Конспект образовательной деятельности в разновозрастной группе для слабовидящих детей по теме Музей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 49 «Жемчужинка»
Конспект
интегрированного игрового мероприятия с детьми
«В музее»
в подготовительной группе «Колокольчик» компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и
косоглазием.
Воспитатель высшей квалификационной
категории Скрипичникова И.Н.
Программное содержание.
Познание Закрепить у детей представления о музеях. Совершенствовать умение классифицировать предметы по принципу ПРИРОДА - живая, не живая; рукотворный мир. Упражнять в умении вести прямой и обратный счёт в пределах 10. Расширять кругозор дошкольников.
Социализация. Развивать любознательность, интерес к различным видам музеев. Воспитывать уважение к труду музейных работников. Продолжать становление личностей детей, как будущих хранителей культурных и духовных традиций своего народа.
Коммуникация Упражнять в умении составлять рассказы по мнемотаблицам; давать описание предметов по плану воспитателя. Упражнять в умении подбирать многозначные слова. Пополнять словарный запас словами: археолог, экскурсовод, реставратор.
Чтение художественной литературы Развивать умение применять, полученные из художественной литературы, знания в жизни, в игровой деятельности. Развивать долговременную память при рассказывание стихов. Развивать логическое мышление при разгадывании литературных загадок.
Безопасность Закреплять правила безопасного поведения в музее.
Художественное творчество Закреплять знания о городецкой, дымковской росписи; совершенствовать умения детей подбирать краски, при необходимости смешивать их; изготавливать и приклеивать лепестки при объёмной аппликации.
Труд (ручной). Продолжать формировать умение самостоятельно применять полученные ранее навыки работы: плетение из бумаги, подклейка книг, собирание моделей.
Музыка Развивать слуховое сосредоточение, музыкальный слух при распознавании частей музыкального произведения; умение двигаться в такт музыки.
Физическая культура Развивать гибкость, интерес к двигательной активности.
Здоровье Укреплять глазодвигательные мышцы глаз, совершенствовать остроту зрения, развивать мелкие мышцы пальцев рук.
Предварительная работа.
Дети: ребята в разных видах деятельности знакомились с темой «Музей», «Творцы - природа и человек», знакомы со словами «манускрипты», «латы» и другими словами, составляли рассказы по другим мнемотаблицам и упражнялись в подборе многозначных слов. Дети умеют классифицировать предметы. Детям читались стихи и рассказы о музеях и выставках. Дети оказывали помощь воспитателю при починке коробок, книг; умеют делать простые переплетения бумажных полосок. Дети знакомы с разными видами росписей. Дети много раз прослушивали разные звуки и музыку, умеют их охарактеризовать.
Воспитатель: сочинила глазную гимнастику и подобрала другие виды гимнастик, продумала движения к физминутке, подготовила оборудование к НОД, составила конспект.
Оборудование. Магнитофон, аудиозапись со звуками живой , неживой природы, музыкой из мультфильма «Белоснежка и семь гномов»; три стеллажа с экспонатами: природа живая (ветки тополя, фикус, гербарий, коллекция насекомых и т.д.); неживая (сосуд с нефтью, водой, в пакетиках глина, песок, соль, камни, воздух и т.д.); предметы, изготовленные руками человека (дымковские игрушки, косоворотка, репродукции с картин, музыкальные инструменты, городецкая утварь и т.д.); мнемотаблица «Правила поведения в музее», карточки – схемы «Живое»; указка, картинки с многозначными словами; материал для восстановления городецкого рисунка, краски гуашь, статуэтка дымковской барышни, порванные книги и материал для их починки, разобранные модели животных (конструктор); коврик для плетения и полоски к нему.
Ход мероприятия.
Воспитатель.
- Ребята, я хочу пригласить вас в музей.
А вы знаете, что это такое?
(ответы детей)
- Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.
- Кто первым в России разрешил организовать музеи? ( Пётр Первый)
- А какие бывают музеи? (Краеведческие музеи, музеи искусств, музеи военной техники и другие)
- Музеи могут быть разными и хранится в них всё, что угодно. Дарина подготовила об этом стихотворение.
Дарина
Хранятся в музеях секреты и тайны,
Открытия, сотни находок случайных,
Куски манускриптов, старинные латы,
Керамика, передовая когда-то,
Полотна и книги, скелеты и карты
И даже, представьте, рецепты лекарства,
Браслеты и серьги, мечи и короны,
Жуки, саркофаги, костюмы, колонны...
Воспитатель.
- А кто в них работает? (Директор, охранник, экскурсовод, хранитель, искусствовед, реставратор)
- Что делает экскурсовод (хранитель, искусствовед, реставратор)?
(Экскурсовод показывает предметы и рассказывает о них. Хранитель хранит экспонаты в запасниках и готовит их к выставке. Искусствовед изучает эти предметы. Реставратор их ремонтирует, обновляет, возвращает предметам их внешний вид)
- Кто доставляет в музей экспонаты? (И археологи, и даже обычные люди)
- Археологи достают свои находки иногда из-под самой земли. Казалось бы обычные вековые черепки, а для них это настоящий клад. Вспомните, пожалуйста, а какие сказочные существа искали клады в горах, в подземельях? (Гномы)
- А давайте и мы с вами на несколько минут станем гномиками и пойдём искать сокровища. Я буду старший гном, повторяйте движения за мной.
(Воспитатель включает песенку гномов «Ай-хоу, ай-хоу» из мультфильма «Белоснежка и семь гномов»)
Дети под музыку встают, потягиваются, берут воображаемые кирки и весело идут друг за другом по кругу. Затем поворачиваются в круг лицом, бьют кирками перед собой, отворачиваются и вновь бьют кирками. После этого поворачиваются и два раза сужают и расширяют круг, поворачиваются вокруг себя, и имитируют, что забрасывают себе мешки на плечо. Затем дети идут по кругу друг за другом, останавливаются и вытирают пот со лба).
Воспитатель.
- Хорошо потрудились гномы – археологи. Присядьте, отдохните.
А мы чудесным образом оказались у входа в необычный музей. Я побуду директором этого музея. И прежде, чем пригласить вас в него хочу, что б вы вспомнили, как нужно вести себя в музее.
(Воспитатель выставляет мнемотаблицу - подсказку: выключить мобильный телефон, не говорить громко и не перебивать экскурсовода, не бегать от экспоната к экспонату, не загораживать обзор для других, ничего не трогать руками.)
Воспитатель.
- Всё верно. Приглашаю вас в наш выставочный зал. (Дети встают, удобно располагаются возле стеллажей)
Посмотрите, друзья, два стеллажа стоят рядом, а один на расстоянии от них, как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются, обратить внимание на таблички)
- Что написано на табличках? Кто умеет читать, прочтите:
ПРИРОДА. ИЗДЕЛИЯ ЧЕЛОВЕКА.
- Что можно отнести к выставке «Изделия человека»? (Транспорт, мебель, картины, оружие, книги, игрушки, изделия мастеров и т. д.)
- Обратите внимание, почему в разделе природа стеллажи по- разному помечены: один голубым значком, а другой зелёным? (На одном стеллаже экспонаты живой природы, а на другом не живой)
- Что относится к не живой природе? (Камни, соль, глина, воздух, вода и т.д.)
- Что относится к живой природе? (Цветы, деревья, раковины, обитатели леса, морей и т.д.)
- Чем отличается живая природа от не живой? (Живое: рождается, питается, растёт, стареет, умирает)
- Кто забыл, посмотрите на таблички. (Воспитатель выставляет книжку – раскладушку со схемами)
- Давайте, рассмотрим с вами некоторые экспонаты. А что бы наши глаза лучше видели проведём гимнастику для глаз. Снимайте очки.
(Дети кладут очки на подставку, выполняют гимнастику для глаз)
Приглашаем всех друзей
Посетить большой музей. (моргают)
В правом зале статуэтки, (смотрят вправо)
В левом разные монетки. (смотрят влево)
Справа сундучки резные,
Слева чашки расписные.
Справа сапоги, рубашки,
Слева пуговицы, пряжки.
Вот шкафы под потолок, (смотрят вверх)
Тканые ковры у ног. ( смотрят вниз)
Люстры разные висят,
Корзины на полу стоят.
Вот на всё мы поглядели. («пальминг»- потереть ладоши и закрыть ими глаза)
Как интересно, хорошо в музее!
(Воспитатель предлагает одеть очки)
Воспитатель.
- Кто на время хочет стать экскурсоводом? (Желающие дети рассказывают об одном из экспонатов с разных стеллажей. После экскурсии дети садятся на стульчики)
Воспитатель.
- Ребята, а если б к нам в музей принесли колокольчик, то вы куда бы его поставили? (Если это цветок, то на полку «Живая природа», а если музыкальный инструмент, то в «Изделия человека»)
- Почему вы ответили по-разному? (Потому что есть слова, которые произносятся одинаково, а означают разное)
- Назовите, пожалуйста, мне и другие слова, которые произносятся одинаково, а обозначают разное. (Гребешок, стрелы, язычок, ножка, ручка)
Воспитатель.
- Ребята, а теперь я предлагаю вам послушать звуки, по которым вы должны догадаться на какой стеллаж поместить этот экспонат. (Проводится игра «Узнай по звуку»)
(Воспитатель включает аудиозапись со звуками то дождя, ветра, то лай собаки, пение птиц, то стук молотка, визг дрели. Дети, всякий раз, определяют места экспонатам)
Воспитатель.
- А в какой раздел нашего музея вы поместили эти сказочные персонажи?
(Игра «Угадайте, из какой мы сказки?»
- «Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к Бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень, очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности» (красная шапочка)
Ну и хвост у этой мышки, не сравнится он ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент, Сейчас бы мной все любовались, лежало бы я на самом видном месте (золотое яйцо).
- «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь ...» (сапоги)
- «Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там на балу. Но мы не имеем права ни спешить, не отставать» (часы).
Воспитатель.
- Ребята, мы с вами уже говорили, что археологи приносят, выкопанные из земли экспонаты. Часто они бывают разбитыми, выцветшими. Кто восстанавливает их первозданный внешний вид? (Реставраторы).
- Предлагаю вам ими стать. Но прежде, давайте разомнём свои пальцы. (Проводится пальчиковая гимнастика «В детском садике»:
В детском садике детишки -
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! несется с горки Петя.
Два! за ним летит Ванюша.
Три! на карусели Ксюша.
А четыре! в доме Коля.
Пять! стоит с ведерком Оля.
Шесть! с мячом играет Митя.
Семь! с коня слезает Витя.
Восемь! с куклою Наташа.
Девять! рядом скачет Маша.
Десять! по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
А теперь наоборот:
Десять! на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять! бойко скачет Маша.
Восемь! c куклою Наташа.
Семь! с коня слезает Витя.
Шесть! бросает мячик Митя.
Пять! ведерком машет Оля.
А четыре! в доме Коля.
Три! на карусели Ксюша.
Два! с горы летит Ванюша.
Раз! внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!)
Воспитатель.
- А теперь за дело. (Дети садятся за столы и выполняют работу, которую выбрали заранее: подклеивают книги, обновляют цвет у дымковских барынь, восстанавливают аппликацию на венках, собирают разборные игрушки, переплетают бумажные коврики. В конце воспитатель их благодарит)
- Спасибо, ребята за ваш труд. Понравилось вам в музее? А я, как директор музея, хочу вас отблагодарить и подарить вам настольную игру.
15