Календарно-тематическое планирование элективного курса Я выбираю профессию


муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова
Галичского муниципального района Костромской области
(МОУ Степановская СОШ)
Согласовано:
Зам директора по УВР:
Грибова С.ЮРассмотрено на
Педагогическом советеПротокол №
От « »________20
Утверждаю
Директор школы:
И.В. Фуряева
От « »__________20

Рабочая программа элективного курса «Я выбираю профессию».
9 класс
Рабочая программа составлена учителем Акатовой И.А.

Степаново 2014 год.
Пояснительная записка
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс «Я выбираю профессию», который предлагается учащимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели курса:
формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора,
повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры.
Задачи:
осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
знакомство с особенностями современного рынком труда;
составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Организация занятий курса “Я выбираю профессию” опирается на использование следующих важных принципов:
свободного выражения своего мнения;
взаимоуважения;
доверительности;
обратной связи;
безоценочности.
Особенности организации:
Продолжительность курса: 17 академических часов.
Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение полугодия.
Преподавание курса ведет школьный психолог, имеющий опыт работы в профессиональной диагностике и консультировании, организации групповой деятельности.
Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью данного курса является адекватная самодиагностика – осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способа взаимодействия с другими.
В то же время, для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Поэтому содержание курса направлено на осознание учащимися основного принципа успешного выбора профессии, так называемого, “Принципа трех “В””:
“Успешный выбор профессии обеспечивается наличием и совпадением трех факторов, начинающихся на букву “В”: Возможности, Влечение (интерес) и Востребованность”.
Курс разбит на 3 раздела, раскрывающих технологию профессионального выбора и планирования карьеры.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с учащимися: активизирующие опросники, тесты, профориентационные игры и упражнения, компьютерная диагностика. В преподавании используются различные формы занятий: урок-дискуссия, урок-игра, семинар с элементами тренинга, видеотренинг. Широко применяется работа в парах и в группах. Усвоение текущего материала проверяется преподавателем по ходу каждого занятия. В конце изучения каждого раздела учащимся предлагаются вопросы для самопроверки.
Некоторые занятия можно использовать в рамках внеклассной работы, в совместной деятельности учащихся и родителей.
По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.
Направления работы с учащимися в рамках элективного курса - теоретическая подготовка (информирование, просветительская работа); тестирование (выявление профессиональных склонностей, личностных особенностей и прочие); практическая подготовка(формирование и тренировка умений, навыков, способностей); консультирование( групповое, индивидуальное).
Требования к уровню усвоения материала элективного курса :
По окончании курса учащиеся должны знать:
1. особенности выбора профессии;
2. требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;
3. свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения;
4. свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии;
5. возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути преодоления этих препятствий;
6. источники получения информации (сведений) об образовательных услугах, рынке труда, вакансиях и.т.д.;
7. источники получения информации о нормативно- правовом обеспечении образовательного процесса учреждений образования;
8. основные права в области образования и трудового законодательства,
9. возможности личности в профессиональной деятельности;
10. потребности рынка труда;
11. социальные проблемы труда;
12. классификацию профессий;
13. понятие о профессиональной карьере;
14. критерии профессиональной компетентности;
15. специфику этапов профессионального самоопределения.
По окончании курса учащиеся смогут составлять проект своего индивидуального профессионального маршрута для реализации индивидуальной образовательной программы на основе:
- сформированных представлений о понятиях:
1.психологические особенности личности;
2.самоопределение;
3.профессиональные интересы и склонности;
4.способности;
5.классификация, типы и подтипы профессий;
6.профессиограмма;
7.проектирование профессионального жизненного пути;
8.карьера, этапы построения карьеры;
9.личный профессиональный план;
10. конструктивное общение;
11. адекватная самооценка;
12. профессиональная пригодность и компенсация;
13. рынок труда;
14. правовой статус;
15. права, обязанность, ответственность.
- приобретенных навыков:
1. определение психологических особенностей своей личности;
2. выявление своих способностей и профессиональных интересов;
3. определение соответствия своих интересов, склонностей избранной профессии, а также определение качеств, позволяющих в дальнейшем добиться успехов;
4. работа с профессиограммами;
5. ориентирования в типах и подтипах профессий;
6. составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;
7. разработка алгоритма построения своей профессиональной карьеры;
8. работа с источниками получения профессиональной информации по рынку образовательных услуг и рынку труда;
9. применение на практике знаний по отстаиванию своих прав,
10. умение находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты своих прав;
11. умение объяснять основной смысл своих прав в области образования и труда;
12. анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм;
13. умение выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения; анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм;
14. умение выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения;
15. определение соответствия своего профессионального выбора потребностям рынка труда.
Формы контроля:
самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;
взаимно- и самоконтроль на уроке и дома;
традиционная система оценивания знаний и умений обучающихся.
Средства обучения.
1. Учебное пособие для 8-11 классов общеобразовательных учреждений Е.Н. Прощицкой «Практикум по выбору профессии» (М., Просвещение, 1995).
2. Учебно-методический комплект (УМК) «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования» под редакцией С.Н.Чистяковой (М., Академия, 20043. Учебное пособие Л. Шеховцовой, О. Шеховцова «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе» ( Ростов - на – Дону « Феникс», Санкт- Петербург « Северо- Запад»,2006 год)
4. Электронное учебно- методическое для обучающихся 8-9 классов «Профессия и карьера».Г. Резапкина, содержание. И.щёлок, программа. А.Барышев, техподдержка, mkb 10@ gmail/com.
5. Отечественные и зарубежные методики, тесты, апробированные в рамках мероприятий национального проекта «Образование» (2006-2010 гг).
6. Социолографические профессиограммы профессий, презентации профессий, по отдельным темам занятий.
Рекомендуемая литература для учителя
1. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, учебник 8-9 клаасы для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2011 год;
2. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, методика 8-9 классы, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год;
3. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники», Моска «ВАКО»2006год
4. «Профориентация Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», Моска «ВАКО»2006год
Рекомендуемая литература для учащихся
Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов.–М., 2011г.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
“PROFI”, “Психолого-педагогический мониторинг”, “Тесты для детей и родителей”.
Тематическое планирование курса «Твой выбор»
№ n/n Наименование тем Количество часов
I Важность выбора профессии в жизни человека. 3
II Мир профессий Профессиональное самоопределение 10
III Мир профессий 4
ВСЕГО: 17
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2014/2015
Элективный курс "Я выбираю профессию" 9 класс
№урока Тема урока Содержание урока Дата план Дата факт Домашнее задание Примечания
1: Важность выбора профессии в жизни человека. - 3 ч  1. Дневник выбора профессии Оформление Дневника выбора профессии   Записи в тетради Справочно – информационная консультация
 2. Уровни профессионального образования.  По новому Закону об образовании. Виды наборов. Условия поступления. Льготы  Записи в тетради Справочно – информационная консультация
 3. Ошибки при выборе профессии. Здоровье и выбор профессии. Хочу. Могу. Надо. Рынок труда. Востребованные профессии   Записи в тетради Справочно – информационная консультация
2: Профессиональное самоопределение - 10 ч  1. "Карта интересов» - диагностика Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Индивидуальные интересы.
   Записи в тетради Профессиональная консультация
 2. "Определение самооценки личности» методика БудассиСоотношение реального и идеального «Я»
Методика «Произвольное самоописание»
   Записи в тетради Профессиональная консультация
 3. "Определение профессиональных склонностей» - методика ДДО Климова - диагностика Актуализация профессиональных интересов путём группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы   Записи в тетради Профессиональная консультация
 4. «Теппинг – тест», «Интеллектуальная лабильность» - диагностика Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность  Записи в тетради Профессиональная консультация
 5. «Определение типа темперамента», методика Айзенка - диагностика Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности   Записи в тетради Профессиональная консультация
 6. Влияние темперамента на выбор профессии. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента в конкретных ситуациях   Записи в тетради Профессиональная консультация
 7. «Определение уровня развития интеллекта» - методика ШТУР - диагностика Школьный тест умственного развития   Записи в тетради Профессиональная консультация
8 Самооценка и уровень притязаний личности Основные понятия «самосознание», «самооценка». Сущность концепции «я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности. Уровни самооценки. Записи в тетради Профессиональная консультация
9 Виды способностей. Способности и профессиональный выбор Основные понятия «личность», «реальное Я», «идеальное Я» Записи в тетради Профессиональная консультация
10 Карточная бланковая игра “Профессиональные черты характера” Основные понятия «Социально-психологическая компетентность личности». Выявление и оценка своей компетентности Записи в тетради Справочно – информационная консультация
3: Мир профессий - 4 ч  1. «Мир профессий», «Профессиональные учебные заведения, профессии, специальности   Записи в тетради Справочно – информационная консультация
 2. Встречи с людьми интересных профессий "Люди интересных профессий"  Записи в тетради «Круглый стол»
3 Редкие профессии Разнообразие и динамичность мира профессий.Презентация о редких профессиях Записи в тетради Справочно – информационная консультация
4 Семинар “Новые профессии нашего времени” Представление о новых профессиях, которые становятся востребованы. Записи в тетради Справочно – информационная консультация