План-конспект открытого урока по специальности «Развитие музыкального мышления, посредством детальной работы над произведением»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» Ровеньского района Белгородской области
План-конспект открытого урока
по специальности
«Развитие музыкального мышления, посредством детальной работы над произведением»
Преподаватель баяна
Дойдина Н.И.
п.Ровеньки 2013
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» Ровеньского района Белгородской области
План-конспект открытого урока по специальности
Специализация: народные инструменты (баян)
Преподаватель: Дойдина Наталья Ивановна
Обучающийся, класс: Макаренко Софья, 3 класс (семилетняя ОП)
Дата проведения: 24.12.2013 гола
Тема: «Развитие музыкального мышления, посредством детальной работы над произведением»
Цель урока: формирование у обучающейся умения передавать
осмысленно целостность исполнения произведения. Задачи урока:
1.Обучающая: умение находить и применять различные приёмы исполнения при разучивании разных типов фортепианной фактуры. 2. Развивающая: развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных средств в работе над звуковыми качествами произведения.
3.Воспитательная: воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывчивости при передаче художественного образа в вокальной пьесе танцевального характера.
Воспитание у обучающейся бережного отношения к культурному наследию своего народа.
Методы, используемые в работе: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения, обобщения.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), пюпитр, нотный материал, MP3- проигрыватель, MP3 диски с записями романса в исполнении Ф.Шаляпина, Валерия Ковтуна, дидактический материал (карточки)? электронный носитель(флэш).
Ход урока
I этап -организационный
Задача: подготовка ученицы к работе.
Содержание этапа: организация начала урока, создание психологического положительного настроения, активизация внимания.
II этап - подготовительный
Задача: обеспечение мотивации и принятия цели урока.
Содержание: сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.
Разыгрывание игрового аппарата на примере гамм С dur, G dur, апреджио и аккордов данных тональностей.
Хроматическая гамма от ноты Ля малой октавы в две октавы.
Н. Скуматова Этюд C dur.
III этап - основной
Задача: освоение трудностей при детальном разучивании произведения, путём осмысления ученицей каждого этапа работы на примере старинного русского романса Е.П.Гребёнки «Очи чёрные».
Содержание этапа: установление правильности и осознанyости учебного материала, выявление трудностей в произведении и их освоение.
«Сколько пьес, столько и разных способов работы» (К.Игумнов)
3.1.Вступительное слово:
К сожалению, современные дети и подростки больше интересуются музыкой, в большинстве своем, очень сомнительного качества и содержания. И это даже не их вина, потому что другой музыки они почти не слушают. С экрана телевизора, из радиоприемников романсы звучат крайне редко, поэтому тема романса затронута очень своевременно. Мы должны побуждать своих детей интересоваться нашим культурным наследием, изучать и сохранять его.
Существует великое множество самых разнообразных  романсов , но мы взяли за основу популярный  русский   романс  «Очи   черные» , один из менее простых по степени сложности для данного возраста ученицы.
Прежде чем приступить к истории романса и образного знакомства с ним, нужно дать определение романса.
Романс - это камерно-вокальное произведение. Романс – усложненный вид «комнатной», «домашней» салонной песни, тесно связанной с лирической поэзией.
На более понятном языке это связь музыки и слова, как в песне, только более углубленно. Романсы пишутся для сольного исполнения голосом в сопровождении инструмента, чаще всего фортепиано, но возможны варианты исполнения под гитару, арфу или камерно-инструментальный ансамбль. Главная цель композитора – стремление выразить музыкой с большей чуткостью замысел поэта и усилить эмоциональный тон стихов.
Романс « Очи   черные » был написан неизвестным автором  на  стихи украинского поэта Евгения Павловича Гребёнки. И сейчас мы перенесемся с вами в Петербург в далекие 80-е годы девятнадцатого века и послушаем первоначальную версию  романса . Его исполняли как женщины, так и мужчины. Одними из первых исполнителей были Ф.И. Шаляпин, Варя Панова, позже – Изабелла Юрьева.
3.2.Прослушивание романса в классическом варианте в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина, Изабеллы Юрьевой (по возможности времени))
3.3. Практическая часть:
3.3.1.Определение характера произведения, тональности, темпа;
3.3.2.Разбор нотного текста партий правой и левой руки отдельно.
Важным моментом в работе над данным произведением является аккомпанемент. Именно аккомпанемент помогает лучше понять произведение, определить его характер и даёт возможность ученику познакомиться с простыми приёмами сопровождения. А также развивает внутреннюю пульсацию, совершенствует навык владения метро - ритмом (сильная доля, пульсация).
В данной пьесе – вальсовый аккомпанемент, построен по схеме бас-аккорд-аккорд. Очень важно правильно сформировать навык исполнения: опора на бас и лёгкость 2 ой и 3 ей долей.
Так же этот аккомпанемент полезно проучить со счётом вслух, выделяя голосом 1ую долю. Это способствует выработке точной ритмической пульсации. (Ученица исполняет аккомпанемент со счётом вслух, ярко выделяя 1ую долю).
Полным овладением партией признано тогда, когда ученик может наизусть аккомпанировать педагогу, исполняющему мелодию. (Вместе с ученицей, в паре исполняем пьесу)
В работе над выразительностью большое место занимает мелодия (партия правой руки). При этом, важно прежде всего уяснить развитие мелодии, её членение на построения, ознакомиться с фразами, мотивами. (Разбираем строение мелодии l части: определяем предложения – их 2; отмечаем фразы и главные звуки в каждой; затем Софья проигрывает их, выделяя кульминацию в каждой, соблюдая правильные пальцы). (Вместе с ученицей делаем устный разбор мелодии, сопоставляя со словесным текстом, затем отрабатываем все элементы). Важное значение в произведениях имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. В данном романсе, прежде всего, необходимо ознакомить ученика с фразировочными – лигами. Здесь большое влияние оказывает снятие рук. (Отрабатываем с ученицей этот приём, добиваемся точных штрихов исполнения.
С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Выбор наиболее удачных пальцев тесно связан с задачами фразировки, динамики. Следует познакомить ученика с принципами аппликатуры – это экономия движений и равномерное использование всех пальцев, чтобы лучше выявить характер задуманной звучности. Большое значение в передаче художественного образа имеют динамические средства выразительности. В данном произведении следует добиваться волнообразности звучания; отработать приём – чередование динамических нарастаний и спадов звучности.
(Ученица проигрывает каждую часть сначала отдельно каждой рукой, затем двумя с динамическими оттенками, перед этим ответив на вопросы по дидактическим карточкам что такое mf, f, mp) Ещё одно немаловажное достоинство пьес вальсового характера – формирование координации. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребёнок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу. (Ученица исполняет первое предложение пьесы, контролируя слухом звуковое соотношение между руками).

IV этап - контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения навыками осмысления произведения в целом, их коррекция.
Содержание этапа: исполнение произведения в целости, с учётом проработанных элементов.
Последний этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением художественных задач. При этом на первый план выдвигается задача собирания отдельных эпизодов в единое целое, выявление главной кульминации всего произведения, соблюдение динамики.
V этап - итоговый
Задачи: подведение итогов урока
Содержание этапа: анализ и оценка работы обучающейся, определение задач для самостоятельной работы.
Самоанализ ученика своей работы.
Анализ преподавателя работы ученицы на уроке, уровень овладения навыками, оценка за работу.
Домашнее задание.
В заключение по возможности можно показать формы работы: чтение нот с листа, исполнение ранее выученных пьес с целью накопления концертного репертуара.