Конспект занятия для детей подготовительной группы «Скоро в школу»
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Скоро в школу»
Цель:
1. Психологическая подготовка детей к школе.
2. Развитие эмоционально-личностной сферы психики детей.
3. Развитие познавательных способностей.
4. Обучение приемам релаксации.
Материалы: аудиозапись песни «Чему учат в школе», дидактическая игра «Сложи узор», школьные принадлежности, аудиозапись «Шум моря», мяч.
Ход занятия:
1. Игра- приветствие «Доброе слово». Дети сидят в кругу на стульчиках. Каждый по очереди говорит добрые слова соседу сидящему справа (слева). Условие: говорящий смотрит в глаза тому, кому говорит добрые слова.
Игра: «Сороконожка». Дети за ведущим встают в затылок друг другу, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки, двигаются по комнате, преодолевая препятствия. Задача – не упасть.
Звучит песня "Чему учат в школе".
Психолог:
- Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на нашем занятии?
(о школе). Правильно, наше занятие будет посвящено школе. Вы узнаете о том, что в школе есть уроки и перемены. Что дети делают на уроке? Что на перемене? Что лежит в портфеле? Что делает учитель на уроке?
Информация об устройстве школьной жизни. В школе бывают уроки и перемены. Во время урока дети учатся писать и читать, решают примеры, во время перемен играют, разговаривают, готовятся к урокам.
Упражнение «Что лежит в портфеле…»
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, фломастеры, утюг, бутерброд, учебник, цветок, пирамидка, карандаш, дневник. Если по мнению ребенка этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно.
Упражнение «Тихо – громко»
Психолог произносит незаконченные предложения, например: «когда на уроке ты разговариваешь…» Задача детей крикнуть: «Громко!» - или прошептать: «Тихо».
- На перемене ты разговариваешь…
- На уроке ты отвечаешь…
- Ты здороваешься с учителем…
- На уроке ты попросишь ручку у соседа…
Упражнение «Напряжение-расслабление»
Дети садятся на пол, сгибают ноги в коленях, подбородок к коленям, руки обнимают колени – напряжение. Расслабление – свободная поза.
После проделанных упражнений дети обсуждают, что они чувствовали, каковы их ощущения. Например, при напряжении: «Я понял, что, если сжаться, мне неприятно, я ощущаю себя маленьким» и т.п. При расслаблении: «Я понял, что, если расслабиться, мне становится приятно, тепло, у меня хорошее настроение» и т.п.
Развитие познавательных способностей
Задачи-шутки
1. «Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?» Выслушав ответы, психолог предлагает детям встать парами напротив друг друга и поочередно проговорить задачу, соотнося слова с соответствующими действиями.
2. «У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?»
Занимательные вопросы:
Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4).
Едет тележка: два колеса впереди,
Два – сзади, два – слева, два – справа.
Сколько всего колес?
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей!
Игра: «Сложи узор».
Цель: учиться складывать узоры из геометрических фигур по образцу.
Игра «Собери портфель». На столе лежат школьные принадлежности, игрушки. Двое ребят (по желанию) должны собрать в портфель необходимые школьные принадлежности. Побеждает тот, кто быстрее и без ошибок соберет портфель.
4. Релаксация
«Сон на берегу моря»
Дети слушают шум моря. Психолог говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. По сигналу дети просыпаются.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, хочется ли им пойти в школу и почему? Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
Список литературы:
Алябьева Е., Психогимнастика в детском саду –М.,2002
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?» - М.: ООО «Издательство «Росмэн – Пресс» - 2001
Гуткина Н., Психологическая готовность к школе. - Санкт-Петербург, 2007.
Ильина М., Чувствуем, познаём, размышляем. - Москва, 2004.
Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., «Тесты для детей «Готов ли ваш ребенок к школе?»- СП6: «Дельта» 1996.
Леонтьев А. - Психические основы дошкольной игры., Москва1972. Семенака С., Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе - Москва, 2006.