Статья Условия формирования гражданственности и патриотизма через предмет Начальная военная подготовка (НВП)
Омуштаев К.С.
Организатор военно-патриотического воспитания,
Преподаватель НВП
КГУ «Школа-Лицей города Зыряновска»Условия формирования гражданственности и патриотизма
через предмет начальной военной подготовки (НВП)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма — это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своей Родине.
Основными задачами по военно-патриотическому воспитанию учащихся являются
1. Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи2. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению своей стране, и его вооружённой защите.3. Изучение истории и культуры страны и родного края.4. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Родины.5. Передача и развитие лучших традиций воинства.6. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.7. Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.8. Участие в подготовке учащихся к военной службе.
Выполнение данных задач осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Занятия по предмету НВП проводится по программе с учащимися 10-11 классов по разделам:
1.Тактическая подготовка.2. Огневая подготовка.3. Строевая подготовка4. Общевоинские уставы.5. Военная топография.6. ОБЖ и гражданская оборона, а также в конце учебного года проводятся 5-ти дневные полевые занятия с юношами 10 классов.
На занятиях по НВП учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Программа позволяет по каждой теме привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам.
На занятиях по огневой подготовке использую возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.
Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.
На занятиях введена единая военизированная форма одежды для учащихся, урок начинается с построения взвода по отделениям, доклад командира взвода преподавателю, приветствие, осмотр внешнего вида учащихся. То есть, урок необходимо проводить согласно требованиям строевого устава, приближённо к армейским условиям.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества — это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества являются основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, подчеркиваются их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству — одна из задач военно-патриотической работы в школе. Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание является плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе». Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Хорошее качество уроков невозможно без хорошей учебно-материальной базы, поэтому в школе ведётся работа по её созданию и совершенствованию. В школах есть военный кабинет, оборудованный красочными стендами по всем разделам предмета, имеется видеотека с учебными фильмами и презентациями, комната для хранения оружия, своими силами построен и оборудован тир, макет пылеулавливателя.
Посещение занятий по НВП в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражаются на учащихся. Они становятся более дисциплинированными, как в школе, так и вне её, поднимается их общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору военной профессии.
Современный мир многообразен, и наше молодое, суверенное государство строит свою стратегию на миролюбие и добрососедстве. Однако ещё не ликвидированы различного рода военные угрозы. Это и не прекращающиеся локальные войны, и усиление международного терроризма, и действие экстремистских групп и объединений.
Наличие подобного рода военных угроз вынуждают нас совершенствовать военную доктрину, обращать особое внимание на обеспечение национальной безопасности. Не случайно, в условиях реформирования Вооружённых Сил Республики Казахстан, Президент, Верховный Главнокомандующий — Нурсултан Абишевич Назарбаев требует, что "Казахстан должен войти в XXI век с качественно новой армией, вобравший в себя самые новейшие достижения военной науки, техники, имеющий свою специфику, отражающую воинские, духовные традиции народов нашей Республики».