работа с одаренными детьми. Выявление детей с признаками одаренности. Создание условий для раскрытия потенциала одаренного ребенка. Психологическая поддержка участников олимпиадного движения. 5.Психологическое сопровождение учащихся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, формирование компонентов психологической готовности учащихся к ситуации проверки знаний. Проведение тренингов, лекторий, игр направленных напроф и самоопределение выпускников. (Беседа «Шпаргалка для тех, кто хочет сдать экзамен», «Методы и способы саморегуляции», «Как преодолеть тревогу» и др.) 6.Участие в деятельности штаба воспитательной работы. Разработка и реализация мер по предупреждению вредных привычек у подростков, формированию законопослушного поведения учащихся, пропаганда ЗОЖ, психологических знаний среди всех участников учебно-воспитательного процесса. (Социальная программа «Общее дело», агитбригады, тренинги и занятия направленные на осознание важности ЗОЖ и др.) 7.Индивидуальная и групповая работа педагога-психолога с трудными детьми. Выявление и коррекция отклоняющегося поведения учащихся, предупреждение негативных проявлений кризиса подросткового возраста. 8.Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся и профориентационная деятельность педагога-психолога. Профориентационная работа в образовательном учреждении в контексте востребованности специалистов на рынке труда, учета индивидуальных особенностей и интересов учащихся. (Анкетирование, оформление стендов и др.) В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: - систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения. - формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; - создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Основные виды деятельности психологической службы: Приоритетные направления психологической диагностики (Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения) Диагностика уровня адаптации обучающихся на этапе поступления в школу, на этапе перехода в среднюю школу, в старших классах.- Мониторинг УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные), изучение динамики процесса формирования УДД- Диагностика уровня комфортности обучения в школе- Исследование интересов и предпочтений у учеников младшей школы.- Первичная диагностика профинтересов (5 класс)- Выявление склонностей и интересов учащихся 6-8 классов Профдиагностика учащихся 9-11 классовПсиходиагностическое обследование детей, испытывающих трудности в обучении Определение психологической готовности к ГИАПсихологическая диагностика учащихся состоящих на ВШУМониторинг отношения учащихся к алкоголю, наркомании и табакокурению.Мониторинг удовлетворенностью обучением в младшей школе. Психологическое консультирование: Консультативно-просветительская работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций. консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних;консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися:консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;консультации по способам и методам изучения личности ребёнка. консультации по вопросам межличностных отношений в семье;консультации по адаптации детей к разным этапам школьной жизни;консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей;консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков; консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе;консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения;консультации подростков стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения;В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем. Просветительская деятельность: Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Психопрофилактическая работа Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников. Психологическая коррекция и развитие; Коррекционная и развивающая работа в процессе адаптации 1,5,10.Развивающая работа с детьми требующими особого вниманияКоррекционная и развивающая работа с детьми по запросу родителей, учителей.Коррекционные и развивающая работа со старшеклассниками «Тренинги общения», «Повышение уровня мотивации», «Профориентационные» занятия и т.д. Вывод: Таким образом, для каждого учащегося выстраивается индивидуальная траектория развития, соответствующая уровню здоровья и полученным навыкам.