Тест для родителей: «Скоро в школу мы пойдём!»
«Скоро в школу мы пойдём!»
Безусловно, что родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинают готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции, - цель сегодняшнего разговора.
Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребёнка.
Тест для родителей
«Готовы ли Вы отдать ребенка в школу»
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл.
1. Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?
3. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
4. Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?
5. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?
7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?
8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
9. Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
10. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
11. Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
15. Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?
Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.
5-10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечным и не внимательным.
Физическая готовность
- Как Вы считаете, для чего надо приучать ребёнка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?
(Чаще всего родители говорят о сохранении здоровья, реализации потребности ребёнка в движении, укреплении организма, но мало кто знает, что физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях. Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости.) - Можно вам самим родителям провести наблюдение за двигательной активностью ребёнка в домашних условиях.
- Физическая готовность играет роль и при письме, так как важно развитие мелких групп мышц. Описки, пропуски букв, различная высота букв – результат недостаточного развития «ловких мышц». Хорошо развивают ручную умелость рисование карандашом (а не фломастером!), кистью и красками, а также лепка, оригами, игры с мелкими предметами (бусинки, пуговицы, крупа, спички, мозаика), игры с пипеткой, бельевыми прищепками, различные пальчиковые игры. Существует тесная связь между координацией движений и речью. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов.
Интеллектуальная готовность
Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.
Какой город называется столицей России?
В каком городе ты живешь?
3. Как зовут твою маму?
4. Кем работает твой папа?
5. Кем приходится дедушка твоей маме?
6. Когда ты родился? Когда у тебя день рождения?
7. Какое сейчас время года?
8. Какие летние месяцы ты знаешь?
9. Какие цветы ты посадил бы у себя в саду?
10.Какие деревья ты знаешь?
11.Жираф – это дикое или экзотическое животное?
12.Кабан – это дикое или домашнее животное?
13.Какие фрукты ты любишь?
14.Что выращивают на огороде?
15.Ягоды могут расти в лесу?
- Важно, чтобы ребёнок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Но есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать любознательность. Для этого я рекомендую родителям использовать игры «Бывает – не бывает», «Назови одним словом», «Четвертый лишний»…
В свое время известный детский писатель С.Я. Маршак написал замечательные слова о воспитании любознательности у ребёнка:
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленьким философом»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»
Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.
Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. При низком уровне воображения, например, возникают трудности в освоении навыков письма. Слуховое восприятие тесно связано с развитием речи и т.д. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. Но помните, как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата.
Мотивационная готовность
- «Желание пойти в школу» и «желание учиться» - это одно и то же или разные понятия?
В ходе рассуждений мы приходим к выводу, что ребенок говорит: «У меня будет новенький ранец…», «В школе есть звонки…», то есть его привлекают внешние аксессуары. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано, - желание учиться.
Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Откуда же ребенок до поступления в школу узнает, что школьником быть хорошо? Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? На этот вопрос родителям, как правило, ответить трудно, поэтому в буклетах перечислены виды совместной деятельности с ребенком, помогающие при формировании мотивационной готовности. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то будет трудно в школе.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе – результат ошибок в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень вредно. («Как ты в школу пойдешь, ты же ничего не заешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!») Если у ребенка не сформировано положительное отношение к школе, к учителю, то впоследствии и родителям и учителям придется затратить много сил и терпения, чтобы исправить положение.
Предлагается следующая ситуация для обсуждения.
Представьте себе, что идет урок математики. Учитель объясняет условия задачи: «Семья поехала в лес за грибами. Мама собрала 4 гриба…» Едва дослушав условие задачи, дети начинают выкрикивать: «А мы тоже ездили в лес. Мы летом тоже грибы собирали».
Ребенок заменяет учебную задачу прямым общением с учителем. Почему? (Группа приходит к выводу, что ученик не может выдержать роль школьника, так как у него недостаточно сформирована мотивация, он не наигрался, нет опыта сюжетно-ролевой игры. Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу подготовительной группы должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватыми в собственных неудачах. В качестве примера можно привести следующую ситуацию:
Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь… Мама гордится ею, а Света – собой. Как-то, идя домой, вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задание труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».
Если ребенок не готов к принятию самостоятельной позиции школьника, ему трудно будет учиться в школе, даже при наличии высокого уровня интеллектуального развития.
Эмоционально-волевая готовность.
Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные чувства личности (сочувствие, сопереживание). Волевая готовность подразумевает умение сделать то, что требует учитель, школьный режим, программа.
Чтобы делать необходимое нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.
- Откажется ли ребенок от игры ради выполнения поручения взрослого?
- Сможет ли побороть страх и войти в кабинет зубного врача, в темную комнату?
- Заплачет ли при ушибе, не суме преодолеть боль?
Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушениям дисциплины. Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.
Папа, мама, вы спешите,
Все дела на завтра отложите,
А сегодня поиграйте вы со мной.
Только, чур, не говорите:
«Завтра, милый мой!»
Папа, мама, будем мы играть.
Все дела должны чуть подождать
Не спешите никогда, играйте с нами.
Это ведь так здорово всегда!