Новые подходы к планированию работы воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО


Новые подходы к планированиюработы воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДОСамигуллина Л.Р., воспитатель МАДОУ №174 Московского района г.Казани ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО )ФГОС ДО представляет собой совокупностьобязательных требований к дошкольному образованию.В Стандарте учитываются возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации; четко прописаны основные принципы и задачи дошкольного образования. Следовательно, Стандарт является основой для: - разработки Программы ДОО; - разработки вариативных примерных образовательных программ; - разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; - объективной оценки соответствия образовательной деятельности ДОО требованиям Стандарта; - формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогов, а также проведения их аттестации; - оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей. Планово-прогностическая функцияв целостной системе управления ДОО Планирование и прогнозирование – важнейшие стадии управленческого цикла на всех уровнях управления. План - является основным и обязательным документом в деятельности как всей образовательной организации, так и каждого его сотрудника.Я не ставлю своей задачей рассмотреть технологию планирования, (об этом написано много книг и пособий), мы только обозначим некоторые «Новые подходы к планированию работы руководителя, старшего воспитателя и воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО» Планово-прогностическая функцияв целостной системе управления ДООПланирование можно определить как деятельность участников педагогического процесса ( руководителя, старшего воспитателя, воспитателя) по оптимальному выбору реальных целей и путей их достижения посредством способов, средств и воздействий, направленных на перевод организации в новое качественное состояние.Функция планирование самая технологичная, конструктивная и методически насыщенная. Планово-прогностическая функцияв целостной системе управления ДООПланирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:объективная оценка уровня работы в момент планирования; четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут; выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей и получить планируемый результат. Планово-прогностическая функцияв целостной системе управления ДООВ деятельности каждого ДОО существует ряд обязательных документов, которые составляют его нормативную базу: программа развития;образовательная программа; годовой план работы.Составление данных документов предполагает определенный алгоритм действий. Документы,составляющие нормативную базу ДООВ качестве основного, целевого решения для всего коллектива дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий – программа развития ДОО. Что такое ЦЕЛЬ?В программах или планах всегда представлена цель. “Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления цели всякого рода деятельности и отыскивания соответствующих средств, ведущих к конечной цели”. (Аристотель)“Наличие потребности и стремления в достижении будущего результата является одним из признаков понятия “цель”. Цель- это осознанный желаемый результат”.(Третьяков П.И. “Оперативное управление качеством образования в школе” М.: Изд. Скрипторий, 2004 г. с. 212) Определение целей и задачЦель должна обладать пятью основными свойствами:полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности;операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью);временной определенностью;реальностью (соответствием возможностям);побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).Эти свойства цели как бы задают характеристику ожидаемому результату, которую можно будет проверить. Определение целей и задачЦели делятся на стратегические, тактические и оперативные.Стратегические цели и задачи формулируются на долгосрочный ожидаемый результат. Они представлены в концепции, в программе развития ДОО.Тактические задачи определяют как промежуточные результаты. Эти задачи сформулированы в образовательной программа и годовом плане ДОО.Оперативные задачи направлены на получение результата на текущий момент. В личном плане работы руководителя, воспитателя и плане работы творческой группы педагогов представлены оперативные задачи. Связь целей и задачс анализом достигнутых результатовЛюбое планирование деятельности ДОО начинается с анализа достигнутых раннее результатов работы коллектива. Такой анализ помогает определить цели и задачи, наметить систему мероприятий по продвижению учреждения к развитию и совершенствованию образовательного процесса в ДОО. Планирование работы воспитателя ДООС введением ФГОС ДО преобразуется сама форма организации образовательного процесса, что естественно, предполагает необходимость пересмотра и формы планирования.Выбор формы планирования крайне важен не только чтобы он был удобным для воспитателя, но и эффективным для организации образовательного процесса. Рабочий журнал воспитателя ДОО(Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. М.: ТЦ Сфера, 2013)План состоит из четырех разделов:I раздел. Общие сведения ( в таблицах)сведения о детях и родителях;взаимодействие с семьями детей;режим дня группы (холодный период года);режим дня группы (теплый период года);листок здоровья;система закаливания в группе;двигательный режим;гимнастика;результаты обследования речи детей;индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи. Рабочий журнал воспитателя ДООII раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми Это планирование на месяц и недели с выбором тем. Схема включает следующие 6 разделов: месяц разделен на недели;события, праздники, традиции;тема;организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;формы организации совместной деятельности педагогов с детьми;взаимодействие с семьей. Рабочий журнал воспитателя ДООIII раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельностиПредставлено в таблицах на месяц. Каждая таблица имеет свою специфику, что является хорошей подсказкой воспитателю. двигательная;игровая;коммуникативная;самообслуживание и элементарный бытовой труд;познавательно-исследовательская;конструирование;изобразительная;музыкальная; восприятие художественной литературы и фольклора. Рабочий журнал воспитателя ДООIV раздел. Планирование непосредственно-образовательной деятельности (НОД) Первый лист – Расписание НОД на I и II полугодия.Последующие листы оформлены как еженедельный план работы, включающий два блока: содержание НОД и формы организации детей на прогулке. О плане работы воспитателя Хочется напомнить, что воспитатель вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с детьми и все же надеемся, что предложенная нами форма найдет своих почитателей. Спасибо за внимание !