Проект Успешное чтение
Ход мероприятия:
1. Оргмомент.
Учитель: Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!” Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам – “Благости!” Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам – “ Радости!” Удач, успехов и везенья! Всем в этом классе Прекраснейшего настроения.
Сегодня у нас, ребята, необычное занятие, на которое вам понадобится знания и смекалка.
Надеюсь, что настроение у всех хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбнитесь своему соседу слева и справа, а теперь своим родителям. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
(Появляются ведущие, Хозяин с Хозяюшкой.)
Хозяин: – Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка: – Веселья вам да радости!
Хозяин: – Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не начинаем.
Хозяйка: – Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.
Хозяин: – Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли слышно? Всем ли место хватило?
Хозяйка: – Если все готовы – отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество”.
Учитель: Итак, сегодня мы подведем итог изучения темы "Устное народное творчество» по проекту «Успешное чтение». Работать будем в 3 командах, а оценивать работу будет жюри, в состав которого вошли:
1.
2.
3.
Команды за правильные и быстрые ответы будут получать баллы, т.е. оценки. Та команда, которая наберет больше баллов, станет победителем игры.
II. Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, вы любите путешествовать?
Но прежде чем начать наше путешествие, мы должны вспомнить, что означают слова «Устное народное творчество»?
(Оно создано не одним человеком и не сразу, а на протяжении жизни всех людей.)
Устное народное творчество родилось в глубине веков, передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. И эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Хозяин: Устное народное творчество ещё называют фольклором,
Хозяйка: что в переводе с английского значит «народная мудрость».
Учитель: Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете?
(Пословицы, загадки, скороговорки, небылицы, потешки, заклички, песни, сказки, поговорки, считалки, былины, дразнилки.)
Хозяин: Посмотрите на схему нашего путешествия.
Хозяйка: Путешествовать мы будем по станциям:
Хозяин: «Пословицы»,
Хозяйка: «Считалки»,
Хозяин: «Песенная»,
Хозяйка: «Скороговорки»,
Хозяин и Хозяйка: «Сказки».
Учитель:
– Какие сказочные волшебные средства передвижения вы знаете?
(Ковер-самолет, метла, сапоги-скороходы, гуси-лебеди.)
– На чем ездил Емеля – дурачок? (На печи.).
– Мы тоже будем путешествовать на печи.
Итак, в путь по станциям устного народного творчества.
– Кто помнит заклинание Емели?
(По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь...)
- Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание хором!
(По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на первую станцию “пословицы”.)
III. Путешествие в мир устного народного творчества.
1-я станция: “Пословицы”.
Учитель: И мы с вами оказались на станции «Пословицы», на которой нас ждут испытания. А что такое пословица?
(Краткое изречение с поучительным смыслом.)
Хозяин: Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает.
Хозяйка: Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Учитель: Перечислите, какие вы знаете темы пословиц.
(пословицы о дружбе, лени, Родине, матери, работе, знании и т.д.)
1-е задание: «Продолжите пословицу”.
Задача каждой команды – прослушать поочереди начало пословицы, вспомнить и назвать ее конец, определить тему.
1 команда: Делу время, (потехе час). (работа)
2 команда: Кто много читает, (тот много знает.) (знания)
3 команда: С кем поведешься, ... (от того и наберешься.) (дружба)
Учитель: Молодцы, с 1-ым заданием справились без затруднений, приступаем ко 2-му заданию.
2-е задание: «Собери пословицу».
Оно заключается в следующем: каждая команда получит вот такой конверт, в котором лежат карточки со словами. Из слов, написанных на карточках, необходимо сложить пословицу и объяснить ее смысл. Соревнуются команды в быстроте и правильности выполнения. А начнем работать только по моему сигналу. Время выполнения – 1 минута. Кто закончит раньше, не забудьте поднять руки. Начали!
1 команда: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
2 команда: Любишь кататься, люби и саночки возить.
3 команда: Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Учитель: Молодцы, и с этим заданием справились все благополучно.
А теперь слово жюри. (оценивание)
Вы хотите продолжить путешествие? Тогда нам необходимо еще раз произнести заклинание Емели.
(По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на вторую станцию “Считалки”.)
2-я станция: “Считалки”.
Учитель: Мы с вами на 2-ой станции «Считалки». А что такое считалка?
(Произведение в стихотворной форме для пересчитывания игроков и выбора водящего)
Хозяин: Считалки были частью игры. Считалка в простейшей форме – счет.
Хозяйка: Счетом решали – кому водить. Считалку отличает четкий ритм.
Учитель: Какие считалки знаете, сейчас мы проверим.
Задание: За одну минуту команде нужно вспомнить и подготовить одну интересную считалку, затем представить ее на суд жюри.
Учитель: Замечательно, жюри подводит итоги. (оценивание)
Продолжаем наше путешествие. Называем хором заклинание.
(По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на третью станцию “Песенная”.)
3-я станция: “Песенная”.
Учитель: Итак, мы находимся на следующей станции, которая называется «Песенная».
Хозяин: Какие русские народные песни вы знаете?
(Шуточные, плясовые, колыбельные, частушки, хороводные и т.д.)
Хозяйка: Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
(балалайка, гармонь,
Учитель: Посмотрите и послушайте, как звучит этот русский народный музыкальный инструмент в исполнении Россейкина Артема. Прослушав произведение, сыгранное Артемом, вам нужно определить жанр песни. Это и будет для вас 1-е испытание на этой станции. Чья команда внимательнее и дружнее, сейчас мы и увидим. Жюри определяет, кто быстрее поднимет руки, те и будут отвечать первыми на данный вопрос.
2-е задание: А теперь продолжаем испытание. Задание усложняется: теперь вы должны
прослушать песню в исполнении других музыкантов и также определить жанр. Учитывается быстрота и правильность ответа.
Учитель: А теперь слово жюри. (оценивание)
Учитель: Молодцы, ребята! Все испытания вам нипочем. Двигаемся дальше. Повторяем заклинание.
(По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на четвертую станцию “Скороговорки”.)
4-я станция: “Скороговорки”.
Учитель: А теперь на какой станции мы оказались? (скороговорки)
Учитель: А что такое «скороговорка»?
(Предложение с часто повторяющим звуком.)
Хозяин: Скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети.
Хозяйка: Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям.
Учитель: Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки?
(Их полезно говорить, чтобы речь была чёткая и красивая).
Учитель: На этой станции испытание одно. Для участия в нем прошу выйти по одному представителю от команды.
Конкурс заключается в следующем: необходимо произнести скороговорку быстро и четко.
1 команда: От топота копыт, пыль по полю летит.
2 команда: Проворонила ворона вороненка.
3 команда: Шапка да шубка, вот и весь мишутка.
Учитель: Итоги конкурса подводит жюри. (оценивание)
Учитель: Ребята, нам осталось побывать еще на одной станции. Произнесем заклинание.
(По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на пятую станцию “Сказки”.)
5-я станция: “Сказки”.
Учитель: И вот мы подошли к станции «Сказки». Что такое «сказка»?
(Сказка – устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом.)
Учитель: Существует такое выражение: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Как вы понимаете смысл этих слов?
(Все сказки чему учат нас.)
Учитель: Чему учат сказки?
(Сказки учат быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.)
Хозяин: В мире много сказок:
Грустных и смешных.
Хозяйка: И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Учитель: Какие же испытания ждут вас на этой станции? Вот одно из них: посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. Каждой команде поочереди будет зачитываться отрывок из сказки, вы должны определить, о какой сказке идет речь.
1. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?
– А я – Лягушка-квакушка.
(«Теремок»)
2. – Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл!
(«Колобок»)
3. – Поешь моего простого киселька с молочком.
Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком.
(«Гуси-лебеди»)
4. – А ну-ка, вёдра, ступайте домой сами!
(«По щучьему велению»)
5. – Дай рыбки!
– Не дам! Пойди сам налови!
– Да я не умею!
– А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется!
(«Волк и лиса»)
6. – Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, её избушка растаяла, она попросилась ко мне погреться и выгнала меня!
(«Заюшкина избушка»)
Учитель: Следующим заданием является: выбрать правильный ответ на вопрос из предложенных вариантов.
1 команда: В какой сказке есть короб с пирожками?
1. Маша и медведь.
2. Колобок.
3. Репка.
4. Лиса и журавль.
2 команда: В какой сказке мышка помогла вытащить овощ из земли?
1. Колобок.
2. Лиса и волк.
3. Теремок.
4. Репка.
3 команда: В какой сказке птицы унесли на крыльях мальчика?
1. Морозко.
2. Заюшкина избушка.
3. Гуси-лебеди.
4. Курочка Ряба.
Учитель: 3-е испытание: игра «Расшифровка». Расшифруйте названия сказок.
1 команда: “ЕЕТКОМР” (“Теремок”)
2 команда: «ЕПРАК» («Репка»)
3 команда: “БККЛООО” (“Колобок”)
Учитель: Последний конкурс «Сказочная пантомима».
(Задания командам даются в конвертах).
1 команда: Не произнося ни единого слова показать сказку «Колобок».
2 команда: Не произнося ни единого слова показать сказку «Курочка Ряба».
3 команда: Не произнося ни единого слова показать сказку «Репка».
Учитель: Вы успешно справились со всеми испытаниями. Жюри подводит итоги конкурсов. (оценивание)
IV. Итог мероприятия.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы закрываем книгу народной мудрости. Вам понравилось, ребята? Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Учитель: Назовем жанры фольклора.
Учитель: Что вам особенно запомнилось?
Учитель: Мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству, и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, затейливыми красивыми узорами.
Хозяин: Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Хозяйка: Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!
Учитель: Огромное спасибо всем участникам мероприятия!
ЂЂ window.google_render_ad(); Заголовок 115